RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Внешняя торговля

Военно-мор­ские силы работают: есть ли жизнь без "зернового коридора"

Вывоз продукции из украинских портов продолжается, несмотря на попытки россиян ему помешать

Вывоз продукции из украинских портов продолжается, несмотря на попытки россиян ему помешать  Одесский порт Фото: ГП "Одесский морской торговый порт"

Три месяца прошло с того времени, как Россия в одностороннем порядке вышла из "зерновой сделки", в рамках которой осуществлялся экспорт сельскохозяйственной продукции из Украины, после чего бросила все свои силы на срыв поставок украинского зерна, нанося ракетные удары по портам в Одесской области и блокируя проход судов в Черном море. Тем не менее, наша страна при поддержке союзников смогла наладить вывоз своей продукции на мировые рынки, и дело не ограничивается только зерном. "Апостроф" выяснял, как сейчас осуществляется экспорт украинских товаров, в первую очередь, по коридорам в Черном море, а также как страна-агрессор пытается этому помешать.

Дороже транспорт - дешевле зерно

Продукция аграрного сектора является для Украины одним из основных источников поступления экспортной выручки. Однако она нуждается в обеспечении надежных транспортных коридоров, поскольку речь идет о миллионах тонн грузов.

Именно для того, чтобы перекрыть поток украинского зерна и, соответственно, лишить нашу страну прибыли от экспорта, Россия в июле нынешнего года прекратила деятельность "зернового коридора" в Черном море и принялась систематически уничтожать инфраструктуру украинских портов ракетными обстрелами.

Это, безусловно, создало огромные проблемы для украинского экспорта по морю. В период работы коридора украинские порты отгружали в среднем около 5 миллионов тонн продукции в месяц. Рекордный объем был зафиксирован в марте нынешнего года – 5,8 миллиона тонн. Однако после этого объемы транспортировки неуклонно падали. А после полной остановки "зерновой инициативы" стабилизировались на уровне 2,3-2,4 миллиона тонн в месяц.

К этой цифре можно относиться по-разному. С одной стороны, кажется чудом то, что в условиях блокирования морских путей и постоянных бомбардировок портов Украине все же удается вывозить по морю около половины грузов, которые обеспечивал "зерновой коридор". С другой, - эти объемы все же очевидно недостаточны для того, чтобы реализовать всю имеющуюся для экспорта продукцию отечественных аграриев.

"Сейчас экспорт преимущественно идет через дунайские порты, однако они не могут удовлетворить все потребности. В реку не могут заходить крупные морские корабли. К тому же, уровень воды в Дунае сейчас снизился, что еще больше ограничивает тоннажность судов", - рассказал "Апострофу" заместитель главы Всеукраинской аграрной рады Денис Марчук.

Поэтому транспортировка через дунайские порты ощутимо дороже, чем через черноморские. И это сильно бьет по доходам отечественных производителей. Ведь рыночная цена состоит из стоимости зерна и его доставки потребителям. И если цена транспорта растет, значит, аграриям приходится продавать свою продукцию дешевле.

Сегодня трейдеры и правительство Украины прилагают большие усилия для того, чтобы расширить возможности транспортирования сельскохозяйственной продукции. Отрабатываются маршруты доставки зерновых по железной дороге в порты европейских стран - Румынии, Польше, Хорватии и т.д.

"Такие возможности существуют, и они при необходимости будут использоваться, - утверждает Денис Марчук. - Так что зерно в любом случае будет вывозиться. Такой ситуации, которая была после российского вторжения в 2022 году, когда экспорт полгода стоял, уже не будет. Поэтому вопрос, скорее, не в том, удастся ли продать продукцию, а в том, какой будет ее цена. Например, тонна пшеницы в Констанце (порт в Румынии - "Апостроф") стоит 235 долларов, логистика забирает 110 долларов. Нашим производителям остается 125 долларов, что ниже себестоимости производств. А если везти зерно, например, в Хорватию, то стоимость перевозки вырастет еще больше".

Коридор возможностей

Сложившаяся ситуация может угрожать продовольственной безопасности, как в Украине, так и во всем мире.

"Поскольку на данный момент мы экспортируем меньшие объемы, чем нужно, и логистика дорогая, это приводит к тому, что в Украине возникает избыток предложения и формируются низкие внутренние цены на аграрную продукцию, - рассказал "Апострофу" советник министра аграрной политики и продовольствия Михаил Соколов.- По ряду культур цены на данный момент ниже себестоимости. Это приводит к тому, что хозяйства несут убытки, и есть опасность того, что в следующем году они будут меньше сеять".

Примером может служить гречка, которая в последнее время сильно подешевела. Сегодня в киевских супермаркетах ее можно приобрести по 32-33 гривны, а иногда и дешевле. Это, безусловно, радует покупателей, но может обернуться неприятностями в будущем.

"В нынешнем году в Украине выращен хороший урожай гречки - более 180 тысяч тонн, тогда как еще до российского полномасштабного вторжения годовая потребность составляла 116 тысяч тонн, - рассказывает Денис Марчук. - На экспорт эта культура практически не идет, поэтому мы имеем перепроизводство. За счет большого предложения цена резко пошла вниз, и есть опасения, что фермеры, которые сейчас вынуждены продавать гречку по дешевке, в следующем году не станут ее сеять. И тогда мы получим дефицит этой культуры".

Для того чтобы смягчить потери от удорожания логистики, правительство принимает меры по поддержке аграрного сектора.

"В первую очередь, речь идет о льготном кредитовании производителей по программе "5-7-9" , - говорит Михаил Соколов. - Сейчас рассматривается вопрос о расширении этой программы, увеличении объемов кредитования и государственных гарантий" .

Однако реальным решением вопроса для украинских производителей было бы не кредитование, даже льготное, а создание возможностей для экспорта надлежащего количества зерна из морских портов.

Над решением этого вопроса сейчас работают Военно-морские силы ВСУ, создавая гуманитарный морской коридор, который пролегает преимущественно по территориальным водам Турции, Болгарии и Румынии.

"Коридор уже начал работать, - говорит Денис Марчук. - В октябре по нему уже удалось вывезти около 300 тысяч тонн зерна. И если в последующие месяцы удастся довести пропускную способность хотя бы до 1,5 миллиона тонн, это очень поможет аграриям и позволит несколько увеличить внутреннюю цену на зерно" .

Следует отметить, что грузооборот по новому коридору продолжает увеличиваться. По данным Bloomberg, с середины сентября, когда начал работать коридор, в порты Большой Одессы зашли 32 судна, общая мощность которых составляет около 1,4 миллиона тонн. Агентство также ссылается на депутата Верховной Рады - члена комитета по вопросам аграрной и земельной политики Дмитрия Соломчука, который сообщил, что на суда загружено около 1 миллиона тонн зерна.

Также важно то, что, как сообщает Bloomberg, по крайней мере девять судов из тех, что зашли в указанный период в черноморские порты Украины, относятся к классу Panamax, то есть являются крупнейшими судами, которые перевозят зерно по всему миру, а это значит, что судовладельцы готовы к возможным рискам.

Кроме того, сегодня суда вывозят из Украины металлопродукцию, тогда как так называемая "зерновая сделка" предусматривала только экспорт зерна, продовольственных товаров и удобрений.

Осторожно, мины!

Россияне, тем временем, решают диаметрально противоположную задачу, пытаясь помешать Украине использовать морские пути для транспортировки своей продукции.

Прямо топить гражданские суда, груженые зерном, они пока не решаются, понимая, очевидно, что мало кто в мире поддержит подобную деятельность. Но они пытаются запугать судовладельцев и отбить у них охоту к плаванию в порты Украины. В частности, в августе россияне начали останавливать суда, которые направлялись в пролив Босфор якобы для осмотра. В одном случае российский военный корабль даже открыл предупредительный огонь.

Однако эту деятельность быстро пришлось свернуть.

"Попытка пиратства в юго-западной части Черного моря не удалась, - констатирует в разговоре с "Апострофом" руководитель программ по вопросам безопасности центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Павел Лакийчук. - Россия получила мощный политико-дипломатический отпор от многих государств в том числе, от Турции. Поэтому больше атаковать суда в территориальных водах стран НАТО россияне не решаются".

Вместо этого они направили свои ракетно-дроновые атаки на украинские порты, пытаясь таким образом помешать загрузке судов и запугать судовладельцев. По словам эксперта, за июль-сентябрь было разрушено около 40% инфраструктуры, связанной с перевалкой сельхозпродукции. И очевидно, зимой россияне вместе с энергетическими объектами будут обстреливать и порты.

Еще один возможный метод устрашения – минирование морских путей. По словам Павла Лакийчука, россияне не скрывают своих намерений прибегнуть к такой разновидности терроризма. Правда, они пока не решаются входить в территориальные воды стран НАТО. А ставить мины у украинских берегов они тоже боятся, поскольку корабли могут быть поражены противокорабельными ракетами или другими средствами.

"Поэтому они используют более коварные способы, - говорит Лакийчук. - Течения в северной части Черного моря омывают берега дугой. И если бросить мины в воду возле Крыма, то их понесет вдоль берегов Украины в территориальные воды Румынии и Болгарии. Еще один способ, который они используют, - бомбардировка собственных минных полей, расставленных раньше. Когда они сбрасывают туда с самолетов мощные бомбы, часть мин срывает с цепей и несет теми же течениями".

По словам эксперта, подобные действия – типичный терроризм, поскольку траекторию мин, которые свободно плавают в море по воле ветра и волн, невозможно рассчитать или предусмотреть. Они могут оказаться где угодно, и на них может наткнуться любое судно.

Возможным подтверждением того, что россияне используют подобные способы, является недавний случай с турецким судном Kafkametler, которое 5 октября наскочило на мину в румынских территориальных водах возле дельты Дуная. К счастью, корабль не получил значительных повреждений и не затонул.

"Задача россиян - сделать движение по этим коридорам максимально опасным и непредсказуемым, - объясняет Павел Лакийчук. - Это должно увеличить стоимость страховки судов и уменьшить количество желающих совершать рейсы в Украину. В определенной мере, как видим, это им удается. Однако, судя по статистике проходов по коридору (количество судов, следующих в Украину, постоянно увеличивается) и настроениям перевозчиков и покупателей зерна, остановить движение по коридору россиянам не удастся".

Читайте также: Месяц без "зерновой сделки": как Украина и союзники утирают нос России

Новини партнерів