Энергетическая инфраструктура Украины, серьезно пострадавшая от вражеских ракетных обстрелов минувшей зимой, нуждается в восстановлении и модернизации до нового отопительного сезона. К следующему осенне-зимнему периоду также необходимо накопить достаточные запасы угля и газа. При этом в рамках евроинтеграции наша страна делает особый акцент на генерации из возобновляемых источников энергии. Об этих проблемах, а также о непростом решении властей повысить тариф на электроэнергию, в интервью "Апострофу" рассказал глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг АНДРЕЙ ГЕРУС.
Субсидии в "Дії"
- Недавнее повышение тарифа на электроэнергию для домохозяйств вызвало большой резонанс в обществе. Одни специалисты говорили, что это повышение не нужно, потому что нанесет дополнительный удар по и без того похудевшим кошелькам украинцев. Другие – что это повышение недостаточно, поскольку рыночная стоимость энергии намного выше, чем новый тариф. За кем в этом споре была правда?
– Правда где-то посередине. Повышение тарифа на электроэнергию для бытовых потребителей достаточно ощутимо для энергетических компаний. Дополнительные средства, которые будут ими получены, позволят провести ремонт объектов энергетической инфраструктуры, в частности, электростанций, трансформаторных подстанций, электросетей, которые были повреждены или разрушены в результате российских ракетных обстрелов.
Однако, конечно, при введении нового тарифа на электроэнергию учитывались и социальные последствия такого решения. Параллельно с обоснованием нового тарифа шло обсуждение того, как можно поддержать социально незащищенные слои населения. Для этого принят ряд решений, которые упрощают процесс получения субсидий, сокращают требования к необходимой документации.
Минсоцполитики совместно с Минцифры разрабатывали программное обеспечение для оформления субсидий, в том числе через приложение "Дія". Поэтому те, кто сейчас хочет оформить субсидию, смогут это сделать проще, чем раньше.
Читайте также: Все будет как раньше: в Украине пересмотрели тарифы на воду после вмешательства Зеленского
Также я рекомендую гражданам подготовиться к осенне-зимнему периоду, прежде всего принять меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилья. В частности, заменить старые лампы накаливания на новые энергосберегающие LED-лампы. Это позволит значительно сэкономить денежные средства. Светодиодные лампы потребляют в 10 раз меньше электроэнергии, чем обычные, и служат до 11 лет без замены. Экономия на освещении с такими лампами может достигать более 80%. Также следует устанавливать двухзонные счетчики электроэнергии – это значительно сокращает сумму в платежке, особенно если есть электроотопление или электрический нагрев воды.
– Между тем, Украина декларирует, что идет к созданию свободного рынка электроэнергии. Так что в будущем должен будет появиться единый тариф для населения и промышленности?
– Украина уже прошла значительную часть этого пути. У нас функционируют оптовый рынок природного газа и электроэнергии, а также розничные рынки для небытовых потребителей. Там применяются рыночные цены.
В то же время, для бытовых потребителей природного газа и электроэнергии цены пока еще являются регулируемыми.
В перспективе этот сектор также должен будет работать на рыночных принципах. Однако совершить этот переход за полгода или год мы не можем. Тем более сейчас, в условиях войны. Переход будет постепенным и длительным.
Газа и угля хватит
- Как идет восстановление объектов энергетики, разрушенных во время ракетных обстрелов?
– Созданы антикризисные штабы, которые координируют усилия всех предприятий таким образом, чтобы на осень энергетическая система восстановила максимальное количество объектов. Это касается, как генерирующих мощностей, так и подстанций и сетей, по которым электроэнергия транспортируется к потребителям.
Также сейчас строится достаточно много новых объектов генерации. Это в целом небольшие объекты "зеленой" энергетики - солнечные и ветроэлектростанции. Также создаются газопоршневые электростанции, которые преимущественно устанавливаются на предприятиях. Плюс таких электростанций в том, что предприятие становится энергонезависимым. Во время повреждения сетей и аварийных отключений электроэнергии генерирует электроэнергию самостоятельно. В другое время может производить энергию и продавать по "зеленому" тарифу.
Параллельно НЭК "Укрэнерго" и операторы систем распределения (облэнерго) также работают над восстановлением электросетей. Процесс идет согласно плану, и, если не произойдет ничего чрезвычайного, энергетики планируют к осени подготовиться к прохождению зимы.
Однако следует помнить, что обстрелы энергетических объектов не прекращаются. И есть все основания полагать, что с наступлением холодов они еще усилятся. Поэтому, я думаю, нам лучше готовиться к тому, что следующий зимний период не будет простым.
– К списку разрушенных энергетических объектов недавно добавилась Каховская ГЭС. Обсуждаются ли сегодня планы ее восстановления? Какими они могут быть?
– Для того, чтобы вообще ставить вопрос о дальнейшей судьбе Каховской ГЭС, обязательным условием является деоккупация самой станции и окрестных территорий. После того, как это произойдет, можно будет исследовать остатки плотины и на основе полученной информации уже разрабатывать проекты ее восстановления.
– Для того, чтобы успешно пройти зиму, кроме оборудования нужны еще запасы энергоносителей – газа и угля. Успевает ли Украина накопить их достаточное количество к осени?
- Накопление угля происходит по плану. На сегодняшний день на складах накоплено примерно такое же количество угля, какое было год назад. И есть все основания полагать, что к осени у нас будет необходимое количество.
Также продолжается создание запаса газа. На сегодняшний день экспорт газа из Украины остановлен, поэтому все предприятия – и государственные, и частные – закачивают добываемый газ в подземные хранилища.
– Раньше Украине для обеспечения всех потребностей приходилось импортировать часть газа. В этом году такая необходимость есть?
- Из-за войны в Украине остановилось большое количество промышленных предприятий, в результате чего значительно сократилось потребление газа. Поэтому, возможно, импорт и не понадобится. Более точно ответить на этот вопрос можно будет ближе к осени, когда мы оценим, сколько газа удалось накопить в хранилищах. Тогда в случае необходимости мы сможем закупить нужное количество газа за границей. Однако, в любом случае, это не будут значительные объемы. Абсолютное большинство потребностей мы покроем газом собственной добычи.
– А как удается накапливать уголь? Ведь в регионе, где находится самый большой угольный бассейн, ведутся активные боевые действия. Достаточно ли оставшихся на подконтрольной территории шахт для обеспечения всех потребностей?
– Действительно, добыча угля на Донбассе сейчас значительно сократилась. Даже те шахты, которые находятся на подконтрольной территории, часто не могут работать на полную мощность из-за постоянных обстрелов.
Однако после 2014 года Донецкая область и не была основным поставщиком угля. У нас есть угольные месторождения во Львовской, Волынской, Днепропетровской областях, которые обеспечивали основные потребности. А Донецкая и Луганская области до вторжения в феврале 2022 года давали всего около 10% от общих объемов добычи.
Поэтому, хотя часть шахт Донецкой области в последнее время сократили добычу, это существенно не повлияло на обеспечение потребностей экономики.
Нужны новые реакторы
– Одним из основных направлений послевоенного восстановления является, безусловно, восстановление энергетики, без которой невозможна какая-либо экономическая деятельность. Очевидно, что направления этого восстановления определяет Энергетическая стратегия Украины, недавно утвержденная правительством. Однако общественные организации, которые работают в этой сфере, жалуются на то, что увидеть этот документ невозможно. Как же осуществлять общественный контроль над действиями правительства?
- Энергетическая стратегия Украины имеет гриф "Для служебного пользования". И там действительно есть определенные данные, которые пока не подлежат обнародованию. Однако я думаю и уже говорил об этом с представителями Министерства энергетики, часть информации, которая не составляет тайны, можно предоставить для ознакомления.
– Если верить заявлениям Министерства энергетики, одним из магистральных путей развития отрасли является атомная энергетика. "Энергоатом" в последние годы подписал целый ряд меморандумов о строительстве новых реакторов. Если все они будут исполнены, то в стране появятся десятки новых энергоблоков. Нам действительно нужно столько ядерных мощностей?
- Украина действительно будет нуждаться в строительстве новых атомных реакторов, которые будут работать на западном топливе и, в отличие от реакторов советского типа, будут обеспечивать не только базовую нагрузку, но смогут и маневрировать, чтобы покрывать потребности сети в пиковые часы.
Не думаю, что нам нужно большое количество новых мощностей. Но к концу нынешнего десятилетия целесообразно было бы начать строительство хотя бы одного-двух крупных энергоблоков.
– А как вы относитесь к технологии малых модульных реакторов, которая в последнее время горячо обсуждается?
– Думаю, она очень перспективна. Малые модульные реакторы делают атомную генерацию более гибкой. Также их можно использовать не только для производства электроэнергии, но и для отопления в городах.
Однако пока эта технология не до конца отработана. На сегодняшний день нет действующих реакторов в промышленной эксплуатации. Так что для Украины будет правильно дождаться, пока все технологические процессы будут должным образом отлажены, и уже после этого начинать строительство таких реакторов у себя.
- Предусматривает ли государственная стратегия стимулирование развития возобновляемых источников энергии?
– Конечно. И наш потенциал в этой сфере очень высок. Основные направления развития – ветровая, солнечная генерация, а также производство биогаза.
Это очень перспективное направление, поскольку в Европейском Союзе продолжается "зеленый переход", и планируется внедрение экономических стимулов для предприятий, которые используют в производстве "зеленую" энергию. Поэтому помимо развития генерации нам нужно позаботиться о том, чтобы в Украине производилось как можно больше чистой энергии, и отечественные предприятия могли это подтвердить.
Именно с этой целью разработан и уже принят в первом чтении законопроект №9011-д относительно восстановления и "зеленой" трансформации энергетической системы Украины. Законопроект предусматривает введение гарантий происхождения электрической энергии, которые будут подтверждать, что электроэнергия произведена именно из возобновляемых источников. С такими документами можно будет беспрепятственно экспортировать в Европейский Союз электроэнергию или готовую продукцию, подтверждая, что она изготовлена с использованием "зеленой" энергии.
– Государство планирует как-то дополнительно стимулировать развитие возобновляемых источников энергии?
- Оно уже стимулируется через "зеленый" тариф. Заключенные договоры на выкуп электроэнергии из возобновляемых источников по этому тарифу будут действовать до 2030 года.
Однако в последнее время технологии были значительно усовершенствованы, и электроэнергия, которую производят из возобновляемых источников, подешевела. Поэтому в Европе и Украине постепенно отказываются от "зеленых" тарифов. Для новых крупных солнечных электростанций договоры на поставки по "зеленому" тарифу фактически уже не выдаются. А в следующем году, вероятно, новые договоры уже вообще не будут заключаться. "Зеленая" энергетика готова работать в рыночных условиях.
– Одной из проблем, которые мешали Украине занимать высокие места в рейтинге Doing Business, всегда было подключение к электросетям – почему-то у нас очень тяжело провести электричество на новые производственные объекты. А недавно масла в огонь подлил случай с руководителем турецкой компании Baykar Makina (производителя беспилотников "Байрактар"), который пожаловался, что с него за подключение к сетям строящегося завода требовали 2 миллиона долларов взятки.
– Это было недоразумение. Он сначала хотел подключиться к линии с напряжением 110 киловольт и заказал очень большую мощность потребления. Однако нужная высоковольтная подстанция находится на достаточно большом расстоянии от участка, на котором планировалось строить производство. Поэтому предприятию нужно было за свой счет протянуть линию от подстанции. Собственно та сумма, которую он озвучивал, и была стоимостью необходимых работ, которые выполняло бы даже не облэнерго, а специализированная подрядная организация.
Позже, когда оказалось, что есть возможность присоединиться к линии меньшего напряжения на подстанции, которая расположена значительно ближе, стоимость присоединения стала гораздо меньше, и инцидент был исчерпан.
– Тем не менее, о проблемах с подключением к сетям инвесторы говорят очень давно.
– Такая проблема действительно существует. Чтобы ее минимизировать, нужно строить электросети с учетом будущего развития территорий – строительства жилых микрорайонов, промышленных предприятий и т.д. Тогда присоединение новых потребителей станет гораздо дешевле и быстрее, поскольку для них уже будут подготовлены соответствующие мощности.
Также следует улучшать администрирование процесса присоединения для того, чтобы ограничить возможности взяточничества. Два года назад мы усовершенствовали законодательство, введя упрощенную процедуру при подключении объектов с мощностью до 1 МВт.
– И каков результат?
– Сейчас трудно сказать, насколько эти нововведения были эффективны, поскольку в условиях войны экономическая активность сильно снизилась, и спрос на новые подключения не очень высок. Однако когда экономическая ситуация начнет стабилизироваться, мы увидим, действительно ли обновленная процедура сработала. Если бизнес ее одобрит, тогда подобную практику можно будет расширять на подключение большей мощности.
Если же выяснится, что закон не сработал, нужно будет выяснять, какие возникают проблемы, и дорабатывать закон для того, чтобы бизнес мог нормально работать.
Читайте также: Будут ли отключать свет летом и осенью: в "Укрэнерго" рассказали о дефиците в энергосистеме