В последние недели российские оккупанты наносят ракетные удары по критической инфраструктуре Украины, пытаясь оставить людей без света, воды и телпа. Министр энергетики в 2019-2020 годах АЛЕКСЕЙ ОРЖЕЛЬ в эфире Апостроф TV объяснил, какие шаги следует предпринять, чтобы подготовиться к возможным критическим ситуациям.
– Как украинцам реагировать на сообщения, разгоняющие панические настроения в связи с обстрелами объектов критической инфраструктуры?
- Ни в коем случае не паниковать. С этим будут работать украинские энергетики и наши службы. С другой стороны, нужно понимать, что такая ситуация может быть и к ней следует подготовиться. Нужно иметь необходимое количество еды, лекарства, воды. Следует понимать, что может не быть воды, света, газа. Нужно уже сейчас позвонить друзьям, родственникам, возможно, есть вариант переместиться на это время к ним. Возможно, у кого-то есть дача или дом в селе, возможно там есть печь или даже теплогенераторы. Важно подготовить запасы топлива, дров. Во всяком случае, у человека будет алгоритм действий и он будет знать, что делать, если ситуация ухудшится.
Со стороны правительства и наших служб нужно сконцентрироваться на людях маломобильных, пожилых людях, и им помочь. Кризис будет происходить локально. Украинскую энергетическую систему уничтожить трудно, потому что она очень разветвленная. Можно переключать на разные варианты питания, есть разные варианты сетей. Они могут быть замещены, но это не значит, что они смогут тянуть ту мощность, которая была раньше. Поэтому возникают ограничения в потреблении, веерные отключения. Но они контролируемые и временные. Люди заранее знают и готовятся к ним.
Ситуация непростая, но с ней будут работать. Будем к ней готовы и ждать нашей победы.
– Владимир Зеленский говорил, что с 10 октября оккупанты разрушили 30% электростанций. Насколько это ощутимая потеря для энергосистемы? Можно ли примерно сказать, сколько времени нужно на восстановление этой инфраструктуры?
– У нас сегодня на нуле стоит ЗАЭС – Запорожская атомная электростанция. Это было 25% мощностей энергосистемы. Потери текущей генерации существенны. Можно говорить, что это 20% и 30%. Но это все относительные цифры в зависимости от того, как работает энергетическая система. С начала полномасштабной агрессии террористов мы значительно сократили потребление электрической энергии – более 30-35%. Поэтому можно балансировать потери, которые имеем в энергетике сейчас. Рациональное потребление не является сегодня критическим моментом.
Вместе с тем рекомендации об оптимизации потребления, особенно что касается использования электроприборов ночью – это сейчас необходимо учитывать. Это поможет энергетикам, но люди помогут и сами себе. Сидеть без электричества хуже, чем включить стиральную машину ночью.
– Вчера враг атаковал ТЭЦ-6 в Киеве. Насколько большую территорию Киева охватывает эта ТЭЦ? И как долго она будет выведена из строя?
– Мне точно неизвестны повреждения, поэтому сейчас не могу сказать, через какое время она восстановится. ТЭЦ-6 обеспечивает микрорайон Троещина, Левый берег в значительном объеме, кроме того это также теплообеспечение района Троещина. Объект критический не с точки зрения киевской сети, имеющей мощные источники снабжения электрической энергией, а именно с точки зрения теплоснабжения.
Если это повреждение трансформаторов или типового оборудования, это не так критично. Если есть повреждения на уровне турбин, котлов – это все же хуже и займет время на восстановление.
- Журналисты пишут, что рф не может уничтожить сети Украины из-за нехватки нужного оружия. Они лупят по нашей электросети ракетами и дронами-камикадзе. Как вы оцениваете эту стратегию оккупанта? Во-первых, для чего это делается, а во-вторых, насколько много всего можно иметь на вооружении, чтобы выключить энергоснабжение по всему государству?
- Было мнение, что рашисты будут бить чуть позже по нашим объектам – когда начнется отопительный сезон. Ведь когда на улице минус 10, то отсутствие электроснабжения, а не дай Бог, теплоснабжения – это гораздо более серьезный вызов. Но, наверное, крымский мост или что-то другое их триггернуло. Уничтожить украинскую энергетическую систему действительно очень тяжело. Но сейчас важно обеспечить защиту наших атомных станций, узловых теплоэлектростанций и высоковольтных сетей. Это критические объекты, которые могут оказывать существенное влияние на ситуацию, если будут повреждены террористами.
Если же говорить о текущем состоянии – очень много вариантов, как можно восстановить энергосистему. Будут проблемы, ограничения. Украинцы должны научиться жить по графику. Возможно, это будут веерные отключения. Но уничтожить нашу энергосистему оружием, которое есть у рашистов, невозможно.
- Должны ли важные объекты критической инфраструктуры быть под защитой персональных систем противовоздушной обороны и может ли быть теоретическая возможность действительно обеспечить такую защиту?
– Я считаю, что да. Здесь все же нужно услышать позицию военных специалистов, но тот объект, который в Киеве уже дважды пытались уничтожить – мы поняли, потому что попали в жилой дом рядом – такие объекты должны быть защищены.
Но нужно спросить наших военных, как обеспечить защиту, чтобы она была максимально эффективной. Такие объекты, как атомные станции и высоковольтные объекты нужно защищать обязательно.
- Сейчас об экспорте электроэнергии мы не говорим только в перспективе? Или все же есть возможность и дальше продавать электроэнергию?
– К сожалению, об экспорте можно забыть. Будем просить помощи наших европейских партнеров после таких ударов. На период - пока наша энергетика под ударом и нужно обеспечить наших потребителей. Потому опции экспорта нет, к сожалению.