Россия временно запретила экспорт нефтепродуктов. Это связано с тем, что цены на горючее в РФ выросли до рекордных значений, при этом во многих регионах, в том числе, в Москве, фиксируют перебои с бензином и дизелем. "Апостроф" выяснял, решит ли ограничение экспорта проблему дефицита топлива на российском рынке, вызовет ли оно рост цен в мире, а также как оно скажется на доходах страны-агрессора, которые ей нужны для ведения войны с Украиной.
Правительство России ввело запрет на вывоз из страны бензина и дизельного топлива с 21 сентября. Это временная мера, однако сроки окончания ее действия не называются.
Ограничение экспорта нефтепродуктов из РФ вызвано жесточайшим топливным кризисом, который начался летом, - цены на горючее выросли в несколько раз, при этом во многих российских регионах оно просто исчезло из розницы.
Как писал "Апостроф", дефицит автомобильного топлива в России во многом связан с тем, что нефтяным компаниям просто не выгодно поставлять топливо на внутренний рынок, а потому они по максимуму отправляют его на экспорт.
В начале сентября министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, сын одиозного секретаря российского Совбеза Николая Патрушева, высказал мнение о необходимости ограничить вывоз топлива, в первую очередь, дизельного, так как из-за перебоев с ним аграрии не в состоянии убирать урожай. Который, напомним, в нынешнем году оказался рекордным.
Сейчас сложно сказать, сыграл ли свою роль призыв Патрушева-младшего (или, скорее, политический вес его отца), однако правительство РФ действительно ограничило экспорт нефтепродуктов из страны, и запрет этот, напомним, является бессрочным.
Ограничение экспорта не касается поставок в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который, помимо России, входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Кроме того, правительство уточнило, что под запрет на подпадают газойли и судовое топливо.
Без последствий для других
Для мирового рынка особенно чувствительны российские поставки дизельного топлива, которое, например, в Европе подорожало на 5% на новостях о запрете экспорта. Азиатские рынки также отреагировали на эту информацию ростом цен.
Впрочем, как считает эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко, вполне возможно, что никакого реального ограничения экспорта нет, а соответствующие заявления российские власти делают, чтобы успокоить население, которое столкнулось с дефицитом горючего.
"Я бы не очень верил заявлениям, которые звучат от страны-террориста. Как ты запретишь торговать, если в год продается около 300 миллионов тонн", - сказал Сиренко в разговоре с "Апострофом".
При этом для того, чтобы цены взлетели, нужен даже не сам запрет, а только новость о его введении.
Но у такого явления есть и обратная сторона.
"Новость о запрете экспорта повлияла на котировку. Но, как повлияла, так и потом заглохла", - объясняет Александр Сиренко.
По его словам, в Европе оптовые цены на основные нефтепродукты уже 22 сентября стали на 23-24 доллара на тонне ниже, чем днем ранее.
Но, даже если запрет на поставки бензина и дизеля действительно настолько жесткий, как утверждают в правительстве РФ, существенным образом на цены в Европе он не отразится.
Эксперт напомнил, что с 5 февраля этого года страны Евросоюза не покупают горючее у России (до этого в ЕС поставлялся преимущественно дизель - "Апостроф").
"Если это действительно так (запрет действует в полном объеме), в обмороке должна быть Турция, которая за эту войну в четыре-пять раз увеличила импорт российского дизеля, который перепродает в Европу, в том числе и нам, чего тут греха таить, - рассказывает Сиренко. - Также должны напрячься другие страны, в которые Россия перенаправила свой ресурс из Европы. Это страны Африки, Южной Америки. Но нас это не касается".
Читайте также: Турецкий гамбит: как Украина и ЕС перекроют лазейки для российской нефти
Кстати, похоже, что сложнее всего придется Грузии – в первом полугодии 2023 года доля российских нефтепродуктов в общем объеме их импорта превысила 80%. А потому выпадение такого значительного объема может оказаться крайне болезненным.
Что ж, видимо в Тбилиси так и не усвоили урок о том, что Россия всегда обманет и подставит. Как видим, упорное нежелание Грузии присоединяться к антироссийским санкциям и ее демонстративное заигрывание с Кремлем (в отношении Грузии, напомним, РФ также является агрессором) сыграли с ней злую шутку.
Дефицит сохранится
Но что будет с топливом в самой России? Помогут ли введенные ограничения на экспорт ликвидировать образовавшийся дефицит?
Едва ли.
"Это же не лекарство, это примочка. Поздно пить "Боржоми", если почки отвалились, - образно прокомментировал ситуацию изданию руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - Эти меры, которые принимает российское правительство, саму проблему не решают. Они не борются с причинами возникновения проблем, они борются типичными для авторитарных режимов и командно-административных систем управления способами – запретить, прекратить, не пущать, разогнать".
В результате таких действий нарастающая в российском обществе напряженность, возможно, немного спадет.
"Но, если бизнесу не выгодно торговать, он, скорее, будет придерживать ресурс под любыми предлогами", - отметил Рябцев.
Таким образом, ситуация не изменится, а, возможно, даже усугубится.
Этому уже есть подтверждения. Правительство РФ отрапортовало, что после введения запрета оптовые биржевые котировки упали на 10% на бензин и на 15% на дизель. Однако в рознице снижения цен не наблюдается.
Более того, продолжают поступать сообщения о дефиците горючего из разных регионов и даже из Москвы, чего до этого не было. При этом в Сибири и на юге России на многих АЗС отсутствуют вообще какое-либо топливо.
Российские эксперты указывают, что одной из причин нехватки горючего является война, которую Россия развязала против Украины – ресурс нужен стране-агрессору на передовой, к тому же из-за поставок на фронт (не только топлива) железные дороги перегружены, что вносит еще больший хаос в не очень надежную гражданскую логистику. По этой причине, перебои с горючим, как минимум, в ближайшей перспективе, станут для РФ рутиной.
Деградация продолжается
Хаотичными являются и действия российских властей.
По словам, Геннадия Рябцева, еще не так давно правительство страны-агрессора, по сути, заставляло трейдеров продавать как можно больше нефтепродуктов на экспорт, поскольку российской казне нужны деньги (в первую очередь, чтобы вести войну с Украиной – "Апостроф").
Но с введением запрета валютная выручка уменьшится, как и доля России на рынке нефтепродуктов.
Впрочем, ситуация несколько сложнее.
"Запрет носит временный характер, а потому к значительной потере рынка это не приведет. Рынок нефтепродуктов достаточно гибкий – даже более гибкий, чем нефтяной рынок", - сказал в комментарии изданию президент центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар.
Однако этим, безусловно, воспользуются конкуренты: "Саудиты, индийцы и китайцы обеспечат рынок, тем более, что они (Китай и Индия – "Апостроф") накупили достаточно российской нефти, чтобы перерабатывать ее".
Кроме того, вполне возможно, что российские трейдеры и компании, которые работают за рубежом по их поручению, для того, чтобы не потерять свою нишу, будут перекупать партии дизеля у других производителей и затем перепродавать его на рынке.
Гончар также напомнил, что у многих российских нефтяных компаний есть НПЗ в других странах мира, например, "Роснефть" владеет нефтеперерабатывающими мощностями в Индии: "В значительной мере, они поставляли в Индию нефть сами себе, перерабатывали ее и гнали бензин и дизель в Европу".
Также следует понимать, что экспорт нефтепродуктов приносит России существенно меньше доходов, чем продажа сырой нефти, а потому ограничение их поставок на мировой рынок не станет катастрофой для бюджета РФ.
Тем не менее, доходы все равно уменьшатся. Причем это будет происходить на всех направлениях. Страна-агрессор уже, фактически, утратила наиболее привлекательный для себя рынок газа в Европе. На фоне сокращения доходов стремительно растут расходы и, соответственно, бюджетный дефицит, а также курс доллара к рублю (несмотря на драконовские меры курс так и не смогли опуститься ниже 95 рублей за доллар).
То, что мы наблюдаем, - это деградация российской экономики и России в целом. Единственный минус – это то, что процесс этот развивается слишком медленно.
Читайте также: Потолок пробит, дно – тоже: как Россия сейчас продает свою нефть