RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Внешняя торговля

Зерном и пшеном: кто и что стоит за польскими протестами

Претензии польских фермеров не имеют отношения к Украине

поляки блокируют границу Протестующие в Польше заблокировали границу с Украиной Фото:

Ситуация на границе Украины и Польши выходит из-под контроля, а протесты, проводимые польскими фермерами, все чаще приобретают черты неприкрытого варварства. Протестующие заявляют, что их проблемы связаны с украинским зерном, но это неправда, поскольку главной причиной забастовки является разногласия с Брюсселем. "Апостроф" выяснял, что действительно происходит на украинско-российской границе, почему свирепствуют поляки и как на это отвечают украинцы.

Украинское зерно на путях, российское — на рынке

Когда польскому правительству удалось уговорить своих автоперевозчиков приостановить акции на границе с Украиной и попытаться найти взаимоприемлемое решение имеющихся проблем, показалось, что по крайней мере, до 1 марта украинская экономика не будет находиться в тисках блокады.

Однако все пошло совсем не так. Автомобилистов поддержали польские фермеры. Назначив Украину виновной во всех своих неурядицах, они возобновили блокировку дорог. Первые акции начались 9 февраля на пунктах пропуска "Дорогуск — Ягодин" и "Рава-Русская — Гребенное". Впоследствии они распространились и на другие пункты пропуска, поэтому по состоянию на 20 февраля заблокированы все пути, ведущие через украинско-польскую границу.

При этом нынешние протестующие пошли дальше своих предшественников. Если перевозчики блокировали только движение грузового транспорта, то фермеры не пропускают и пассажирский транспорт. А чтобы сделать блокаду абсолютной, они иногда препятствуют движению поездов и угрожают заблокировать перевалочные станции и морские порты.

Иногда протесты приобретают черты откровенного вандализма, что проявляется в высыпании украинского зерна на дорогу из фур и на железнодорожные пути из грузовых вагонов.

Протестующие высыпали зерно из грузовых вагонов

Конечно, такая активность польских аграриев наносит немалый ущерб украинскому бизнесу и государственному бюджету.

"Если граница не будет деблокирована до конца месяца, бюджет страны потеряет 7,7 миллиарда гривен поступлений", — сообщил в своем телеграмм-канале председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. - Соответственно таможня план на эту сумму недовыполнит. Для нас это очень ощутимо. Особенно в феврале".

Ситуацию усложняет то, что Украина, даже если бы и имела такое желание, практически лишена возможности удовлетворить требования протестующих.

"Большинство вопросов у фермеров не имеют отношения к Украине, — рассказал "Апострофу" заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук. - Аналогичные выступления аграриев сейчас проходят по всей Европе. Они в значительной степени связаны с введением определенных ограничений в аграрном производстве (например, на использование пестицидов), в результате чего растет себестоимость продукции. Кроме того, в ближайшие годы планируется уменьшить дотации для сельхозпроизводителей, что также вызывает их недовольство".

Поэтому те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются польские фермеры — общеевропейские и не имеют никакого отношения к Украине. Однако для решения этих вопросов они используют именно нашу страну. Это фактически подтвердил поддержавший протестующих министр развития и технологий Польши Кшиштоф Гетьман. По его словам, ситуация на украинско-польской границе улучшится, если Европейская комиссия оплатит излишки пшеницы кукурузы и рапса, которые находятся на европейских складах, и за транспортировку этой продукции в Африку.

Формальным поводом для блокирования границы является то, что импорт в Польшу дешевой украинской аграрной продукции сбивает цены на внутреннем рынке, делая труд фермеров менее рентабельным. Однако по мнению Дениса Марчука, эта теория не соответствует действительности.

Один из пикетов на границе

"В последнее время цены на зерновые на рынке Европы действительно снизились, — говорит эксперт. — Однако заявления, что в этом виноваты поставки украинской продукции, не соответствуют действительности. Украина уже с апреля 2023 года не поставляет зерно в Польшу. И за это время цены просели на 25%. Поэтому очевидно, что проблема не в нашем зерне".

В то же время польские фермеры не выражают никакого возмущения по поводу резкого увеличения присутствия на рынке российского зерна. По словам Марчука, в течение 2022-2023 маркетингового года (начинается 1 июля — с начала сбора нового урожая и заканчивается 30 июня следующего календарного года – "Апостроф") Россия экспортировала в ЕС около 1 миллиона тонн зерновых. А в нынешнем 2023-2024 маркетинговом году объемы поставок уже выросли втрое — до 3 миллионов тонн. И российское зерно продается на европейском рынке не только в большом количестве, но и по заниженным ценам, что, вероятно, оказывает свое влияние на рыночную ситуацию.

"Учитывая это, возможно, польским аграриям целесообразнее было бы блокировать поставки российского зерна (тем более, что под видом "российского" может поступать зерно, похищенное россиянами с оккупированных украинских территорий - "Апостроф"), — говорит эксперт. - Однако вместо этого они предпочитают акции по блокированию украинской границы, на которых начали появляться плакаты, сеющие раздор между нашими народами и обостряющие отношения между государствами".

Впрочем, украинское правительство прилагает усилия для того, чтобы все же достичь договоренностей, позволяющих снизить напряженность.

"Продолжается работа с польским правительством по созданию механизма лицензирования импорта с территории Украины, — объясняет Денис Марчук. - Подобный режим уже внедрен с Румынией и Болгарией (режим лицензирования импорта состоит в том, что украинская аграрная продукция свободно не поставляется на рынки названых стран, однако тамошние производители при необходимости могут получить соответствующую лицензию от своего правительства и завезти необходимую им партию товара - "Апостроф"). И если удастся достичь согласия, это позволит разблокировать движение на границе и доставку нужных грузов, в том числе для обеспечения обороноспособности".

Читайте также: Они не проливают кровь: польские забастовщики заблокировали на границе военный груз для Украины

В эту игру можно играть вдвоем

Однако пока перспектива открытия движения через украинско-польскую границу выглядит довольно призрачной и пункты пропуска остаются заблокированными. Правда, как сообщил "Апострофу" вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП) Владимир Балин, блокировка не абсолютна — протестующие все же пропускают определенное количество автомобилей.

"Например, по нашим данным через пункт пропуска "Ягодин" за сутки проходит около 140 машин в обе стороны, — говорит эксперт. - Это при том, что в нормальном режиме он может пропускать 1400 и более машин. Так что пункт пропуска работает примерно на 10% своих возможностей".

При этом порядок определения тех машин, которым разрешается все же пересечь границу, также вызывает множество вопросов. В этот раз с украинской стороны. Отечественные перевозчики считают, что польские протестующие предпочитают своих земляков, заставляя украинских водителей неделями стоять в очередях.

Это привело к тому, что впервые за время блокировок возникли акции с нашей стороны границы. "Их организовали сознательные украинские перевозчики, выступающие за внедрение цивилизованных правил при пересечении границы, — говорит Владимир Балин. - Совет АсМАП своим решением поддержал их акции. И пикеты уже установлены на трех пунктах пропуска".

Украинские перевозчики начали ответную акцию

По словам эксперта, отечественные перевозчики не намерены блокировать пересечение границы, однако они желают убедиться, что польские протестующие, пропуская машины, соблюдают беспристрастность и все равно относятся к полякам и украинцам.

"В ходе акции ее участники с помощью компетентных органов Украины изучают документы машин, которые пересекают границу, — говорит Владимир Балин. - Если, например, окажется, что какая-то фура загрузилась 15 февраля, а 16 уже пересекла границу, это означает, что она, скорее всего, объехала очередь, в которой сегодня стоят сотни машин. Тогда следует выяснить, на каком основании это произошло. И как получается, что украинские машины неделями стоят заблокированными, а польские пересекают границу без очереди?" .

По его словам, если в процессе изучения сопроводительных документов будут выявлены злоупотребления при соблюдении очереди пропуска через границу, эти факты будут фиксироваться и передаваться польскому правительству и Еврокомиссии. И, конечно, тщательное изучение всех материалов потребует времени.

"Итак, если в ходе проверки документов польской машине придется какое-то время (например, то время, которое она сэкономила, минуя очередь) постоять на границе — что ж, бывает ... - говорит Владимир Балин. - Наши машины тоже стоят перед пунктами пропуска неделями. Возможно это побудит польских перевозчиков задать своим соотечественникам-аграриям вопрос, правильно ли свои претензии к собственному правительству предъявлять именно на украинско-польской границе".

Читайте также: Эти люди живут в 19 веке: польский политолог высказался о протестах фермеров на границе с Украиной

Новини партнерів