RU  UA

среда, 18 сентября
  • НБУ:USD 41.07
  • НБУ:EUR 45.50
НБУ:USD  41.07
Энергетика

Словакия грозит перекрыть поставки дизеля в Украину: будет ли дефицит топлива

Чем обернется дизель-шоу Роберта Фицо?

Чем обернется дизель-шоу Роберта Фицо? Фото: pixabay.com

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что его страна может остановить поставки дизельного топлива в Украину, если украинская сторона не пересмотрит решение о запрете на транзит нефти российской компании "Лукойл" в направлении Европейского Союза. "Апостроф" выяснял, к каким последствиям приведет реализация этой угрозы.

Словакия пригрозила остановить поставки дизельного топлива в Украину, если Киев не снимет запрет на транзит через свою территорию нефти российской компании "Лукойл". Об этом заявил словацкий премьер Роберт Фицо.

По его словам, речь идет о приостановке поставок дизеля словацкой компанией Slovnaft, на которую приходится примерно 10% от всего объема потребления этого вида топлива в Украине.

"Если транзит российской нефти через Украину не будет восстановлен в ближайшее время, Slovnaft не будет продолжать поставки в Украину дизельного топлива", - сказал Фицо.

Нефть в обмен на дизель

Для начала разберемся в сути конфликта. После российского вторжения в Украину Европейский Союз отказался от закупок нефти в РФ, однако сделал временное исключение для Словакии и Венгрии. Нефть из России поставляется в эти две страны транзитом через украинскую территорию по нефтепроводу "Дружба". В июне 2024 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении транзита нефти находящейся под санкциями компании "Лукойл".

Важно отметить, что Украина остановила транспортировку не всей российской нефти, а только той, что принадлежит "Лукойлу". Украинские власти утверждают, что на сегодня общий объем российской нефти, которая транзитом поступает в Словакию и Венгрию, не сократился – очевидно, за счет наращивания поставок со стороны других компаний.

Более того, в последнее время нефтяной транзит даже вырос.

"У нас в июле будет рекордный транзит нефти за последние пять-шесть месяцев, и то, что где-то что-то прекращается, перекрывается, не отвечает действительности. Поэтому все это политика", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко.

Действительно, вызывает удивление то, насколько болезненно Братислава и Будапешт отреагировали на остановку поставок нефти "Лукойла". В частности, Венгрия призвала вмешаться в ситуацию Европейскую комиссию, а венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто обмолвился, что его страна в ответ на блокирование поставок нефти перекроет нам экспорт электроэнергии (после этого, правда, эта тема не поднималась).

Еврокомиссия, кстати, не поддержала претензии Будапешта по поводу нефтяного транзита и, по сути, встала в этом вопросе на сторону Киева.

Однако угроза Словакии остановить поставки в Украину дизельного топлива на сегодня выглядят наиболее угрожающе: ведь дизель нужен аграриям для сельскохозяйственных работ, которые сейчас в самом разгаре, а также нашей армии для заправки военной техники.

Правда, за поставки топлива для армии переживать не нужно, заверил собеседник издания, представляющий топливный сектор страны.

"Там все в порядке, все работает надежно", - сказал он.

Что ж, это не может не радовать, и будем надеяться, что там все обстоит именно так.

Не очень-то и надо

Но что насчет всех остальных потребителей? Какими будут последствия, если Словакия все же решится реализовать свою угрозу?

"Сказать, что мы умрем без словацкого дизеля, будет неправдой", - говорит Александр Сиренко.

Дело в том, что из Словакии мы получаем довольно небольшие объемы дизельного топлива – существенно меньшие, чем озвучил Роберт Фицо.

"Возможно, он считает пиковые (объемы) по импорту, - предполагает Сиренко. - Они были, но несистемно".

Но даже в этом случае информация Роберта Фицо, мягко говоря, неточна, поскольку 10% украинского рынка дизтоплива – это доля не Словакии, а ее вместе с Венгрией, да и то, в отдельные периоды пикового потребления.

"На Венгрию со Словакией суммарно может приходиться 10% (общего потребления дизтоплива в Украине) в пиковые периоды, - сказал "Апострофу" директор консалтинговой группы"А-95" Сергей Куюн. - Но у нас такие резервы по поставкам, такая разветвленная сеть импорта, что мы можем на 50% увеличить поставки – было бы кому это покупать".

По его словам, единственный негатив от решения Словакии об остановке поставок дизельного топлива (если оно, конечно же, будет реализовано) состоит в том, что, поскольку нынешняя система импорта создавалась за счет налаживания множества направлений, утрата одного из них если и не разрушит ее, то и явно не укрепит.

"И, пока идет война, нам нежелательно что-то терять, нам нужно сохранять как можно больше", - резюмировал Куюн.

К тому же речь идет об одном из наиболее удобных направлений поставок с точки зрения логистики.

"И в Венгрии, и в Словакии заводы буквально возле границы, даже польские намного дальше - они у западной границы, - поясняет Александр Сиренко. - Логистика здесь идеальная, и я уже не говорю о том, что есть возможность получать дизтопливо по трубопроводу".

Но даже это неудобство не приведет к росту цен на дизель, убеждены эксперты. А потому можно выдохнуть. Пока. Ведь наверняка "двое из ларца" – Роберт Фицо и его венгерский коллега Виктор Орбан - в скором времени придумают очередную "страшилку" про Украину.

Новини партнерів

Читайте также

Украинская энергетика уходит под землю: как защитить критическую инфраструктуру от вражеских атак

На перемещение энергообъектов под землю для защиты от вражеских атак уйдут миллиарды долларов и годы работы

Пять облэнерго находятся под угрозой блокировки работы

Облэнерго не могут работать по тарифам НКРЭКУ

Украинским водителям на заметку: как и когда вырастут цены на бензин, дизель и газ

Цены на горючее в Украине начнут расти в сентябре после повышения акцизов, больше всего подорожает автогаз – на 5-7 гривен