Украина в конце сентября была избрана на два года членом Совета управляющих МАГАТЭ. Это может усилить позиции нашей страны в деле обеспечения безопасности ядерной объектов, в первую очередь, Запорожской АЭС, которая с начала большой войны находится под российской оккупацией. "Апостроф" разбирался, чего именно может добиться Украина, пребывая в руководящих органах МАГАТЭ, насколько эта организация, в принципе, способна контролировать ситуацию на ЗАЭС, и какой опасности российские оккупанты своими действиями подвергают саму станцию, прилегающие к ней территории и весь мир.
Россию исключить нельзя
Украина с недавнего времени является членом Совета управляющих МАГАТЭ, международной организации, которая осуществляет контроль над использованием радиоактивных материалов и атомной энергии.
Наша страна получила место в Совете на два года и намерена воспользоваться этим для усиления ядерной безопасности.
"Мы все должны работать вместе - все в мире, кто ценит безопасность, - чтобы положить конец всем видам ядерного шантажа, которые Россия пытается сделать нормой", - отметил по этому поводу в сети Х (бывший Twitter) президент Украины Владимир Зеленский.
Избрание в руководящий орган ведущей организации в сфере ядерной безопасности важно для Украины, поскольку с самого начала полномасштабного вторжения ядерный шантаж стал одним из основных инструментов оккупантов. Причем речь идет не только об угрозах применения ядерного оружия, которые почти ежедневно доносятся из Москвы, но и о захвате энергетических объектов, в частности, атомных электростанций.
Читайте также: Вывезут оттуда всех: стало известно о планах оккупантов в Энергодаре
"Главным управляющим органом МАГАТЭ является Генеральная конференция, которая собирается раз в год, с участием представителей всех 175 стран-членов организации", - рассказала "Апострофу" эксперт в сфере ядерной безопасности Ольга Кошарная. - А в промежутках между конференциями управлением организацией занимается Совет управляющих, в который избираются 35 стран. Он собирается трижды в год: в конце первого квартала, перед Генеральной конференцией и после нее".
По сути, система руководства в МАГАТЭ напоминает ООН (в систему которой входит), где Генеральная ассамблея собирается раз в год, а в промежутках руководство осуществляет Совет безопасности. Разница в том, что в МАГАТЭ нет института постоянных членов, как в Совбезе ООН.
"Тем не менее, существует правило, согласно которому государства, которые официально владеют ядерным оружием, всегда избираются в совет управляющих, - добавляет Ольга Кошарная. - Это правило не закреплено официально, и ядерные государства не имеют права вето, как это принято в Совете безопасности ООН, однако благодаря ему Россия до сих пор присутствует в Совете управляющих".
Но теперь Украина имеет определенную возможность противопоставить российскому влиянию собственный голос.
"Участие в Совете управляющих позволит усилить давление на Россию и уравновесить ее влияние на организацию, - рассказал "Апострофу" глава Общественного совета при Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Сергей Денисенко. - Можно также использовать влияние для продвижения идеи исключения России из руководящих органов МАГАТЭ. Хотя я думаю, что полностью исключить агрессора из организации все же не удастся – она обладает слишком большим количеством ядерных материалов”
Кстати, Украине в последнее время удалось несколько поколебать позиции России в МАГАТЭ. Так, благодаря поддержке большого количества государств и отсутствию у РФ права вето, удалось после полномасштабного вторжения принять три резолюции, осуждающие действия россиян на оккупированной Запорожской АЭС.
"Но пока значительно ограничить права и привилегии России не удается, - признает Ольга Кошарная. - В частности, ее представитель все еще является заместителем директора МАГАТЭ" .
Чтобы добиться более решительных действий, направленных на ограничение агрессора, нужна огромная дипломатическая работа и использование той поддержки, которой пользуется Украина.
"Эта поддержка была продемонстрирована при избрании Украины в Совет управляющих, - говорит Кошарная. - Резолюцию по выдвижению Украины инициировали Канада, Финляндия, Коста-Рика и Сингапур. Это свидетельствует о том, что это решение поддержано на разных континентах. Таким образом, Украина имеет значительный потенциал для продвижения своих интересов в МАГАТЭ. Вопрос лишь в том, насколько эффективно этот потенциал может быть реализован".
Членство в Совете управляющих является хорошей площадкой для высказывания и продвижения своей позиции. Также наша делегация сможет предлагать свои пункты повестки дня и тексты резолюций.
Однако успешность этих действий сильно зависит от работы в кулуарах и дипломатического мастерства украинских представителей. И с этим могут возникать довольно значительные проблемы, поскольку до сих пор украинские дипломаты, работающие с МАГАТЭ, не всегда демонстрировали высокую квалификацию и в полной мере использовали возможности этой организации.
Пять принципов бездействия
Тем временем усиление международного давления на Россию становится все более актуальной задачей для Украины, поскольку ситуация на Запорожской АЭС продолжает ухудшаться. Оккупанты игнорируют все международные соглашения и правила ядерной безопасности.
"Наблюдатели МАГАТЭ, которые работают на станции, должны иметь доступ ко всем помещениям и оборудованию, однако еще с июня месяца они не могут получить доступ к крышам машинных залов, где по данным MI6 (британской разведки - "Апостроф") оборудованы огневые позиции, что полностью запрещено правилами безопасности", – говорит Ольга Кошарная.
Также, по словам эксперта, МАГАТЭ приняло несколько решений о том, что все энергоблоки ЗАЭС должны быть переведены в режим холодной остановки. Однако россияне не выполняют это решение и постоянно держат один из блоков в режиме горячей остановки, что создает повышенную опасность, особенно после того, как 6 июня этого года была взорвана плотина Каховской ГЭС, и станция потеряла возможность получать воду из Каховского водохранилища.
При этом оборудование энергоблоков используется оккупантами крайне небрежно.
"Один блок, который работал в режиме горячей остановки, довели до протечки парогенератора, - рассказывает Кошарная. - Его остановили и запустили другой. Теперь и там образовалась протечка. Оккупанты убеждают, что они проводят ремонты на поврежденном оборудовании. Однако, если работы и проводятся, то без надлежащего контроля качества. Неизвестно, в каком техническом состоянии сегодня находятся энергоблоки станции".
Но международное сообщество на своевольное поведение оккупантов реагирует довольно вяло.
"МАГАТЭ боится связываться с Россией, из-за чего в значительной мере подыгрывает ей, в частности, в вопросе о Запорожской АЭС, - объясняет Сергей Денисенко. - Например, в сообщениях организации о событиях на станции говорится: "на ЗАЭС произошло" или "руководство ЗАЭС решило". При этом практически не упоминается, что законного руководства на станции нет, а все действия осуществляются оккупационной администрацией. Поэтому складывается впечатление, что, по мнению МАГАТЭ, ситуация на станции нормальная. А отчеты наблюдателей относительно безопасности эксплуатации в определенной мере служат легализации российского ядерного терроризма".
Однако на самом деле ситуация далека от нормальной. Еще в мае 2023 года директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси озвучил пять принципов безопасности, которые необходимо соблюдать на Запорожской АЭС для того, чтобы избежать крупной ядерной аварии:
- не совершать атаки с или против станции, особенно против реакторов и хранилищ отработанного ядерного топлива;
- не держать тяжелое вооружение или военнослужащих, которые могут быть использованы для нападения;
- обеспечить бесперебойное внешнее электроснабжение предприятия;
- защитить "все структуры, системы и компоненты", которые важны для работы станции, от атак или диверсий;
- не предпринимать каких-либо действий, способных подорвать эти принципы.
"Однако сейчас на станции нарушены все пять принципов, - говорит Сергей Денисенко. - Ни о какой безопасности эксплуатации станции нельзя говорить вообще. Напротив, россияне постоянно поддерживают на станции значительный уровень опасности, пытаясь таким образом шантажировать мир. На станции содержится большое количество ядерных материалов и отработанного топлива, что является потенциальным источником техногенных аварий. Также россияне создают проблемы, которые в будущем приведут к невозможности эксплуатации реакторов даже после того, как им придется покинуть станцию".
Без воды и персонала
Россияне не просто хозяйничают на Запорожской АЭС, но и хотят запустить ее в работу, присоединив к российским энергосетям. Для этого они сейчас восстанавливают линию электропередач от Каховской ГЭС к Энергодару, где находится ЗАЭС.
"Глава "Росатома" (Алексей) Лихачев заявил о том, что они намерены начать производство энергии в начале 2024 года. Однако непонятно, как они собираются это делать, ведь станция нуждается в большом количестве воды, а после уничтожения Каховского водохранилища ее неоткуда брать, - рассказывает Ольга Кошарная. - Они, правда, насверлили скважин и собираются качать воду из-под земли. Однако это породит новые опасности. Геологи говорят, что отбор значительного количества воды из слоев, находящихся под станцией, может привести к сдвигам грунта. И как это повлияет на состояние ЗАЭС, неизвестно" .
К тому же, по словам эксперта, для запуска станции в работу россиянам критически не хватает лицензированного персонала: "Согласно указу Путина, они собираются работать до начала 2028 года по украинским лицензиям. Однако даже это незаконное решение не решило проблемы. Только на одну смену нужно 200 человек с лицензиями, а сейчас на ЗАЭС осталось всего около 60 лицензированных специалистов. Россияне присылают на ЗАЭС работников с Курской и Смоленской АЭС, однако там эксплуатируются реакторы РБМК (такие, как были на Чернобыльской АЭС - "Апостроф"), и переучить их за два месяца невозможно. Для того, чтобы получить лицензию для работы с ядерными установками, человек работает 10 лет".
Таким образом, еще раз подтверждается истина, что единственная организация, которая может эффективно обезопасить Запорожскую АЭС, - это ВСУ. И они активно над этим работают. Как рассказал недавно руководитель Главного управления разведки Кирилл Буданов, спецназовцы уже трижды предпринимали попытки создать плацдарм на левом берегу Каховского водохранилища и взять под контроль ЗАЭС. Однако такие попытки до сих пор были неудачными.
По словам Кирилла Буданова, на сегодняшний день единственным позитивным результатом попыток освобождения ЗАЭС является приобретение опыта форсирования водных преград, который ВСУ используют на других участках фронта, включая высадки в Крыму. Но, возможно, однажды этот опыт пригодится и на самой ЗАЭС, которую необходимо вырвать из лап российских оккупантов, чтобы они больше не могли использовать ее как инструмент ядерного терроризма.
Читайте также: Для этого нужно формировать условия: генерал о дальнейшем наступлении ВСУ и освобождении ЗАЭС