Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), являющийся единственным в Украине предприятием, имеющим полный цикл автопроизводства, испытывает финансовые сложности. На предприятии говорят, что они связаны с глобальными экономическими потрясениями и существенным снижением покупательной способности украинцев. "Апостроф" разбирался, грозит ли ЗАЗу банкротство, а также, каковы перспективы отечественного автопрома в целом.
Начато производство по делу о банкротстве АО "Запорожский автомобилестроительный завод" (ЗАЗ). Производство открыто Запорожским хозяйственным судом по заявлению ООО "Факторинг Финанс" 4 декабря. Общая сумма требований кредитора составляет 3,16 миллиона гривен. В "Факторинг Финанс" утверждают, что не могут взыскать с ЗАЗа задолженность "в бесспорном порядке", в связи с чем и обратились в суд.
А был ли кредитор?
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко в разговоре с "Апострофом" высказал удивление суммой претензий к ЗАЗу. "100 тысяч долларов - это же смешно!" - заявил эксперт.
К слову, в корпорации "УкрАВТО", которой принадлежит завод, не располагают информацией о компании "Факторинг Финанс".
При этом в компании не отрицают факта открытия судебного производства, но предпочитают его называть делом о "восстановлении платежеспособности предприятия" и надеются на санацию ЗАЗа. "Проблемы ЗАЗа лежат именно в финансовой плоскости - завод нуждается в санации. Мы очень надеемся, что в ходе судебной процедуры кредиторами будут приняты конструктивные решения, и после восстановления платежеспособности ЗАЗ сможет продолжить свою производственную деятельность", - цитирует пресс-служба "УкрАВТО" заместителя главы правления корпорации по производству Олега Папашева.
Кредиторы ЗАЗа - это, конечно, далеко не только "Факторинг Финанс", а суммы, которые предприятие должно выплатить, - существенно больше 3,16 миллиона гривен.
По данным "УкрАВТО", крупнейшими кредиторами завода являются Укрэксимбанк и Проминвестбанк, при этом сумму задолженности в корпорации не называют. Вместе с тем согласно финансовому отчету ЗАЗа к началу 2018 года общий размер долга составлял около 4,5 миллиарда гривен, в том числе кредиты банкам - 1,78 миллиона гривен.
В корпорации заявляют, что ведут переговоры с кредиторами еще с 2015 года, и им удалось достигнуть ряда договоренностей о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. "Однако в условиях стагнации рынка и практически полной остановки производства эти меры недостаточны для решения проблемы восстановления производства", - подчеркнули в "УкрАВТО".
Долгая дорога к кризису
Проблемы на автозаводе начались не сегодня. Самым удачным для ЗАЗа стал 2007 год, когда было выпущено 280 тысяч автомобилей. Однако затем грянул мировой финансовой кризис. В 2008 году общий объем выпуска снизился до 257,6 тысячи машин, а в 2009 году производство обвалилось до 46,1 тысячи. Еще одной причиной снижения производства и падения продаж, помимо мирового кризиса, стало уменьшение размеров ввозных пошлин на иностранные авто вследствие вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2008 году.
Очередным ударом для ЗАЗа стал кризис 2014-2015 годов в Украине, в частности, сопровождавшийся колоссальным падением уровня платежеспособности населения, в результате чего производство продолжало падать (до 13,1 тысячи авто в 2014 году и 3,9 тысячи - в 2015 году). В 2016 году завод выпустил рекордно низкое количество автомобилей - 526. В 2017 году производство слегка подросло - до 1674 авто. В конце прошлого года ЗАЗ остановил производство легкового автомобиля Lanos, а в текущем – сосредоточился на выпуске коммерческих ZAZ VIDA Cargo и ZAZ Lanos Cargo, а также автобусной техники. За 10 месяцев 2018 года предприятие выпустило всего 118 машин - 85 коммерческих авто и 33 автобуса.
В корпорации "УкрАВТО" по поводу финансовой ситуации завода рисуют мрачные перспективы. По словам Олега Папашева, надежд на возрождение полномасштабного производства легковых автомобилей на ЗАЗе в обозримом будущем становится все меньше. При этом в "УкрАВТО" заявляют, что правительство не помогает отечественным производителям в преодолении последствий кризиса.
Будет ли банкротство?
Теперь важно понять, действительно ли ЗАЗу грозит банкротство. Олег Назаренко считает, что пока об этом говорить преждевременно. По словам эксперта, кредиторам выгоднее договориться с владельцами завода о реструктуризации задолженности, чем довести его до банкротства.
Вместе с тем такого сценария исключать полностью нельзя. В разговоре с изданием генеральный директор информационно-аналитической группы "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий отметил, что по законодательству, если ЗАЗ объявят банкротом, он перейдет под управление Комитета кредиторов, который либо выберет управляющую компанию, либо будет искать нового инвестора.
Автоэксперт Александр Швец полагает, что банкротство является вполне вероятным, хоть и не 100%-м вариантом развития событий. По его словам, если ЗАЗ признают банкротом, будет запущен процесс его ликвидации. При этом о возобновлении полноценной работы завода речи уже не будет. Он считает, что ЗАЗ могут попытаться продать как цельный производственный комплекс, если найдется кто-то, кто захочет купить. "Но в этом случае это уже будет не ЗАЗ", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".
Кстати, в феврале 2018 года в одном из интервью владелец ЗАЗа и "УкрАВТО" Тариэл Васадзе заявил, что готов продать контрольный пакет предприятия инвестору, и ранее по этому вопросу велись переговоры. "Но, если говорить откровенно, сегодня таких предложений нет", - признался он.
В ожидании инвестора
При этом наихудшим вариантом было бы, выражаясь фигурально, порезать имеющееся на заводе оборудование "на металлолом". По словам Олега Омельницкого, несмотря на трудности, производственные мощности ЗАЗа находятся в "адекватном состоянии". Эксперт отметил, что на заводе проводилась реновация, в цехах были проведены покрасочные, сварочные роботы. "Поэтому комплектация завода сама по себе неплохая", - сказал он. Кроме того, напомнил Омельницкий, до 2012 года ЗАЗ выпускал автомобили, которые продавал американской корпорации General Motors для дальнейшей дистрибуции под брендом Chevrolet, которые реализовывались в России и других странах СНГ. По той же схеме действовала китайская корпорация Сhery, выкупая автомобили, выпущенные по ее заказу на ЗАЗе. А это значит, что продукция завода и его производственные мощности отвечают мировым стандартам. Резюмируя, Олег Омельницкий высказал мнение, что "при разумной политике" на ЗАЗе вполне возможно возобновить производство автомобилей того же класса.
В свою очередь, Александр Швец считает, что тенденция на сегодня такова - и это касается не только ЗАЗа - что создать новое производство на голом месте проще, чем восстанавливать уже существующее.
Но готовы ли потенциальные инвесторы создать такое производство в Украине? "Исходя из той ситуации, которая сейчас складывается в стране, несвоевременно говорить о том, что зайдет такой инвестор, который вложит такое количество средств для строительства нового завода", - заявил Александр Швец. По его словам, потенциальному инвестору было бы интересно то, что на сегодня в Украине себестоимость любого производства сейчас ниже, чем, например, в Китае. "Однако, принимая во внимание коррупцию, войну, выборы, никто вкладывать деньги при такой ситуации не будет", - отметил эксперт, добавив, что, как минимум, в течение двух лет инвестор не придет в подобное производство, хотя, возможно, речь может идти и о всех пяти годах.
Однобокая евроинтеграция
Учитывая производственные показатели последних лет, очевидно, что, даже если ЗАЗ не обанкротится, вряд ли стоит от него ждать значительного увеличения выпуска автомобилей в ближайшее время. Основная причина состоит в том, что у завода ограниченные рынки сбыта. По словам Олега Омельницкого, основная проблема ЗАЗа как раз и состояла в том, что "он оказался зажатым рынком только Украины, при том, что рынки СНГ по разным причинам оказались закрыты". "Оставались страны Северной Африки, в частности, Египет, и страны Ближнего Востока, хотя эти страны тоже защищают свои рынки", - пояснил эксперт.
И это во многом касается всего отечественного автопрома.
Украина расположена вблизи границ Евросоюза (граничит с четырьмя из них - Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией) и, по идее, могла бы стать "евроцехом" по производству автомобилей. "Теоретически это - возможно, но на практике - давайте смотреть правде в глаза - это нереально", - заявил Александр Швец.
Другие эксперты согласны с этим. "Проблема в том, что соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли (с Евросоюзом, - "Апостроф") не дает выхода нашим предприятиям на рынок ЕС без пошлин. Поэтому необходимо инициировать какое-то изменение этого соглашения, что позволило бы выпущенным здесь автомобилям свободно поступать на рынки Европейского Союза - разумеется, при условии соблюдения технических регламентов", - отметил Олег Омельницкий.
Технические регламенты также являются серьезным ограничителем. По словам Олега Назаренко, в Украине лоббируется ввоз европейских автомобилей. "Любые автомобили из ЕС - пожалуйста. Японские, корейские, китайские или из других стран, которые не соответствуют европейским нормам, - для них ужесточение", - сказал специалист, пояснив, что речь, в частности, идет об экологическом стандарте, регулирующем содержание вредных веществ в выхлопных газах, Евро-5. "Это - сознательное уничтожение. Государство сознательно гробит продажи новых автомобилей и украинское производство", - резюмировал Назаренко.
Но, возможно, не все так катастрофично - в перспективе украинский автопром, возможно, сможет занять определенные ниши. "Он как-то перепрофилируется. Может, это будет выпуск электромобилей, может, это будет выпуск сельхозтехники", - считает Олег Омельницкий.