Министерство экономического развития и торговли подготовило макропрогноз экономического и социального развития Украины в 2015 году, а также предложило свое видение экономики на среднесрочную перспективу. В ближайшие три года в правительстве рассчитывают на незначительный рост экономики и безработицы, улучшение сальдо торгового баланса. По мнению экспертов, прогнозы оптимистичны и составлены с учетом прекращения военных действий на востоке страны. Однако если война не завершится, экономику ждет существенное падение.
В распоряжении А' оказался проект постановления Кабмина «Об утверждении прогноза экономического и социального развития Украины на 2015 год и основных макропоказателей на 2016 и 2017 годы», подготовленный министерством экономического развития и торговли. Этот документ сегодня должны были рассмотреть на заседании правительственного комитета по вопросам социально-экономического развития и международного сотрудничества. Однако рассмотрение отменили в связи с экстренным заседанием Кабинета министров. «Прогнозы изучат на следующем комитете ‒ соответственно, на заседание Кабмина их вынесут уже 3 сентября»,‒ пояснил источник А' в правительстве.
Традиционно МЭРТ предлагает несколько вариантов развития экономики ‒ оптимистичный и пессимистичный. Окончательная версия ляжет в основу проекта госбюджета на 2015 год. Сам проект главного финансового документа страну должен быть подан в парламент до 15 сентября. Номинальный ВВП в зависимости от сценариев ожидается на уровне 1,8 трлн грн и 1,75 трлн грн соответственно, реальный рост экономики ‒ 2% и 0,3%, инфляция ‒ 9,8% и 8,7%. Кроме того, фонд оплаты труда, согласно пессимистичному варианту, может составить 478,8 млрд грн, согласно оптимистичному прогнозу ‒ 497,6 млрд грн, среднемесячная зарплата ‒ 3846 грн и 3703 грн и соответственно. Как уже сообщал А’, оба варианта, предложенные МЭРТ, могут быть реализованы в случае завершения до конца 2014 года военных действий на востоке страны, обеспечения поставок газа по приемлемой цене и решения торговых проблем с Россией. В противном случае следует ожидать развития экономики по альтернативному сценарию. Детальной информации о нем нет, известно лишь, что прогнозируется серьезное падение экономики ‒ на 7-12% (см. А' от 19 августа).
Кроме того, согласно проекту постановления, в МЭРТ ожидают роста безработицы до 10,2% с прогнозируемых по итогу 2014 года 8,2%. По мнению заместителя главы парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Павла Розенко («УДАР»), такой прогноз вполне обоснован. «Я думаю, что до конца года уровень безработицы достигнет 9,5%, и если ситуация на востоке стабилизируется, то прогноз в 9-10% на 2015 год вполне оправдан. Хотя в данном случае, конечно, следует ориентироваться на отрицательный сценарий»,‒ отметил господин Розенко. Кроме того, в МЭРТ рассчитывают на существенное сокращение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса с нынешних прогнозируемых $12,406 млрд до $3,8-3,9 млрд. При этом не исключается рост экспорта на 2,4%‒4,3%, импорта ‒ в пределах 2%‒3,7%. Независимый экономический эксперт Алексей Плотников уверен, что в прогнозе на 2015 год отражена реальная картина сокращения экспорта/импорта в результате военных действий и девальвации гривны, когда импорт «становится просто не выгодным». «У нас 25% экспорта дает Донецкая и Луганская области – это химия, металлургия. Если производство там обваливается, то это объясняет падение экспорта. Снижение импорта связано, прежде всего, с сокращением закупки газа, руд ‒ опять же для восточных регионов»,‒ отметил господин Плотников.
В среднесрочной перспективе украинская экономика будет демонстрировать умеренный рост. В 2016 году ВВП следует ожидать на уровне 2,5%‒4,5%, в 2017 году ‒ 3%‒6,5% . Инфляция может превысить 9% и 6% соответственно. По мнению директора Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» Ирины Акимовой, позитив, на который рассчитывает МЭРТ в 2015-2017 годах, связан, прежде всего, с низкой сравнительной базой 2014 года. Прогнозы рассчитывались на основе предположения, что военный конфликт быстро закончится, а газовый вопрос будет решен. Если оба предположения окажутся ложными, это добавит, как минимум, 2-3% падения ВВП в 2014 году вдобавок к уже озвученной в правительстве и МВФ цифре в 6,5%. «Прогноз слабого положительного роста экономики в 2015-2016 годах может быть реалистичным, если больше не произойдет никаких драматических событий, закончится военный конфликт, сохранится международная поддержка Украины,‒ говорит госпожа Акимова.‒ Тогда низкая статистическая база этого года, а также возможное восстановление экспорта в условиях девальвации и инвестиционный спрос, связанный с восстановлением Донбасса, могут помочь экономике показать слабый рост». При этом, по ее мнению, к любым прогнозам следует относиться «трезво», поскольку степень их вероятности определяется правильностью и стабильностью предположений, положенных в их основу: «Даже в очень нестабильной ситуации можно делать прогнозы ‒ по крайней мере, базовый, оптимистичный и пессимистичный. В основу каждого из них закладываются предположения и риски. Если они меняются, меняется и прогноз».