В Украине заметно подешевели нефтепродукты, особенно дизельное топливо и сжиженный автомобильный газ. Впрочем, в 2022 году они и дорожали больше, чем бензин. В конце марта цены дизтоплива и бензина А-95 практически сравнялись, хотя в начале 2023 года дизель был на 3-4 гривны дороже. Автогаз на сегодня более чем вдвое дешевле бензина. С другой стороны, ситуация может измениться. В частности, глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев сообщил о возврате 20% ставки НДС на топливо, что может привести к его удорожанию. "Апостроф" разбирался, что происходит на украинском рынке горючего и ждать ли повышения цен на топливо.
Бензин и другое автомобильное топливо дешевеют в Украине. Тенденция наметилась еще в начале года и сегодня, в конце первого квартала, она особенно заметна.
Последний раз ценовой всплеск на отечественном рынке нефтепродуктов наблюдался в конце 2022 года. Но уже в январе цены на все виды горючего снизились. И, как было замечено выше, с того времени продолжают падать.
При этом существенно подешевели дизель и автогаз. Если в начале января дизтопливо стоило более 55 гривен/литр, то в конце марта – 47,3 гривны/литр. Сжиженный газ за этот же период подешевел с почти 30 гривен/литр до менее чем 22 гривен/литр.
Бензин также дешевел, но не так стремительно. Цена марки А-95 упала с начала января до конца марта с 52 гривен/литр до 47,1 гривны/литр.
Таким образом, мы можем заметить, что сейчас розничные цены на дизель и бензин практически сравнялись.
Факторы снижения цен
Снижение цен на горючее не может не радовать украинцев, однако любопытно, что стало тому причиной.
На самом деле, причин несколько, и одна из них – отсутствие в стране дефицита топлива, который наблюдался неоднократно в прошлом году.
"Связь просматривается очевидная, поскольку практически все завозится, и это покупается по ценам, которые сформировались на спотовом рынке Европы. А цены там напрямую связаны со стоимостью нефти. Следовательно, если на мировом рынке снижается цена сырья, то снижаются и цены на нефтепродукты, — сказал "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - В Украине это сразу заметно, поскольку доля налогов в структуре цены невысока. Поэтому темпы снижения цен у нас могут быть выше, чем, например, в Польше".
По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, сейчас в Украине не просто нет дефицита горючего – в последние несколько месяцев наблюдается его изрядный профицит.
"Все так готовились к антироссийским санкциям (с 5 февраля действует эмбарго ЕС на российские нефтепродукты - "Апостроф") и в результате так запаковались топливом, что у нас сейчас рекордные объемы, — сказал эксперт изданию. - Поставки топлива на рынок в январе-феврале были больше, чем в январе-феврале 2022 года. Но потребление сейчас ниже, чем в прошлом году".
И, действительно, цены на нефть в последнее время существенно снижаются, что сказывается и на стоимости нефтепродуктов.
Сергей Куюн напомнил, что год назад нефть торговалась по цене около 140 долларов за баррель, а сейчас – чуть дороже 70 долларов (речь идет о марке Brent – "Апостроф"). То есть произошло снижение в два раза (хотя горючее не подешевело вдвое).
Есть еще один фактор, который также способствовал снижению стоимости горючего в Украине, — это курс национальной валюты. В последнее время курс доллара к гривне незначительно падает.
Хотя сегодня этот фактор, вероятно, не столь существенный в отличие от двух других, отметил Геннадий Рябцев: "Курс сейчас достаточно условный, но его корректировка в сторону укрепления гривны также повлияла (на снижение цен на горючее)".
Сжиженный автомобильный газ, как было отмечено выше, также сильно подешевел с начала года. Факторы, влияющие на цены автогаза, в целом, те же, что и для бензина и дизеля. Разве что зависимость от стоимости нефти в его случае непрямая.
С поставками сжиженного газа проблем не наблюдается. Более того, как ранее писал "Апостроф", в последнее время увеличились его поставки в Украину из стран Балтии и Польши - этот нефтепродукт, в отличие от бензина и дизеля, не попал под европейские санкции.
При этом есть серьезные основания полагать, что газ, который мы получаем со стороны ЕС (по некоторым оценкам, до трети всего объема), по своему происхождению является российским и/или белорусским.
С одной стороны, профицит топлива способствует снижению цен на него, с другой, если действительно поступающий из ЕС газ – российский, получается, что мы невольно финансируем собственного врага.
На сегодня эта проблема остается нерешенной.
Читайте также: Обвал цен на рынке бензина, дизеля и автогаза: достигнут ли предел
Что будет с ценами дальше
Причины, по которым произошло падение цен на горючее ясны, однако, что с ними будет дальше?
По словам Сергея Куюна, еще есть потенциал для дальнейшего снижения: "На днях одна часть рынка снизилась на гривну, затем вторая часть тоже упала, и я думаю, что это – не последнее снижение. Думаю, в течение 7-10 дней получим еще, минимум, 1 гривну, а может даже и больше".
При этом, как прогнозирует Геннадий Рябцев, сейчас речь идет, скорее, о ценовой стабилизации.
Также не будем забывать, что в Украине вот-вот начнется посевная кампания, а это значит, что аграриям будет нужно больше топлива, прежде всего, дизельного. Впрочем, с посевной не должно возникнуть никаких проблем, потому что сейчас в стране рекордные запасы горючего: "Все аграрии залиты, все коммерческие компании залиты, к тому же у нас в этом году не будет такого объема сельскохозяйственных работ как раньше. У нас запасы топлива больше, чем раньше, а нужно нам его будет меньше".
Таким образом, на сегодня объективных предпосылок для подорожания горючего нет. "Сейчас это кажется каким-то вообще невероятным сценарием", — говорит Куюн.
Впрочем, есть внутренние факторы, которые могут способствовать росту цен на автомобильное топливо. Недавно глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил, что с июля 2023 года планируется вернуть ставку НДС на нефтепродукты в размере 20% - после вторжения в прошлом году она была снижена до 7%.
А увеличение налога, скорее всего, приведет к соответствующему росту конечной цены.
Но пока украинцы могут в полной мере наслаждаться относительно низкими ценами на горючее. С другой стороны, простым гражданам вряд ли удастся запастись им на год вперед.