Мировые цены на нефть растут, что вызывает подорожание автомобильного топлива, в том числе, в Украине. Стоимость российской нефти также увеличивается, и она уже несколько месяцев продается дороже санкционного "потолка" в 60 долларов за баррель. Очевидно, что чем выше цена нефти, тем больше поступления в российский бюджет, которые страна-агрессор использует на войну против Украину. Впрочем, как выяснил "Апостроф", все немного сложнее.
Лучше меньше, да дороже
Ведущие поставщики нефти на мировой рынок, объединенные в международный картель ОПЕК, сокращают добычу. Речь идет о 13 странах из Азии, Африки и Южной Америки. Неформальным лидером ОПЕК и крупнейшим экспортером нефти является Саудовская Аравия.
Россия, которая не входит в ОПЕК, но координирует с ним свои действия (в формате ОПЕК+) также снижает объемы нефтедобычи.
Как сообщает агентство Bloomberg, на сегодняшний день рынок получает на 1,8 миллиона баррелей в сутки меньше, чем потребляет. А поскольку сокращение добычи продолжается, в четвертом квартале дефицит будет расти. По подсчетам ОПЕК, рынок ежедневно нуждается в 30,7 миллиона баррелей нефти. В то же время, организация намерена в четвертом квартале добывать 27,4 миллиона баррелей.
Читайте: Холодильник против телевизора: сможет ли Россия закрыть бюджетную дыру
Дефицит добычи покрывается из стратегических запасов, накопленных в мире, из-за чего они в последние месяцы заметно сократились, достигнув самого низкого уровня за последние 10 лет. Биржи отреагировали на это значительным ростом цен. Стоимость эталонной марки нефти Brent в течение третьего квартала выросла с 75 до 95 долларов (хотя в последние дни ее цена немного упала – до 93 долларов).
В связи с этим, появились прогнозы, что в конце года мировые рынки может ожидать дефицит горючего, особенно дизеля, что приведет к повышению цен и новому витку инфляции.
По информации Bloomberg, сокращение добычи нефти связано с внутренними потребностями стран ОПЕК, в первую очередь Саудовской Аравии. Правительство этой страны заявило, что нынешнее сокращение имеет целью достичь цены на нефть на уровне 100 долларов за баррель. Вполне возможно, что скоро он будет достигнут.
Однако относительно того, удастся ли арабским странам удержать этот уровень, есть сомнения.
"Хотя ОПЕК является мощным игроком на мировом рынке и может сильно влиять на цены, она не является монополистом, - рассказал "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко. - У саудовской нефти в современном мире есть целый ряд конкурентов. И как только цена достигает 100 долларов за баррель, все альтернативные варианты значительно ускоряются. Например, в Канаде есть месторождения, из которых трудно вынимать нефть, и поэтому при низких ценах они нерентабельны. Но когда цена растет, эти месторождения оживают и начинают давать продукт. Это увеличивает конкуренцию на нефтяном рынке и в конечном счете приводит к снижению цен".
Таким образом, шаги, которые предпринимают экспортеры нефти для повышения цен на свой товар, автоматически включают процессы, компенсирующие дефицит и ведущие к следующему удешевлению.
"Достигнуть намеченного рубежа в 100 долларов за баррель ОПЕК, конечно же, сможет, а вот удержать долгое время цену на этом уровне – вряд ли, – прогнозирует Сиренко. – Цена на нефть, к которой сегодня приспособилась мировая экономика, – 60-70 долларов, и к этому уровню она будет стремиться после временного повышения" .
К тому же, сообщения о возможном дефиците топлива вполне могут быть информационной технологией.
"Нефтяной рынок очень зависит от информационного поля", - объясняет в разговоре с изданием президент центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар. - И страны-экспортеры часто этим пользуются, генерируя сообщения, подобные нынешним, чтобы подогреть ажиотаж среди покупателей и повысить цены. И в таких информационных операциях довольно часто участвует агентство Bloomberg".
Разумеется, такие информационные вбросы не обязательно должны соответствовать действительности. Так и сейчас, по словам Михаила Гончара, есть информация о том, что стратегические запасы нефти в США отнюдь не в столь плохом состоянии, как сообщает агентство. И американское правительство имеет возможность, в случае необходимости, осуществить интервенции на рынке для того, чтобы остановить рост цен.
Однако пока оно этого не делает.
"Сейчас Соединенные Штаты не реагируют на повышение цен, поскольку оно выгодно и американским экспортерам, - говорит Александр Сиренко. - Однако, если в США из-за повышения цен на АЗС возникнет серьезное недовольство населения, правительство будет вынуждено принимать меры. И у него достаточно инструментов для того, чтобы ограничить рост цен".
Что находится за "потолком"
Однако главная забота Украины - цена не арабской, а российской нефти, поскольку именно нефть является основным источником доходов для бюджета РФ. Поэтому страна-агрессор кровно заинтересована в повышении цен – даже больше, чем Саудовская Аравия. И она принимает все возможные меры для того, чтобы этого добиться.
"На мировом нефтяном рынке есть три ключевых игрока - США, Саудовская Аравия и Россия, - рассказывает Михаил Гончар. - Именно они способны задавать цену на нефть. И если двое из них договариваются между собой, то третий проигрывает. Так было, например, в 2014 году, когда после нападения России на Украину и аннексии Крыма США провели консультации с Саудовской Аравией, и они совместными усилиями обвалили цены на нефть со 117 долларов за баррель до почти вдвое более низкого уровня. Однако сегодня ситуация иная. На фоне определенных проблем в отношениях между США и Саудовской Аравией Россия договорилась с ОПЕК о снижении квот на добычу, чтобы повысить цены".
По мнению эксперта, для того чтобы противодействовать этому, Соединенным Штатам нужно углублять отношения с Саудовской Аравией и привлекать ее на свою сторону. Одним из инструментов такого сближения может стать анонсированный проект транспортного коридора из Индии в Европу. Этот путь должен пройти в том числе и через территорию Саудовской Аравии, что предполагает значительные инвестиции в развитие ее портов, железных дорог, энергетики, связи и другой инфраструктуры. Все это обещает стране немалые выгоды в будущем и может стать мощным инструментом для влияния на ее позицию, в том числе и в вопросах поставок нефти.
Однако, пока этого не произошло, нефтяные цены держатся на высоком уровне. И это касается также российской нефти, а потому - и доходов российского бюджета, которые в основном направляются на войну против Украины.
Именно для того чтобы ограничить эти доходы, страны "большой семерки" ввели ценовой "потолок", выше которого российская нефть не должна поступать на рынок. Этот потолок был установлен почти год назад (5 декабря 2022 года) на уровне 60 долларов за баррель и с тех пор не менялся.
На момент введения "потолка" рыночная стоимость российской нефти и так была ниже установленного лимита, поэтому никаких проблем не возникало. Однако для участников рынка оставался вопрос: как "потолок" сработает, если (и когда) мировые цены пойдут вверх? Стоимость российской нефти остановится на уровне 60 долларов за баррель или преодолеет его и пойдет вверх вслед за Brent?
Сегодня у нас есть ответ на этот вопрос. И он неутешителен. Мировая цена российской нефти Urals в начале июля пробила ценовой "потолок", продолжила рост и сегодня на 15 долларов дешевле Brent - примерно 80 долларов за баррель.
Главная причина этого в том, что страны, которые не присоединились к режиму ценового "потолка", не обязаны его соблюдать. Они вполне могут покупать российскую нефть дороже. Конечно, при этом возникают определенные трудности с фрахтом судов, их страхованием, денежными расчетами. Однако благодаря созданию россиянами большого "серого" танкерного флота эти проблемы удается решать.
К тому же, россияне вместе со своими зарубежными партнерами разработали ряд способов продавать нефть, формально соблюдая ценовой "потолок".
"В цену нефти входит также стоимость сопутствующих услуг: транспортировка, страхование и так далее, и в последнее время эти составляющие резко возросли, – рассказывает "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. – Благодаря этому "чистая" цена нефти по контрактам может находиться ниже "потолка". А российские компании подбирают свое на дополнительных услугах".
Подобные схемы позволяют российским олигархам не только получать повышенные доходы, но и выводить их из страны и скрывать от собственного правительства.
"Они разбили свой танкерный флот на много небольших судоходных компаний, расположенных за пределами России, и плата за перевозку нефти попадает на их счета, - говорит Михаил Гончар. - Таким образом, теряя на цене нефти, россияне наверстывают на стоимости транспортировки. Сейчас Еврокомиссия пытается. разработать меры борьбы с этим явлением, однако это довольно трудная задача - режим ценового "потолка" не содержит механизма наказания за невыполнение санкций. Поэтому его нарушителям фактически ничего не грозит. И они, конечно же, этим пользуются".
Также, по словам Геннадия Рябцева, все большее распространение получает еще одна схема, по которой российские нефтетрейдеры регистрируют за рубежом собственные фирмы, которым продают нефть по цене, вписывающейся в ценовой коридор. Эти фирмы "отмывают" российскую нефть, заменяя документы, которые удостоверяют ее происхождение, а затем продают по рыночной цене уже как нероссийскую.
"Впрочем, такие схемы, хотя и позволяют нефтетрейдерам продавать нефть дороже установленного "потолка", мало помогают российскому бюджету, - говорит Рябцев. - Ведь налоги платятся с той цены, по которой нефть отгружается из российских портов, а она продолжает оставаться ниже 60 долларов за баррель. Так что, хотя россиянам и удается продавать нефть значительно дороже 60 долларов за баррель, фактически ценовой "потолок" выполняет ту задачу, для которой он вводился, - ограничивает доходы российского бюджета, из которого финансируется война с Украиной".
Усугубляет ситуацию и тот факт, что в погоне за валютой российские нефтяники "забыли" о внутрироссийском рынке, что привело к дефициту топлива на АЗС в целом ряде регионов РФ, а также скачкообразному росту цен на бензин и дизель. По этим причинам сейчас в Кремле вынуждены в срочном порядке ограничить экспорт топлива, чтобы хоть "перекрыть дыры" внутри РФ.
Читайте также: В Кремле хотят отобрать тайные запасы валюты у миллиардеров: кто станет "дойной коровой"