Россия снова шантажирует Запад. Российский диктатор Владимир Путин повышает ставки, уже открыто угрожая применением ядерного оружия. Эти угрозы, на фоне продолжающегося энергетического шантажа, нацелены, в первую очередь, на Европу. Особенно актуальными они видятся накануне зимы, которая может оказаться для стран Евросоюза достаточно сложной. "Апостроф" разбирался, насколько консолидирована сегодня Европа, и сможет ли она устоять под информационно-психологическим натиском России.
После объявления президентом России Владимиром Путиным мобилизации, начала кампании по проведению фейковых референдумов на оккупированных территориях Украины с целью их присоединения к РФ, а также недвусмысленных угроз применить ядерное оружие, страны Запада заговорили о новых санкциях в отношении государства-агрессора.
На самом деле призывы ужесточить санкции против РФ начали звучать сразу же после освобождения Харьковской области, когда вскрылись новые факты нечеловеческой жестокости оккупантов в Изюме и других городах региона. Однако последние события лишь укрепили политиков в США и Европе во мнении о необходимости жесткого ответа на шантаж хозяина Кремля.
"Мы будем работать с нашими союзниками и партнерами, чтобы наложить на Россию дополнительные быстрые и серьезные экономические санкции", - заявил президент США Джозеф Байден.
Союзники, прежде всего европейские, также не сидят, сложа руки и работают над новым санкционным пакетом. Помимо ограничительных мер в отношении отдельных российских физических лиц и организаций европейские санкции могут коснуться экспорта технологий, которые ЕС все еще экспортирует в РФ, заявила глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Кроме того, как известно, страны "большой семерки" и ЕС разрабатывают механизм ограничения цен на российскую нефть. Введение максимальной цены на нефть из РФ ожидается в декабре этого года, и, как сообщил на днях Bloomberg со ссылкой на свои источники, участники коалиции после новых заявлений путина решили ускорить принятие политического решения по этому вопросу. Принципиальных договоренностей по ценовой политике европейцы планируют достичь до неформальной встречи лидеров ЕС, которая пройдет в Праге 6 октября.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко обращает внимание на важный нюанс.
"Есть все признаки того, что Евросоюз не дрогнет, будет придерживаться своей линии, - сказал Омельченко в разговоре с изданием. - Действительно будет непросто, будет определенный дефицит энергоресурсов - по газу он может составить 25-30 миллиардов кубических метров (среднегодовое потребление газа в ЕС составляет около 400 миллиардов кубометров – "Апостроф"), будут достаточно высокие цены и на газ и электрическую энергию. Но в целом, думаю, что Евросоюз уже осознал все угрозы (исходящие от РФ), иллюзий ни у кого из ведущих европейских политиков не осталось, все понимают, что с энергетической зависимостью от России нужно заканчивать. Это – общая консолидированная позиция, и я не могу себе представить, как она может измениться".
При этом отдельной похвалы заслуживает нынешнее руководство Европейской комиссии.
"Нужно отдать должное главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, которая по общеевропейским меркам занимает непривычно жесткую позицию", - сказал президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар. По его словам, фон дер Ляйен сегодня имеет все основания претендовать, вместе с британским премьером Лиз Трасс, на звание "железной леди" Европы.
Слабое звено "коллективного Запада"
Многие страны Евросоюза настроены очень решительно, а Польша, Латвия, Литва, Эстония и Ирландия призывают к большему ужесточению санкций против России.
Однако есть большие опасения, что согласование штрафных и ограничительных мер в отношении агрессора не будет гладким.
Традиционно процесс будет саботировать Венгрия – премьер-министр страны Виктор Орбан открыто заявляет, что Будапешт не поддержит новые энергетические санкции против России.
При этом для Европы наиболее чувствительными являются поставки даже не нефти, а газа.
Ранее ЕС принял решение о постепенном снижении своей зависимости от газа из России, хотя полностью отказаться от него европейцы все еще не готовы.
Это прекрасно понимают в Кремле, в связи с чем Россия, не дожидаясь скоординированных действий стран Евросоюза по сокращению закупок российского топлива, сама начала перекрывать газовый кран. Летом существенно сократились объемы прокачки в направлении Германии по газопроводу "Северный поток-1", а с конца августа, когда газопровод остановили на ремонт, поставки по нему вообще прекратились.
"К энергетическим рынкам, в частности, к газовому в Европе, Россия подходит не как к рынку, а как к театру военных действий, и отсюда гетерогенное разнонаправленное давление на ЕС – пропагандистские нарративы на фоне сокращения поставок газа и эскалации его цены усиливаются психологическим давлением в виде возможности использования ядерного оружия", - прокомментировал сложившуюся ситуацию "Апострофу" Михаил Гончар.
По его словам, Россия всегда рассматривала Европу в рамках так называемого "коллективного Запада" как слабое звено. К тому же в последнее время ослаблению ЕС способствовали Brexit - выход из него Великобритании, и деструктивные действия властей Венгрии, которая стала самым настоящим "Троянским конем" в Евросоюзе.
"Поэтому они (РФ) считают, что, дестабилизировав в достаточной мере ситуацию в Европе энергетическими рычагами, смогут добиться своего – разорвать трансатлантический мост солидарности и вынудить Европу, по сути, капитулировать, а именно: снять санкционный режим или, по крайней мере, его ослабить, отказаться от поддержки Украины", - говорит Гончар.
Друзья Путина поднимают голову
Евросоюз пока, вроде бы, на российский шантаж не поддается, а Еврокомиссия вместе с национальными правительствами прилагает все усилия для усиления европейской энергобезопасности накануне зимы. Так планируется серьезное, на уровне 15%, сокращение потребления газа. Кроме того, проводится закачка топлива перед новым отопительным сезоном, и на сегодня можно констатировать, что европейские хранилища газа заполнены в достаточной мере, чтобы перезимовать, пусть и без излишеств.
Однако, к сожалению, политика запугивания, которую проводит Кремль, все же может принести определенные результаты. И речь не только о Венгрии, которая, кстати, продолжает получать газ из России по очень привлекательным ценам, которые в несколько раз ниже рыночных.
Опасность состоит в том, что под давлением своих избирателей, которые сейчас вынуждены платить за энергоносители в несколько раз больше, чем еще полгода назад, политики в различных странах ЕС могут существенно смягчить свою антироссийскую риторику в надежде выторговать у путина более низкие цены на газ. Уже сейчас все чаще раздаются призывы прекратить поставлять Украине оружие, заставить Киев принять условия мира, выдвигаемые Москвой, отказаться от новых санкций против России и снять уже имеющиеся. И эти заявления делают не только представители маргинальных и откровенно пророссийских политических сил, но и вполне респектабельные люди, нередко принадлежащие к правящим в их странах партиям.
Следует также иметь в виду, что на прошедших 25 сентября парламентских выборах в Италии победила коалиция ультраправых партий, среди которых - "Лига" и "Вперед, Италия". Их возглавляют друзья путина - соответственно Маттео Сальвини и Сильвио Берлускони. И, хотя новым премьер-министром, скорее всего, станет лидер "Братьев Италии" Джорджа Мелони, которая до сих пор поддерживала и санкции против России, и военную поддержку Украине, она наверняка будет вынуждена считаться с партнерами по альянсу. К тому же, эксперты отмечают, что по своим политическим взглядам она наиболее близка к Виктору Орбану.
Джорджа Мелони, Маттео Сальвини и Сильвио Берлускони (архив)
Помимо Венгрии и Италии также возможны неприятные сюрпризы и в других странах ЕС, в которых к власти могут прийти "путинофилы".
"Железная леди" Европы
Таким образом, единство европейцев остается под угрозой, и нынешняя зима станет для них в этом плане своеобразным тестом.
"Не обойдется без разных пируэтов и выкрутасов и попыток позвонить путину и о чем-нибудь договориться", - говорит Михаил Гончар, добавляя при этом, что в целом на сегодня ситуация, скорее, выглядит оптимистично.
"Мы видели, как тяжело проходил шестой (санкционный) пакет ЕС, связанный с нефтяным эмбарго, как был снят вопрос газового эмбарго, - отмечает эксперт. - Однако, тем не менее, если мы посмотрим даже на позицию Германии, которая, как ни парадоксально, будучи крупнейшей экономикой Европейского Союза, является и наиболее его уязвимым звеном, но несмотря на это канцлер Олаф Шольц, которого никак не назовешь "стальным канцлером", что называется прозрел и сказал, что Россия больше не является надежным партнером в поставках энергоносителей. Можно сказать, это - исторический сдвиг в позиции Германии".
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко также считает, что Европа сможет, в конечном счете, консолидироваться и устоять перед шантажом России, хотя признает, что это будет для стран Евросоюза непросто.
Тем не менее, вызовы, которые создает перед Европой Россия, сохраняются. Дело в том, что ядерный шантаж является не только поднятием ставок со стороны Путина в военно-политическом противостоянии с Западом. Главная проблема состоит в том, что "ядерная дубинка" является отвлечением внимания от энергетического шантажа. Кремлю крайне важно, чтобы на фоне истерии игры с газом и нефтью сработали максимально незаметно. И опасность того, что этот финт руководства РФ может пройти, остается актуальной.