За год российского вторжения в Украине подорожали многие товары, в том числе автомобильное топливо, которое приходятся импортировать из стран Евросоюза. Однако в последнее время ситуация существенно изменилась: после нового года цены на бензин и автогаз резко начали снижаться. "Апостроф" выяснял, с чем связана смена тренда на отечественном рынке нефтепродуктов, и не начнут ли они снова дорожать после введения в ЕС эмбарго на поставки бензина и дизеля из россии.
Пузырь лопнул
На рынке автомобильного горючего Украины, на котором с осени наблюдалась определенная стабильность, наметился новый тренд: стремительное падение цен. Так, если в первых числах января дизель продавался в среднем по 55 гривен, а бензин А-95 – по 53 гривны за литр, то в начале февраля стоимость дизельного топлива снизилась до 52 гривен, а бензина – до 48 гривен. Литр сжиженного газа за это время подешевел с 29,9 гривен до 25,5 гривен.
Закономерный вопрос – почему так произошло?
Значительное снижение цен на нефтепродукты стало возможным в первую очередь из-за того, что в предыдущие месяцы оптовые поставщики значительно завышали стоимость своего товара.
"В конце года бензин и дизель в среднем в опте стоили 50 гривен за литр, - рассказал в комментарии "Апострофу" эксперт "Нефтерынка" Александр Сиренко. - Однако уже в начале января пузырь раздутых осенью оптовых цен лопнул, и мы увидели цену 43, а в приграничных (со странами ЕС) регионах – и 40 гривен за литр. Причем на этом процесс не остановился, и часть поставщиков уже предлагает дизель по 39 гривен за литр".
Безусловно, снижение цен на оптовом рынке повлекло за собой и удешевление розничного товара. Тон в ценовой гонке задал государственный сектор.
"В январе "Укрнафта" (национализирована в ноябре 2022 года, - "Апостроф") двумя волнами снизила цены на бензин на 5 гривен за литр, а на дизель – на 3,5 гривны, – говорит Александр Сиренко. – Это вынудило другие сети, чтобы сохранить клиентов, также пересмотреть ценовую политику. Сначала региональные сети, а затем и крупные общенациональные, начали существенно снижать цены на топливо".
По мнению экспертов рынка, текущие цены не окончательны, и подешевение горючего будет продолжаться. Гарантией этого является то, что сегодня рынок не испытывает ни малейшего дефицита товара.
"Создав в течение 2022 года новые маршруты поставок горючего, украинские сети создали рекордные запасы, даже по сравнению с довоенными периодами, - рассказал изданию директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - На сегодняшний день ключевые сети имеют запас бензина и дизтоплива минимум на месяц продаж. При этом текущие поставки идут тоже с превышением потребностей. Поэтому запас продолжает увеличиваться. И можно говорить, что февраль-март мы пройдем без проблем".
По мнению эксперта, в течение следующих недель горючее может подешеветь еще на 2-3 гривны на литре.
Параллельно с бензином и дизелем дешевеет и сжиженный газ. Однако природа этих изменений иная.
"В последнее время мы фиксируем резкое увеличение поставок газа из балтийских стран и Польши. Стоимость этого газа меньше обычной на 50-200 долларов на тонне, - говорит Александр Сиренко. - Это, конечно, приводит к снижению цен для конечных потребителей. На самом деле газ мог бы быть даже дешевле, чем сейчас, однако трейдеры пока не спешат снижать цены".
Несмотря на положительную для потребителей тенденцию, остается вопрос, откуда берется это топливо. Обычно его происхождение неизвестно. И учитывая, что страны, откуда оно поступает, не являются производителями сжиженного газа, есть большое подозрение, что этот газ российский.
"Мы видим, что страны, откуда завозится газ в Украину, в последнее время вдвое увеличили импорт из россии, – поясняет Сиренко. – Поэтому, хотя это очень трудно доказать, вполне логично предположить, что сегодня мы импортируем российский газ".
Аналогичные тенденции наблюдаются и в Румынии, куда в последнее время прибывают суда со сжиженным газом из россии. Поэтому, по мнению эксперта, скорее всего этот газ также окажется в Украине. Безусловно, такая ситуация не является правильной, ведь Европа сегодня прилагает усилия, чтобы избавиться от зависимости от российских энергоносителей. И Украине вряд ли стоит наращивать импорт российского горючего, поскольку это помогает финансировать российскую войну против нашей страны.
Газ вне санкций
Напомним, с 5 февраля вступили в силу очередные санкции, касающиеся торговли российскими нефтепродуктами. Согласно принятым решениям, страны Европейского Союза вообще отказываются от импорта этих продуктов. А для других стран вводятся потолки цен, аналогичные тому, что раньше уже был установлен для российской нефти. Для светлых нефтепродуктов (бензина, дизеля) предельная цена составляет 100 долларов за баррель, для темных (мазут) – 45 долларов за баррель.
Перед введением санкций были опасения, что они могут отразиться на рыночной ситуации в Европе. Ведь до последнего времени страны ЕС значительную часть нефтепродуктов получали именно из россии. И многие эксперты прогнозировали, что после вступления в силу эмбарго 5 февраля на рынке возникнет дефицит, что даст толчок повышению цен.
"Подобные тезисы озвучивали разные эксперты, связанные с россией, – говорит Александр Сиренко. – Однако этого не произошло. Готовясь к введению санкций, европейские трейдеры до 5 февраля пытались импортировать как можно больше российского горючего. В результате сегодня не только Украина, но и вся Европа "залита" дизелем. И эти запасы настолько велики, что их хватит по крайней мере до середины марта. Так что никаких колебаний цен в ближайшие месяцы не ожидается".
Тем временем, параллельно европейские трейдеры работали над налаживанием поставок нефтепродуктов с других направлений. В отличие от Украины, ЕС не заблокирован с моря, и поэтому никаких проблем с тем, чтобы закупить товар где угодно в мире, у него нет.
"О какой-либо опасности возникновения дефицита нефтепродуктов в перспективе речь не идет, - успокаивает Сергей Куюн. - Необходимые объемы горючего будут поступать. Возможно, из-за того, что маршруты доставки станут длиннее, немного увеличится оптовая цена. Однако это увеличение будет настолько незначительным, что потребитель его не почувствует".
Однако сжиженный газ оказался в иной ситуации, чем другие виды горючего. Хотя он преимущественно производится в процессе переработки нефти, и поэтому по сути также является нефтепродуктом, его в европейском списке подсанкционных товаров не оказалось. Таким образом, пока ограничений на его поставки из россии нет.
Причины такого пробела называют разные. По одной из версий "забыть" включить пропан-бутан в санкционные списки предлагала Польша, использующая большое количество этого продукта (в частности, для отопления). По другой, Еврокомиссия не увидела смысла в эмбарго на импорт сжиженного газа из-за того, что в большинстве стран ЕС его потребляется очень мало.
В Украине же сжиженный газ является очень популярным автомобильным топливом. При этом нам следует внедрить собственные средства контроля за тем, чтобы топливо, которое продается на отечественных АЗС, не приносило прибыли оккупантам.
"Участники рынка уже поднимают этот вопрос перед правительством, – говорит Сергей Куюн. – Ведь для них возникает ситуация, когда они либо должны работать с российским газом, либо должны прекратить деятельность, поскольку газ из других источников не выдерживает конкуренции с дешевым российским. И правительство обещает обратиться к партнерам с предложением включить санкции в отношении сжиженного газа в один из следующих пакетов санкций".
А тем временем, стоимость автогаза снизилась в Украине уже до 23 грн/литр.