Цены на сжиженный автомобильный газ продолжают расти. В первые дни августа его стоимость в Украине превысила 17 гривен/литр и, похоже, не собирается на этом уровне останавливаться. "Апостроф" выяснял, что вызвало подорожание автогаза в нашей стране, что будет с ценами до конца августа, и есть ли надежда на их снижение.
В Украине дорожает автомобильный газ. С начала августа средняя цена топлива перешагнула рубеж в 17 гривен за 1 литр, а на некоторых автозаправках она уже вплотную подошла к 18 гривнам.
Правительство с середины мая регулирует стоимость автомобильного топлива, регулярно – примерно раз в десять дней – публикуя индикативные цены на бензин и дизельное топливо, на которые должны ориентироваться операторы рынка при определении цен на своих АЗС. Последний раз Минэкономики обновило эти показатели 3 августа. В соответствии с ними, максимальная розничная цена "обычного" (непремиального) бензина не может превышать 31,86 гривны/литр, "обычного" дизтоплива - 29,24 гривны/литр.
В принципе, средние цены на бензин А-95 и дизель сейчас ниже тех, что установлены Кабмином (по состоянию на 5 августа – 30,27 гривны/литр и 28,45 гривны/литр соответственно).
Но со сжиженным автомобильным газом ситуация совершенно иная.
"Роснефть" и другие
Напомним, стоимость автогаза не регулируется правительством.
Как было отмечено выше, в последнее время цены на этот вид топлива росли, при этом речь идет не о нескольких днях, а о неделях. И, если еще в начале июля его средняя розничная цена была несколько более 15 гривен/литр, то по состоянию на 5 августа, она достигла показателя 17,07 гривны/литр.
В июне-июле на отечественном рынке сжиженного газа возникла напряженность из-за сбоя поставок из России, и сегодня этот форс-мажор продолжает влиять на ситуацию, в том числе, ценовую.
По словам эксперта нефтерынка Александра Сиренко, порядка 80% автогаза в Украине – это импорт, при этом доля в нем российского топлива составляет от 30% до 40%.
Сейчас поставки из России ближе к нижнему уровню, и связано это с волокитой, возникшей при смене трейдера государственной компании "Роснефть" для Украины.
"Любой кризис с пропан-бутаном в Украине за последние пять лет так или иначе связан с "Роснефтью", - сказал Сиренко в разговоре с "Апострофом".
По его словам, на внутренний рынок поступили еще не все объемы, которые заказывались в июне-июле: "Они до сих пор, или в дороге, или растамаживаются – ресурс по бухгалтерии есть, но в наличии его нет".
Также непонятно, как будут осуществляться поставки автогаза "Роснефти" в августе.
Дело в том, что спрос на сжиженный газ - а вместе с ним и стоимость - растет в самой России.
"Если там был большой ресурс для экспорта, то сегодня его (в прежних объемах) нет", - отметил в комментарии изданию аналитик консалтинговой компании "А-95" Артем Куюн.
Кроме того, по его словам, растет спрос на сжиженный газ в Польше, Болгарии, Турции, которые также активно используют этот ресурс.
Еще одним крупным поставщиком сжиженного газа в Украину является Казахстан, который также в последнее время сокращает объемы поставок. "Вроде бы, этот ресурс пошел на российский рынок, поэтому потихоньку обрезают украинских трейдеров", - говорит Александр Сиренко.
Третий важный поставщик нашей страны - Беларусь, в первую очередь Мозырский НПЗ, и на этом направлении ситуация тоже складывается не самым благоприятным для нас образом: "Слава богу, он (НПЗ) выходит из ремонтного коматоза, но, если по длинным договорам он поставляет, то спота мы пока не видим".
Не будем забывать и о растущих нефтяных котировках, которые также влияют на цены горючего. И, если бензин и дизель реагируют на них достаточно быстро, то автогаз - с некоторым временным лагом, отметил Артем Куюн.
Придется подождать
При этом говорить о том, что в Украине наблюдается дефицит сжиженного автомобильного газа, нельзя.
"Он есть на ГНС (газонакопительные станции), но не в свободной продаже, потому что его придерживают", - отметил Александр Сиренко. Почему придерживают? - боятся, что опять начнутся перебои с поставками.
Таким образом, рост цен на автогаз в Украине в ближайшее время продолжится.
"В краткосрочной перспективе розница будет догонять опт – повышение будет, но не стремительное и не на большую величину, - говорит Александр Сиренко. - Цены на рынке выровняются, все трейдеры будут работать в коридоре 17-17,9 гривны/литр".
"На сегодняшний день, с учетом нынешних оптовых цен, есть зазор для подорожания в рознице примерно на 50 копеек", - соглашается Артем Куюн.
Он также не исключил, что на отдельных АЗС в скором времени появится цена 18 гривен.
Однако, если цены продолжат расти, потребление автогаза начнет снижаться, так как автомобилисты будут "возвращаться" к бензину - ведь использование автогаза целесообразно тогда, когда его цена составляет 50% - максимум 55% от стоимости бензина. Соответственно, падение спроса повлечет за собой и снижение цены.
Это может произойти, начиная с осени. "К октябрю они упадут точно", - говорит Артем Куюн. Но добавляет: "Если не будет каких-то форс-мажоров".
Но до каких уровней упадет цена? Александр Сириенко не исключает, что она вернется к уровню 15 гривен/литр или около того. И произойти это может уже к началу сентября.