Национальный банк Украины повысил официальный курс доллара с 29,25 гривен до 36,6 гривен, то есть на 25%. Свое решение регулятор объясняет необходимостью обеспечить сбалансированность валютного рынка и устойчивость отечественной экономики в условиях войны. "Апостроф" разбирался, почему НБУ был вынужден пойти на такой шаг, каковы его положительные и отрицательные последствия.
Почти пять месяцев официальный курс Нацбанка держался на уровне 29,25 гривен за доллар. Но с 21 июля курс доллара взлетел на 25%. Свой шаг Нацбанк пояснил необходимостью сбалансировать валютный рынок и поддержать устойчивость экономики в условиях войны.
"Фиксация курса доллара с первых часов полномасштабной войны на уровне 29,25 помогла обеспечить стабильную работу финансовой системы. Механизм фиксации курса по сей день остается стабилизатором экономики. Но учитывая существенные изменения экономик Украины и мира, произошедшие за пять месяцев войны, уровень фиксированного курса требовал корректировки", - заявил руководитель Нацбанка Кирилл Шевченко.
Глава НБУ добавил, что новый уровень курса станет якорем для экономики и придаст ей устойчивость в условиях неопределенности. Новый фиксированный курс позволит Нацбанку сохранить контроль за динамикой инфляции, а также поддерживать бесперебойную работу финансовой системы.
"Это ключевая предпосылка стабильного функционирования экономики, жизненно необходимой в условиях войны", – подчеркнул Кирилл Шевченко.
Вынужденный шаг
Финансисты уже достаточно давно говорили о том, что официальный валютный курс нуждается в корректировке, так как он стал существенно ниже курса "черного" рынка, а такая ситуация неизбежно порождает различные "схемы".
"Давно накопились перекосы. Экспортеры придерживали (валютную) выручку, поскольку не хотели с таким курсом работать. Ситуация накалялась. Банки за безнал покупали наличную валюту, заводили ее сюда и продавали, зарабатывая на разнице", - сказал в комментарии "Апострофу" аналитик финансовых рынков Андрей Шевчишин.
По его словам, когда государственные "ПриватБанк" и "Ощаданк", а также некоторые другие финучреждения значительно подняли валютный курс для карточных операций, создалось впечатление, что регулятор прощупывал почву: "Нацбанк получил информацию, как в связи с ростом курса изменяется ситуация, и принял решение".
Инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса также убежден, что у Нацбанка уже просто не было возможности удерживать курс на прежнем уровне.
"У НБУ был выбор между плохим решением и очень плохим решением. Фиксированный курс – это плохое решение, но отпустить его (в свободное плавание) было бы очень плохим решением в данной ситуации, - сказал Фурса в разговоре с "Апострофом". – Хороших решений здесь просто нет (из-за войны)".
В свою очередь, экономист, член Совета НБУ Виталий Шапран в разговоре с "Апострофом" отметил, что сейчас Нацбанк не готов отпустить валютный курс, поскольку на рынке пока отсутствуют фундаментальные факторы, которые могли бы ему придать позитивную динамику.
"Южные порты остаются заблокированными, хотя переговоры сдвинулись с мертвой точки, а поступление западной помощи растянулось во времени", - подчеркнул Шапран.
Эксперт также считает, что решение регулятора имеет ряд позитивных моментов.
"Это и рост будущих доходов Минфина от полученной международной помощи, а также от налогообложения внешнеэкономической деятельности. И стимул для экспортеров, которые наконец-то смогут продавать валюту по более высокому курсу, - рассказывает Шапран. - Также произошло устранение возможностей для маржинальных операций между курсами. Кроме того, НБУ придется меньше тратить золотовалютных резервов для поддержки рынка".
Что теперь будет с курсом
Если с необходимостью корректировки валютного курса в целом все понятно, то к величине курса есть вопросы.
Вряд ли здесь речь о том, что 36,6 – это температура, символизирующая здоровье.
"Почему выбрали такой курс – потому что он наиболее приближен к нынешнему курсу "черного" рынка", - говорит Сергей Фурса.
В свою очередь, Андрей Шевчишин отмечает, что Нацбанк установил курс выше девальвационных ожиданий, которые находились на уровне 35-36 гривен/доллар.
А по мнению Виталия Шапрана, установленный курсовой ориентир не является удачным.
"Это, скорее, верхний предел наличного рынка, - пояснил он. – Понятно, что авторы этой отметки делали шаг с запасом на ожидании положительных сдвигов, но у меня есть сомнения, что нужно было выбирать верхнюю границу наличного рынка".
Кстати, а что будет после решения НБУ с курсом "черного" рынка? Повысится ли он вслед за официальным, или останется на месте?
"Сразу вверх он пойти не должен, но в среднесрочной перспективе будет расти, - говорит Сергей Фурса. - Давление (на гривну) однозначно будет сохраняться, и оно будет, в первую очередь, отражаться на "черном" рынке".
Андрей Шевчишин также считает, что тренд на рост валютного курса сохранится. При этом, по его словам, в определенных обстоятельствах он может и стабилизироваться.
"Мы договорились об отсрочке (выплат) по внешним обязательствам, экспорт потихоньку пошел (а, значит, можно ждать увеличения поступлений валюты в страну – "Апостроф"), поэтому есть предпосылки для стабилизации и даже отката курса, - говорит эксперт. - Но пока спрос (на валюту) выше, а альтернатив валюте нет".
По мнению Виталия Шапрана, снижение курса доллара вполне возможно.
"Это может произойти, если будет действие одного из фундаментальных факторов - открытие портов и/или приход существенной помощи от международных партнеров, - поясняет экономист. - Думаю, как только заработает один из факторов, стоит открывать межбанк и переходить на довоенный режим работы валютного рынка".
Отметим, что валютный рынок уже отреагировал на изменение официального курса. Так, на валютном аукционе курс достиг отметки 38,4 грн/долл в продаже (это на 1,5 грн дороже показателей 20 июля) и 37,66 грн/долл в покупке (больше на 1 грн по сравнению с 20 июля). Такой же курс наблюдался во второй половине дня в обменниках столицы.
Все опять подорожает
У решения Нацбанка есть не только плюсы, но и минусы.
"Рынок почувствует ускорение инфляции. Чем больше гривны будет получать Минфин за международную помощь (чем выше валютный курс, тем больше сумма в гривнах – "Апостроф"), тем больше гривны будет идти в обращение, а это значит, что инфляция может ускоряться по монетарным причинам", - говорит Виталий Шапран.
Особенно сильно возросший курс ударит по так называемому критическому импорту.
"Критический импорт, который поступал к нам по курсу 29,25 гривны/доллар, будут теперь покупать по курсу 36,6, - поясняет Андрей Шевчишин. - И это, конечно же, инфляционный импульс".
Так, например, по его словам, подскочит в цене бензин и другое автомобильное топливо, которое сегодня в Украине на 100% импортное.
"Может не на 25%, а меньше, но рост цен будет", - говорит Шевчишин.
От себя добавим, что увеличение цен на горючее неизбежно приводит к росту цен на самые различные товары и услуги. Напомним, что инфляция в 2022 году ожидается на уровне 20-25%, а на некоторые товары, в том числе, продовольственные, рост цен может оказаться существенным.