RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бюджет

Одна из главных интриг 2024 года — сумеет ли Украина профинансировать армию. Что говорят эксперты

Фото: архив

Правительство предлагает в нынешнем году увеличить расходы госбюджета на оборону и безопасность почти на 500 миллиардов гривен. Это необходимо, в частности, для закупки вооружений для ВСУ, а также выплат денежного довольствия и премий военным на передовой. Около 140 миллиардов гривен из указанной суммы планируется получить за счет увеличения налогов. Но удастся ли таким образом найти необходимые средства? "Апостроф" разбирался в этом вопросе.

Кабинет министров Украины предлагает увеличить финансирование сектора обороны и безопасности почти на полтриллиона гривен. Предполагается, что расходы общего фонда госбюджета возрастут на 500,3 миллиарда гривен, из которых на безопасность и оборону направят 495,3 миллиарда гривен.

Из этих денег, в частности, 185,8 миллиарда гривен пойдут на закупку и модернизацию военной техники и вооружений, 147,2 миллиарда гривен – непосредственно Вооруженным силам Украины, 48,2 миллиарда гривен – Национальной гвардии, 41,9 миллиарда гривен – Государственной пограничной службе, 40 7 миллиарда гривен – Государственной специальной службе транспорта Министерства обороны, 15,2 миллиарда гривен – Национальной полиции, 7,5 миллиарда гривен – ГУР Минобороны, 5,1 миллиарда гривен – СБУ, 2,8 миллиарда гривен – Государственной службе по чрезвычайным ситуациям.

Правительство планирует несколько сэкономить на других бюджетных расходах - на 65,7 миллиарда гривен, в том числе отказавшись от обслуживания государственного долга на 61,8 миллиарда гривен (ранее Верховная Рада разрешила Кабмину приостановить выплаты по внешнему госдолгу).

Однако главным источником получения необходимых средств должен стать рост доходной части госбюджета на 214,5 миллиарда гривен. В частности, речь идет о дополнительных поступлениях в размере 138,7 миллиарда гривен от увеличения налогов.

Так, правительство предлагает увеличить ставку военного сбора с 1,5% до 5% . Кроме того, планируется установить уплату военного сбора на уровне 1% для ФЛП, являющихся плательщиками единого налога третьей группы.

Также должен быть введен военный сбор в размере 30% от стоимости ювелирных изделий, которые реализуются юридическими и физическими лицами. Еще предлагается ввести военный сбор в размере 15% от стоимости автомобиля при его покупке, когда авто подлежит первой государственной регистрации в Украине (за исключением автомобилей лиц с инвалидностью). При продаже недвижимости предлагается уплачивать 5% военного сбора от полученного дохода.

Поставщики услуг мобильной связи будут платить военный сбор на уровне тех же 5%.

Помимо прочего, ожидается введение акциза на "сладкую" воду, авансовых платежей на прибыль для АЗС и т.д.

Увеличили налог, да не тот

О намерениях властей увеличить налоги было известно еще в мае. Тогда речь шла о повышении НДС с 20% до 22% или даже 23%, а также военного сбора с нынешних 1,5% до 5%.

Как видим, от идеи поднять НДС правительство, по крайней мере на сегодняшний день, отказалось (ставка 20%, которая действует сейчас, сохранена в бюджетной декларации на 2025-2027 годы). Это при том, что НДС очень "легко" собирать, ведь он заложен в цену почти всех товаров и услуг, которые продаются в Украине.

Однако планируется увеличить – более чем в три раза – ставку военного сбора, что фактически приведет к росту налоговой нагрузки, прежде всего, на наемных работников, которые будут вынуждены отдавать со своих доходов 23% (18% налог на доходы физических лиц плюс 5% военного сбора).

Введение разных ставок военного сбора на различные виды деловой активности также увеличит налоговую нагрузку для бизнеса и населения.

Решение правительства об увеличении расходов госбюджета и поднятии налогов прокомментировал в своем телеграмм-канале глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

"Да, это плохое решение, которое будет сдерживать экономическое восстановление, рост доходов граждан и потенциально будет нести риски для макрофинансовой стабильности. Но другого пути... сейчас нет, потому что уже через несколько месяцев мы столкнемся со значительным дефицитом средств на текущее содержание армии , что начнет резко углубляться под конец года", - заявил нардеп.

Инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса также считает неизбежным повышение налогов. Однако он выражает сомнения, правильно ли были выбраны налоги.

"По моему мнению, военный сбор выглядит хуже, чем повышение НДС. Ведь НДС – это налог на потребление, это более приемлемо: потребляешь – плати. Плюс это налог, который одинаково затрагивает и "серых и белых", - сказал эксперт в разговоре с "Апострофом". - В чем недостаток военного сбора - он усиливает давление на "белый" бизнес.

Эксперт CASE Украина Владимир Дубровский согласен с мнением, что гораздо лучше было бы повысить НДС, а не военный сбор.

"Если временно установить надбавку в 5%, этого всего (что связано с военным сбором) было бы не нужно, - сказал он в разговоре с изданием. - А все эти сборы с покупок, продаж, акцизы - все они нуждаются в механизмах внедрения. Поэтому быстро их внедрить не удастся, и поэтому здесь возможен провал".

Будут ли деньги?

С учетом вышеизложенного возникает вопрос – найдет ли правительство благодаря своим инициативам деньги, которые необходимы для финансирования армии?

"Найдут", - коротко сказал "Апострофу" первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк (фракция "Голос"), не конкретизируя при этом свой ответ.

Несколько других нардепов из профильных комитетов Рады вообще отказались комментировать налоговые предложения правительства по тем или иным причинам.

Реальный же ответ на этот вопрос, вероятно, не самый утешительный.

По словам Владимира Дубровского, большинство из предложенных правительством налогов наверняка не принесут запланированные средства в бюджет. В частности, это касается военного сбора в размере 30% на ювелирные изделия и в 5% на продажу жилья физическими лицами - эти рынки просто загонят в "тень", а потому правительство просто не получит те запланированные поступления.

"Минфин у нас планирует линейно – если есть определенный объем продаж ювелирки, его просто умножат на 30% и считают, еще это будут поступления в бюджет. Но так не будет, и вероятно, вообще поступления от этой отрасли уменьшатся за счет "тенизации", – объясняет эксперт.

Приблизительно так же будет и с налогом на покупку автомобилей в размере 15%: "Там не будет "тенизации", потому что она невозможна, но авто резко прекратят покупать – это отложат на определенное время в ожидание того, что этот налог снимут. Потому что переплатить 15% за автомобиль – это ну очень много".

Таким образом, велик риск того, что необходимой суммы на оборону и безопасность, то есть на войну против России, не будет.

"Это очень непрофессионально - то, что они (правительство) закладывали в такие налоги, и они (налоги), скорее всего, не дадут ожидаемых поступлений даже и близко" , - подытожил Владимир Дубровский.

Новини партнерів

Читайте также

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Проект бюджета Украины на 2025 год выглядит реалистичным, но риски, связанные с его наполнением, остаются

Кабмин замораживает прожиточный минимум: что будет с зарплатами украинцев

Результатом заморозки размеров минимальной зарплаты и прожиточного минимума в Украине станет дальнейшее обнищание наиболее уязвимых граждан