Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что его страна может остановить поставки дизельного топлива в Украину, если украинская сторона не пересмотрит решение о запрете на транзит нефти российской компании "Лукойл" в направлении Европейского Союза. "Апостроф" выяснял, к каким последствиям приведет реализация этой угрозы.

Словакия пригрозила остановить поставки дизельного топлива в Украину, если Киев не снимет запрет на транзит через свою территорию нефти российской компании "Лукойл". Об этом заявил словацкий премьер Роберт Фицо.

По его словам, речь идет о приостановке поставок дизеля словацкой компанией Slovnaft, на которую приходится примерно 10% от всего объема потребления этого вида топлива в Украине.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Если транзит российской нефти через Украину не будет восстановлен в ближайшее время, Slovnaft не будет продолжать поставки в Украину дизельного топлива", - сказал Фицо.

Нефть в обмен на дизель

Для начала разберемся в сути конфликта. После российского вторжения в Украину Европейский Союз отказался от закупок нефти в РФ, однако сделал временное исключение для Словакии и Венгрии. Нефть из России поставляется в эти две страны транзитом через украинскую территорию по нефтепроводу "Дружба". В июне 2024 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении транзита нефти находящейся под санкциями компании "Лукойл".

Важно отметить, что Украина остановила транспортировку не всей российской нефти, а только той, что принадлежит "Лукойлу". Украинские власти утверждают, что на сегодня общий объем российской нефти, которая транзитом поступает в Словакию и Венгрию, не сократился – очевидно, за счет наращивания поставок со стороны других компаний.

Более того, в последнее время нефтяной транзит даже вырос.

"У нас в июле будет рекордный транзит нефти за последние пять-шесть месяцев, и то, что где-то что-то прекращается, перекрывается, не отвечает действительности. Поэтому все это политика", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Действительно, вызывает удивление то, насколько болезненно Братислава и Будапешт отреагировали на остановку поставок нефти "Лукойла". В частности, Венгрия призвала вмешаться в ситуацию Европейскую комиссию, а венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто обмолвился, что его страна в ответ на блокирование поставок нефти перекроет нам экспорт электроэнергии (после этого, правда, эта тема не поднималась).

Еврокомиссия, кстати, не поддержала претензии Будапешта по поводу нефтяного транзита и, по сути, встала в этом вопросе на сторону Киева.

Однако угроза Словакии остановить поставки в Украину дизельного топлива на сегодня выглядят наиболее угрожающе: ведь дизель нужен аграриям для сельскохозяйственных работ, которые сейчас в самом разгаре, а также нашей армии для заправки военной техники.

Правда, за поставки топлива для армии переживать не нужно, заверил собеседник издания, представляющий топливный сектор страны.

"Там все в порядке, все работает надежно", - сказал он.

Что ж, это не может не радовать, и будем надеяться, что там все обстоит именно так.

Не очень-то и надо

Но что насчет всех остальных потребителей? Какими будут последствия, если Словакия все же решится реализовать свою угрозу?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Сказать, что мы умрем без словацкого дизеля, будет неправдой", - говорит Александр Сиренко.

Дело в том, что из Словакии мы получаем довольно небольшие объемы дизельного топлива – существенно меньшие, чем озвучил Роберт Фицо.

"Возможно, он считает пиковые (объемы) по импорту, - предполагает Сиренко. - Они были, но несистемно".

Но даже в этом случае информация Роберта Фицо, мягко говоря, неточна, поскольку 10% украинского рынка дизтоплива – это доля не Словакии, а ее вместе с Венгрией, да и то, в отдельные периоды пикового потребления.

"На Венгрию со Словакией суммарно может приходиться 10% (общего потребления дизтоплива в Украине) в пиковые периоды, - сказал "Апострофу" директор консалтинговой группы"А-95" Сергей Куюн. - Но у нас такие резервы по поставкам, такая разветвленная сеть импорта, что мы можем на 50% увеличить поставки – было бы кому это покупать".

По его словам, единственный негатив от решения Словакии об остановке поставок дизельного топлива (если оно, конечно же, будет реализовано) состоит в том, что, поскольку нынешняя система импорта создавалась за счет налаживания множества направлений, утрата одного из них если и не разрушит ее, то и явно не укрепит.

"И, пока идет война, нам нежелательно что-то терять, нам нужно сохранять как можно больше", - резюмировал Куюн.

К тому же речь идет об одном из наиболее удобных направлений поставок с точки зрения логистики.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"И в Венгрии, и в Словакии заводы буквально возле границы, даже польские намного дальше - они у западной границы, - поясняет Александр Сиренко. - Логистика здесь идеальная, и я уже не говорю о том, что есть возможность получать дизтопливо по трубопроводу".

Но даже это неудобство не приведет к росту цен на дизель, убеждены эксперты. А потому можно выдохнуть. Пока. Ведь наверняка "двое из ларца" – Роберт Фицо и его венгерский коллега Виктор Орбан - в скором времени придумают очередную "страшилку" про Украину.