В Украине в сентябре увеличились акцизы на автомобильное топливо, что должно было привести к их подорожанию. Однако цены выросли не на все виды горючего. "Апостроф" разбирался, что будет с ценами на бензин, дизель и автогаз до конца года, и причем здесь выборы в США.
В Украине выросли акцизы на автомобильное топливо.
Верховная Рада приняла закон об увеличении акцизов на горючее 18 июля, и 21 июля он был передан на подпись президенту. Однако глава государства не успел подписать его вовремя, в связи с чем появились предположения, что закон не вступит в силу с 1 сентября, как это определено самим документом.
Тем не менее, в начале месяца стало известно, что президент вернул закон со своей подписью в парламент 1 сентября, и он вступил в силу, по сути, задним числом.
Таким образом, акциз на бензин вырос с 213,5 евро до 242,6 гривны за 1000 литров (рост на 14%), на дизельное топливо – со 139,5 евро до 177,6 евро за 1000 литров (27%), на сжиженный автомобильный газ – с 52 евро до 148 евро за 1000 литров (185%).
Увеличение акцизов на горючее происходит в рамках евроинтеграции Украины в несколько этапов до 2028 года, когда для бензина акцизная ставка составит 359 евро за 1000 литров, для дизтоплива – 330 евро за 1000 литров, для автогаза - 250 евро за 1000 литров. Ближайшее повышение запланировано на 1 января 2025 года.
Несостоявшееся подорожание
Очевидно, что повышение акциза должно было привести к росту розничных цен на автомобильное топливо. Однако стоимость бензина и дизеля на АЗС с начала месяца не изменилась. По состоянию на 20 сентября, средняя цена бензина А-95 составляла 56,6 гривны/литр, дизтоплива – 52,8 гривны/литр.
Как такое могло произойти?
По словам эксперта "Нафторынка" Александра Сиренко, главной причиной этого стало то, что на мировом нефтяном рынке произошел провал – цена нефти на некоторое время опускалась ниже 70 долларов за баррель, соответственно, котировки нефтепродуктов тоже пошли вниз.
Кроме того, на внутреннем рынке образовался избыток товара – трейдеры хотели заработать на повышенных акцизах и незадолго до их поднятия завезли много горючего.
"Но привезли все, рынок перенасытился, и цены пришлось сбивать. На розничном рынке бензины даже немного подешевели, несмотря на то, что они из-за акциза должны были подорожать примерно на 1,5 гривны", - сказал Александр Сиренко в комментарии "Апострофу".
Также, говорит он, отмечается падение спроса на топливо, частично связанное с усилением мобилизации – многие бывшие клиенты АЗС либо выехали за границу, либо "сидят по домам".
По словам руководителя специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, повышение акцизов на бензин и дизтопливо компенсировалось снижением цен на границе вследствие падения нефтяных котировок.
"При этом снижение было таким, что можно было даже еще снизить цены на бензин",- сказал эксперт в комментарии изданию.
С газом все иначе
А вот со сжиженным автомобильным газом ситуация принципиально иная. В отличие от бензина и дизеля, цены на которые в последнее время "лежали в дрейфе", газ умеренно дорожал и до повышения акцизов, а в сентябре цены на него в буквальном смысле взлетели. Если в последние дни августа средняя розничная цена автогаза была ниже 29 гривен/литр, то в середине сентября она превысила 31 гривну. По состоянию на 20 сентября, литр газа стоил 32,3 гривны/литр. И это, похоже, далеко не предел.
"На сжиженный газ акциз вырос сильнее, и, к сожалению, не провалился внешний рынок. Поэтому он дорожает так, как мы и планировали, - рассказывает "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - Уже относительно начальной точки 3 гривны на литре добавилось, и движется все к тому, что средняя цена к концу месяца будет 33 гривны за литр, после чего, думаю, все стабилизируется".
При этом помимо акциза есть и другие факторы, которые могут повлиять на рост цен на газ.
По словам Геннадия Рябцева, в Европе сжиженный газ часто используется в котельных, а потому с наступлением холодов спрос на него вырастет, что подтолкнет цены вверх.
"У нас на носу окончательное введение санкций на российский газ, - добавляет Александр Сиренко. - С декабря 2023 года их вроде как ввели, но дали закончить годичные контракты. Теперь их срок заканчивается, поляки, которые больше всего этого газа покупают, перестанут продавать его нам. Не думаю, что будет дефицит, но уже не будет и такого свободного и дешевого ресурса. Думаю, что в октябрь мы войдем с ценой 35 (гривны/литр), и, скорее всего, до декабря она продолжит расти".
Нефть и выборы
А как насчет бензина и дизеля - как будут вести себя цены на эти виды горючего?
"Пока что я не вижу предпосылок для того, чтобы что-то изменилось, - говорит Сергей Куюн. - Более того, на прошлой неделе мы ожидали, что топливо должно еще подешеветь. Но цены на нефть приподнялись, поэтому, думаю, с подешевлением будет пауза. Но о росте на бензин и дизель мы пока вообще не говорим, потому что запас прочности большой".
Однако, если мировые котировки нефти начнут расти, цены на горючее тоже вырастут. К тому же понемногу девальвирует гривна, что тоже играет на подорожание топлива, которое у нас полностью завозное.
"Будем очень внимательно следить за нефтью. В Америки выборы (состоятся 5 ноября 2024 года - "Апостроф"), и кандидаты наперегонки обещают снизить цены на нефть. Это и для населения США хорошо, потому что там низкие налоги, и сразу ощущается колебание цен, кроме того, они уже декларируют, что таким образом они с нашей помощью победят Россию. Говорится о 60 долларах за баррель, и в этом случае мы не сможем не заметить такого изменения цен – у нас тогда тоже вниз потянет стелу, - говорит Александр Сиренко. - Если же этого не произойдет, и нефть будет по 70-75 (долларов за баррель) как сейчас, то, думаю, акциз и валюта сыграют свою роль, и тогда все же будет математический плюс на разницу в налогах, то есть плюс 1,5-2 гривны в октябре".