В августе, как ожидается, госагентство "Укравтодор" получит нового руководителя. По данным источников "Апостроф. Экономика", им станет экс-министр транспорта Польши Славомир Новак. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, новым главой госагентства будет человек, "который в своем профессиональном прошлом не имеет коррупционной составляющей". Однако кандидат на должность руководителя "Укравтодора" едва ли соответствует этим требованиям: у себя на родине Новак запомнился скандалом вокруг приобретения дорогих швейцарских часов, из-за которых ему пришлось покинуть свой пост.
Практика назначения иностранцев на руководящие посты в украинских госструктурах продолжается. Очередным "варягом" станет новый руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодор").
Как удалось узнать "Апостроф. Экономика", главой "Укравтодора" станет бывший министр транспорта Польши Славомир Новак.
Кабинет министров уволил главу "Укравтодора" Андрея Батищева 1 июня 2016 года. Исполняющим обязанности руководителя госагентства был назначен его первый заместитель Евгений Барах.
Через несколько дней после этого министр инфраструктуры Владимир Омелян объявил о старте конкурсного отбора на должность главы "Укравтодора". По словам Омеляна, по результатам конкурса агентство должен возглавить "незаангажированный, не обремененный политическими или лоббистскими влияниями человек, который в своем профессиональном прошлом не имеет коррупционной составляющей". Министр также отметил, что новым руководителем "Укравтодора" станет человек с западным опытом. Позже он сообщил, что новый глава госагентства начнет работу до конца августа.
Вместе с тем, источник "Апостроф. Экономика" в Министерстве экономического развития и торговли сообщил, что конкурс на замещение должности главы "Укравтодора" не объявлен. Есть вероятность, что Новак будет назначен на должность без проведения конкурса, поскольку согласно постановлению правительства от 3 сентября 2008 года (№777) "О проведении конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования сектора экономики", "Укравтодор" работает как орган государственной власти, и на не него не распространяется требование назначать руководителя по результатам конкурса. Изданию не удалось получить комментарий Мининфраструктуры по этому вопросу.
В любом случае, назвать кандидатуру Новака соответствующей выдвинутым требованиям довольно сложно. В 2013 году он со скандалом покинул пост министра транспорта Польши. Журналисты польского издания Wprost "разглядели" на руке чиновника часы Maxi Marine Chronometer швейцарской фирмы Ulysse Nardin. Стоимость часов оценили минимум в 17 тысяч злотых (около $5,5 тыс.). Кроме того, СМИ обвинили Новака в излишне тесных контактах с бизнесом.
Согласно польскому законодательству, чиновники обязаны декларировать имущество, стоимость которого превышает 10 тыс. злотых (около $3,5 тыс.). Новак в своей декларации часы не указал. В связи с этим прокуратура выдвинула ему обвинения.
Новак своей вины не признал, но, как уже было сказано, ушел в отставку. Он также, будучи депутатом польского Сейма, отказался от депутатского иммунитета. Экс-министру грозило до трех лет тюрьмы, однако в результате дело закончилось тем, что любителя дорогих часов обязали заплатить штраф, соответствовавший стоимости аксессуара.
В 2014 году экс-министр попал в очередной скандал: все тот же Wprost опубликовал расшифровки записей незаконного прослушивания польских политиков, на одной из которых, человек с голосом, похожим на голос Новака, обсуждает с человеком, чей голос похож на голос бывшего замминистра финансов Анджея Парафияновича, вопросы, связанные с налоговой проверкой бизнеса жены Новака.
Как выяснилось, Новак уже имеет некоторое представление об инфраструктуре Украины. В феврале 2016 года он посещал с двухдневным визитом Ивано-Франковскую область, в ходе которого обсуждались инфраструктурные проекты.
В настоящее время Новак сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития в качестве консультанта.
Напомним, ранее другой поляк - экс-глава PKP Войцех Балчун - был назначен руководителем госкомпании ПАО "Укрзализныця". В апреле 2016 года тогдашний министр экономического развития и торговли Абромавичус назвал Балчуна "польским Славой Вакарчуком", намекая на то, что он параллельно с работой в PKP продолжал играть в рок-группе.