RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бюджет

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Украина рассчитывает на десятки миллиардов помощи от союзников

Украина рассчитывает на десятки миллиардов помощи от союзников Фото: pixabay.com

Кабинет министров подал в Верховную Раду проект государственного бюджета на 2025 год. Как и в предыдущие два года речь идет о бюджете войны, в котором более половины всех расходов будут направлены на финансирование сектора безопасности и обороны. "Апостроф" проанализировал документ, который сейчас готовится к рассмотрению в первом чтении.

Правительство Украины подготовило и направило в Верховную Раду проект госбюджета на 2025 год. После того, как документ изучат в профильном комитете, его внесут на рассмотрение в сессионный зал, где, скорее всего, без особых дискуссий примут в первом чтении. После этого бюджет вернут в Кабмин на доработку, и, вероятно, в конце октября – начале ноября он снова окажется в Раде. Народные избранники, скорее всего, не будут иметь серьезных претензий к бюджету, а потому утвердят его во втором чтении и в целом как закон.

Между чтениями бюджет может претерпеть некоторые изменения, однако, как показывает опыт предыдущих военных лет, правки вряд ли будут существенными, а потому о том, что собой будет представлять государственная смета на следующий год, можно судить уже сегодня.

Бюджет войны

Главная особенность бюджета-2025, - это то, что основные его расходы, как и в нынешнем году, связаны с сектором безопасности и обороны, на который планируется направить 2,22 триллиона гривен или 56,4% всей расходной части бюджета.

В бюджете на 2024 год расходы на безопасность и оборону составляли около 1,7 триллиона гривен, однако в сентябре их увеличили еще на 500 миллиардов, и таким образом они оказались сопоставимыми с теми, что запланированы на следующий год. Другое дело, что мы пока не знаем, будут ли корректироваться оборонные расходы ближе к концу 2025 года, как это произошло с бюджетом этого года.

Второй по размеру статьей бюджетных расходов в следующем году станет социальная сфера. На нее планируется потратить 414,2 миллиарда гривен, что немного меньше, чем в текущем году (469 миллиардов гривен). Возможно, это связано с тем, что в 2025 году не планируется увеличивать размеры прожиточного минимума и минимальной зарплаты, тогда как в 2024 году такие повышения произошли, причем минимальной зарплаты – дважды.

Теоретически, нардепы могут повысить размеры как прожиточного минимума, так и минимальной зарплаты, однако, скорее всего, этого не произойдет. Таким образом, в следующем году средний прожиточный минимум наверняка сохранится на уровне 2920 гривен, минимальная зарплата – 8000 гривен.

А вот средняя зарплата в следующем году должна вырасти – до 24 389 гривен с 21 809 гривен в нынешнем. Правда, размер средней зарплаты, в отличие от минимальной, устанавливается не правительством или парламентом, а рынком, а потому является исключительно расчетной величиной.

На систему здравоохранения в следующем году планируется направить 210,7 миллиарда гривен. Это чуть больше, чем в бюджете этого года (201 миллиард гривен), однако с учетом инфляции будет примерно то же самое.

На сферу образования в 2025 году хотят выделить 169,3 миллиарда гривен, что немного меньше, чем в 2024 году (171,2 миллиарда гривен).

А вот на поддержку ветеранов планируется направить в 2,5 раза меньше, чем в нынешнем - 5,8 миллиарда гривен против 15 миллиардов.

"Сейчас государственный бюджет аккумулирует все средства для обеспечения Сил обороны, которые защищают наше государство. Соответственно, есть такое предложение сократить расходы, в том числе на Министерство ветеранов – и на штатное расписание, и различные программы, которые они вели, - рассказал в комментарии "Апострофу" член комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Сергей Гривко. - В то же время, Министерство ветеранов сейчас ищет пути и методы обеспечения этих программ через другие источники, с тем чтобы защитить ветеранов в законодательном поле, обеспечить достойную ветеранскую политику".

Дефицит и союзники

Ожидается, что ВВП в 2025 году вырастет на 2,7%. В бюджет-2024 показатель экономического роста был заложен на уровне 4,6%, однако по прогнозам международных финансовых организаций, по факту он будет меньше – порядка 3-3,5%.

Инфляция в следующем году ожидается на уровне 9,5% (в бюджете на этот год она заложена на уровне 9,7%, хотя по факту может оказаться ниже – порядка 8%).

Среднегодовой курс доллара в 2025 году прогнозируется на уровне 45 гривен (в бюджете 2024 – 40,7 гривны). В окончательной редакции бюджета он может быть скорректирован, однако эксперты, опрошенные "Апострофом", считают заложенный в бюджет курс вполне реалистичным. В любом случае, это – расчетный показатель, который не обязательно (хотя и желательно) должен совпасть с реальным курсом. По нему считаются валютные доходы бюджета, и, если реальный курс окажется ниже, чем тот, что заложен в бюджет, валютные доходы в гривнах (и, соответственно, доходы в целом) окажутся меньше запланированных.

Кстати, о доходах – в 2025 году они должны будут составить 2,3 триллиона гривен. Это значительное увеличение по сравнению с нынешнем годом (1,8 триллиона гривен). Такой рост доходной части бюджета связан с существенным повышением налогов, которое должно состояться к концу 2024 года.

Бюджетные расходы тоже увеличатся. В 2024 году (после сентябрьской корректировки) они составляют 3,85 триллиона гривен, в 2025 году их планируют на уровне 3,9 триллиона гривен (при этом их могут увеличить как перед окончательным чтением, так и на протяжении следующего года).

Как и в предыдущие годы, бюджет-2025 будет дефицитным. Дефицит составит 1,64 триллиона гривен или 19,4% ВВП. В 2024 году предельный дефицит бюджета запланирован на уровне 1,57 триллиона гривен или 20,6% ВВП.

Украинское правительство надеется, что в следующем году зарубежные партнеры продолжат оказывать нам финансовую помощь. В бюджете-2025 она оценена в 1,75 триллиона гривен или, в эквиваленте, примерно в 38,8 миллиарда долларов (в нынешнем году общий размер зарубежной помощи ожидается на уровне около 38 миллиардов долларов). По идее, это должно перекрыть бюджетный дефицит, даже с запасом. Вопрос лишь в том, готовы ли наши союзники выделить такие средства.

Риски и угрозы

Бюджет страны, которая находится в состоянии войны, это всегда вызов, всегда риски, всегда угрозы. Соответственно, характеристики, которые любят использовать в мирное время – "бюджет развития", "бюджет проедания" и тому подобное – в нынешней ситуации абсолютно неуместны.

Тем не менее, насколько является реалистичным – учитывая обстоятельства - проект бюджета на следующий год, который подготовил Кабмин?

"Он реалистичный, - сказал "Апострофу" первый заместитель комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк. – Были бы деньги!"

Про деньги – это, безусловно важное дополнение, и это, пожалуй, самый важный риск для бюджета и его исполнения.

Впрочем, эксперты также считают, что представленный правительством документ вполне жизнеспособен.

"Бюджет абсолютно реалистичный, - говорит в комментарии изданию координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. – Единственное, это то, что около 40 миллиардов - на Дорожный фонд (43,2 миллиарда гривен - "Апостроф"). Половину можно было бы перебросить на оборону".

"Насколько можно вообще что-то предугадать, возможно, он и реалистичный, - добавляет в разговоре с "Апострофом" эксперт CASE Украина Владимир Дубровский. - Однако мы видим, что в последние два года в связи с известными причинами у нас бюджет не предсказуемый, его в течение года увеличивают на 20-30%. Плюс большая неуверенность связана с финансированием со стороны наших партнеров".

Разумеется, многое будет зависеть от результатов президентских выборов в США, которые состоятся в начале ноября, и совершенно непонятно, как поведет себя Дональд Трамп, если он победит на этих выборах (с Камалой Харрис, вроде бы, понятнее, но и ее будущую политику предсказать невозможно).

"В целом, на это время все выглядит достаточно неплохо (с перспективами выделения зарубежной помощи), но в любой момент может что-нибудь случиться", - резюмирует Олег Гетман.

Новини партнерів

Читайте также