Газовый шантаж Кремля вынуждает страны Европы искать альтернативные энергоносители, и Украина не является исключением. По словам главы "Нафтогаза" Юрия Витренко, уже в следующем отопительном сезоне в нашей стране вместо природного газа для отопления будет использоваться биотопливо, в том числе мусор. "Апостроф" выяснял, насколько реалистичны такие планы, и каких ошибок нужно избежать при реализации подобных проектов.
Амбициозные планы
Украина планирует отказаться от использования природного газа для отопления. Об этом на днях заявил глава НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.
По его словам, сделать это планируется уже в следующем отопительном сезоне.
Витренко уточнил, что вместо природного газа для производства тепловой энергии на теплоэлектроцентралях будут использоваться биомасса и твердое вторичное топливо – то есть бытовой мусор. При этом НАК собирается начать реализацию подобных проектов уже в ближайшее время.
Об амбициозных планах компании ее глава поведал в Житомире, где, собственно, и будут запущены пилотные проекты. По словам Витренко, речь идет о строительстве в этом городе трех ТЭЦ, которые будут работать на твердом топливе и щепе. Их общая мощность составит 50 мегаватт.
При этом в Житомире с 2021 года уже работает ТЭЦ, использующая в качестве топлива отходы деревообрабатывающей промышленности.
ТЭЦ, которые будут работать на биотопливе, планируется в сжатые сроки построить не только в Житомире, но и во Львове, информирует пресс-служба "Нафтогаза". "Плановый период сдачи объектов в эксплуатацию во Львове – первый квартал 2023 года, в Житомире – четвертый квартал 2023 года", - говорится в сообщении компании. Общая мощность объектов составит 90 мегаватт тепловой энергии и 11 мегаватт электрической энергии.
Также есть аналогичные планы по Ахтырке Сумской области, в которой российские агрессоры уничтожили ТЭЦ, использовавшую в качестве топлива газ и мазут.
В целом, "Нафтогаз" намерен построить по меньшей мере девять ТЭЦ и биокотельных в восьми регионах Украины общей мощностью 250 мегаватт тепловой энергии и 52 мегаватта электрической энергии.
Для реализации проектов будут привлечены средства международных партнеров, уточнили в НАК.
Старая новая идея
Планы у "Нафтогаза", надо сказать, грандиозные. Но насколько они реалистичные?
"Звучит красиво", - заявил в комментарии "Апострофу" президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар, добавив при этом, что, на самом деле, озвученная Юрием Витренко идея вовсе не нова.
Эксперт напомнил, что еще в "нулевые" годы в Украине проводилось исследование, результаты которого показали, что имеющиеся в стране биологические отходы различного происхождения могут заместить порядка 23 миллиардов кубометров природного газа, что больше уровня добычи этого вида топлива в нашей стране (довоенная добыча газа в Украине составляла около 20 миллиардов кубометров в год – "Апостроф").
"Сама идея, безусловно, неплоха, - соглашается в разговоре с изданием руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - Дело в том, что газ – слишком ценный ресурс для того, чтобы его сжигать в целях получения энергии. Тем более, в системах централизованного отопления. Газ необходимо, в первую очередь, использовать в промышленности, как сырье – это, на самом деле, очень ценное сырье (газ в качестве сырья использует химическая промышленность, в частности, для производства удобрений – "Апостроф")".
Он отметил, что идея переводить ТЭЦ на твердое топливо принадлежит не главе "Нафтогаза", и этим, на самом деле, уже давно занимаются во многмх странах мира, в том числе, в Европе.
Среди передовиков этого направления следует отметить Швецию, которая не только давно и активно использует различные виды биотоплива, но и импортирует мусор для использования его в качестве топлива для производства тепловой энергии.
"Но они над этим долго работали, и поэтому имеют результат, - объясняет Михаил Гончар. – Дело в том, что это не то, что закинул мусор в топливный котел, и он там себе горит, - необходимо предварительно проводить сортировку".
По его словам, Украина, у которой есть проблемы с хранением мусора – достаточно вспомнить события во Львове 2016 года, получившие громкое название "мусорный кризис", – могла бы экспортировать твердые бытовые отходы, в том числе, в ту же Швецию, однако в нашей стране сортировка мусора в общенациональном масштабе не налажена.
А без этого не получится эффективно использовать бытовые отходы и на отечественных ТЭЦ.
Сказать проще, чем сделать
Из вышесказанного следует, что использование биологических отходов в качестве топлива для производства энергии, в том числе тепловой, тем более, вместо дорогостоящего и дефицитного газа, является очень правильной идеей.
Но, как известно, идея и ее практическое воплощение – это не совсем одно и то же.
"Потенциал большой, а реализации пока нет", — говорит Михаил Гончар.
Геннадий Рябцев также достаточно скептически оценивает перспективы такого проекта.
"Да, он (Юрий Витренко) планирует. Но, если посмотреть, что планировала раньше группа "Нафтогаз", то реализован был только план по монополизации розничного сегмента рынка газа, — заявил эксперт. - Что касается производства, строительства чего бы то ни было, все сводится только к громким заявлениям, за которыми следует пшик".
Помимо прочего, есть масса технических вопросов, связанных с реализацией подобных проектов.
Как отметил Михаил Гончар, на севере Украины в качестве биомассы часто используют отходы деревообработки, и "обратной стороной этого является уничтожение лесов".
Кстати, о лесах. Геннадий Рябцев напомнил, что в Киевской области несколько лет назад произошел скандал, связанный с тем, что полиция заподозрила собственников недавно построенной ТЭС в использовании в качестве биотоплива древесины из Чернобыльской зоны (в 2020 году областная полиция расследовала дело по статье о загрязнении атмосферного воздуха в связи с подозрениями в использовании на ТЭС в Иванковском районе радиоактивной древесины из Чернобыльских лесов – "Апостроф").
Поэтому рациональнее было бы использовать в качестве биотоплива отходы аграрного производства и все тот же мусор.
Правда, как отмечает Михаил Гончар, мусор — это потенциально коррупционная тема (причем не только в Украине, например, в итальянском Неаполе мусорным бизнесом заправляет местная мафия - "Апостроф"), и наверняка найдутся те, кто будет всячески саботировать подобные проекты, особенно, если в них будут участвовать авторитетные международные партнеры.
Время покажет
Однако совсем необязательно, что новые проекты, в том числе, анонсированные "Нафтогазом", окажутся провальными, хотя такой риск достаточно велик. Особенно, учитывая не самую успешную историю реализации различных проектов НАК.
Здесь многое будет зависеть от политической воли высшего руководства страны. И, если предположить, что под давлением обстоятельств, связанных, прежде всего, с войной, а также колоссальным ростом цен на газ в последние годы, украинская власть возьмется за этот вопрос всерьез, через определенное время есть все шансы отказаться от использования газа для отопления. Но, конечно же, не через год.
"Если будут поставки оборудования из Европы, финансирование, то определенный прогресс возможен, — говорит Михаил Гончар. - Думаю, что речь идет о горизонте от трех до пяти лет".
При этом, к сожалению, никто не додумался начать реализовывать подобную программу в начале войны, "когда уже было понятно, что газа будет не хватать, и что Россия нанесет удары по объектам критической инфраструктуры, а, значит, нужно будет чем-то заменять традиционные энергоносители", возмущается Геннадий Рябцев.
"Посмотрим, что будет. Безусловно, многое покажет пилотный проект. Идея прекрасная. Как можно больше различных теплоэлектроцентралей на всем что угодно, начиная от щепы, лузги подсолнечника и прочих твердых бытовых отходов, нужно делать - в мире, особенно в Европе, все этим занимаются и не брезгуют, — резюмирует эксперт. - Но это должно быть эффективно и экологически нейтрально. Иначе какой в этом всем смысл? Все должно быть экономически обосновано. Если просто тупо менять одно на другое, как у нас любят делать, то это – гиблый путь, и такую деятельность необходимо пресекать".