RU  UA

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Регуляторная политика

Игорный бизнес возвращается в страну

Министерство финансов предлагает возобновить деятельность казино

Министерство финансов предлагает возобновить деятельность казино Минфин не стал скрывать своих намерений, и сразу выбросил свои карты на стол Фото: УНИАН

Правительство намерено легализовать игорный бизнес, который перешел в тень после полного его запрета в 2009 году. Министерство финансов предлагает возобновить деятельность казино. Государство даже готово будет компенсировать потери, понесенные компаниями четыре года назад ввиду досрочного прекращения действующих лицензий. Однако те, кто захочет заработать на этом, будут функционировать в условиях ограничений ‒ от места размещения специальных игровых зон до возрастного ценза игроков. Стоимость лицензии составит 40 млн грн ‒ по мнению экспертов, это достаточно дорого, поэтому такой деятельностью сможет заниматься минимальное количество игроков.

Требования на столе

Деятельность казино в Украине может быть возобновлена уже до конца этого года. По словам министра финансов Александра Шлапака, его ведомство разработало соответствующий пакет законопроектов, реализация которых урегулирует и легализует деятельность бизнеса, который занимается лотереями, букмекерством и другими азартными играми. Сейчас официально работают только операторы лотерей, остальные виды игорного бизнеса ‒ казино, тотализаторы, игровые автоматы, компьютерные стимуляторы запрещены в Украине с середины 2009 года. Напомним, такое решение было принято по инициативе правительства Юлии Тимошенко, после того как в Днепропетровске сгорел зал с игровыми автоматами в результате чего погибли десять человек.

Однако сейчас, по словам господина Шлапака, участники рынка лотерей ‒ «М.С.Л.», «Патриот» и «Украинская национальная лотерея» (все, по данным Минфина, основаны офшорными компаниями) ‒ фактически занимаются организацией игр, запрещенных законом. 80% ставок, по данным министерства, делаются на лотереи, подобные букмекерской деятельности и игровым автоматам. Объем полученных ставок в 2013 году составил более 9 млрд грн. Поэтому в правительстве считают целесообразным предложить бизнесу четкие нормы, которые позволят государству контролировать рынок игорного бизнеса и выведут его из тени. Так, предложено возобновить деятельность казино, где будет разрешена игра в рулетку, карты, кости. Пока еще обсуждаются право проведения в казино азартных игр на игровых автоматах. Казино, по мнению Минфина, должно размещаться в пятизвездном отеле, общий номерной ресурс которого составляет не менее 100 номеров. В одном казино не может быть менее 12 столов, а численность персонала должна быть свыше 120 человек. На каждый игровой стол необходимо будет получит патент. Уставной капитал оператора рынка не должен быть ниже 40 млн грн. Такой же будет и стоимость лицензии на одно казино, которая будет выдаваться сроком на 10 лет. Александр Шлапак добавляет, что в рамках законопроекта предложена «полная фискализация» сферы игорного бизнеса. Обмен денег на фишки в казино и обратно предложено осуществлять исключительно через контрольно-кассовый аппарат. Среди норм ‒ сертификация игрового оборудования. Предусмотрено введение ограничения на размер призового фонда ‒ в объеме 60% от суммы принятых ставок. Кроме того, устанавливается возрастной ценз ‒ вход в казино будет разрешен только с 21 года.

Двух последних норм в игровом законодательстве Украины ранее не было, хотя, по словам Александра Шлапака, подобные ограничения ‒ мировая практика. По словам председателя украинской Ассоциации игорного бизнеса Григория Трипульского, все предложенные нормы не новы. После запрета и правительство, и парламент неоднократно предлагали подобные законопроекты ‒ от возможности работать в рамках казино до создания отдельных игровых зон в пределах территорий, в частности, в Крыму. «Эта тема всегда была непопулярна. Как только поднимался вопрос о регулировании рынка, того или иного человека называли лоббистом»,‒ говорит господин Трипульский.

Кто во что играет

Необходимость отрегулировать и узаконить рынок назрела давно, добавляет экс-президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса Сергей Третьяков, поскольку он всегда был прибыльным и приносил бюджету не менее 1 млрд грн в год. Например, в Австрии есть оператор, который несет еще и социальную нагрузку, рассказывает он ‒ направляет 30% доходов на поддержку театра, 10% ‒ на спорт. В Украине по оценкам Минфина, легализация игрального бизнеса может принести дополнительно 400 млн грн до конца текущего года, в 2015 году ‒ до 1 млрд грн, которые также планируется направлять на социальные проекты, поддержку молодежи и спорта. «По неофициальным оценкам, игровой рынок составлял до 2 % от ВВП, а если включить и теневой, мог достигать 7%,‒ добавляет А' экс-министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко Богдан Данилишин, при котором запрет и был реализован.‒ В 2009 году решение о запрете было принято скорее из политических соображений, в процессе подготовки к президентским выборам. В результате игральный бизнес, который и так находился преимущественно в тени, ушел в тень полностью». Он считает, что предложенный уровень стоимости лицензий завышен. Еще до отмены игорного бизнеса правительство Тимошенко предлагало увеличить стоимость разрешительных документов до 400 тыс. евро (на тот момент ‒ 3,2 млн грн). Однако эта норма так и не была принята. В то же время господин Трипульский считает, что 40 млн грн за лицензию ‒ вполне адекватная плата. Тогда у участников рынка будет стимул соблюдать установленные законом правила, поскольку риск лишиться лицензии будет велик. Александр Шлапак уточняет, что помимо лишения лицензии, обсуждается и уголовная ответственность.

По словам Сергея Третьякова, высокая стоимость лицензии будет регулировать и количество игроков на рынке казино. Их в таком случае может быть не более трех. До отмены существовало порядка 30 операторов. «40 млн грн для этого бизнеса ‒ не большие деньги, но видимо, Минфин намерен оставить всего несколько операторов»,‒ добавляет глава парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Александра Кужель («Батькивщина»). Есть среди предложений Минфина и любопытная инициатива для бизнеса, которая предусматривает механизм компенсации для тех операторов, которым в 2009 году были досрочно прекращены действующие лицензии. Этим предприятиям позволят приобрести лицензию на проведение азартных игр в казино по адресу, который был указан в предыдущей лицензии. «Это делается для того, чтобы вернуть на рынок тех, кто здесь уже работал»,‒ считает бывший и.о. министра финансов в Кабмине Юлии Тимошенко Игорь Уманский. «Главное ‒ не пустить сюда российский бизнес, который более богатый. Опыт показывает, что, ничего не вкладывая здесь, российские операторы только получали прибыли»,‒ добавляет Сергей Третьяков.

Отель отелю рознь

По словам генерального директора гостиничного оператора «Премьер Интернешнл» Ирины Седлецкой, для отельера развивать казино самостоятельно – слишком сложный и дорогостоящий проект. «Однако если отель имеет свободную площадь и расположен в крупном городе, казино в качестве дополнительной услуги может сформировать отдельный поток клиентов. Для пятизвездного отеля более выгодно отдать этот бизнес профессиональному оператору. Казино в среднем может увеличить загрузку отеля на 20%»,‒ говорит она. В Хаятт Ридженси Киев А' заявили, что казино в их отеле нет и не будет, поскольку это противоречит корпоративным правилам: «Мы имеем сеть отелей по всему миру, но даже в Лас-Вегасе у нас нет казино. У нас отели бизнес-класса, и клиенты приезжают с целью бизнеса, а не по другому поводу».

Господин Третьяков рекомендует правительству прописать в законодательстве нормы контроля операторов игрового бизнеса и предоставить прозрачные правила игры, тем самым ограничив доступ контролирующих органов ‒ МВД и налоговой ‒ к участникам рынка. «Оператор сам будет следить за выполнением всех условий. А чем больше контролирующих органов, тем больше у них будет соблазна что-то просить, а у бизнеса ‒ что-то им давать»,‒ говорит эксперт. Александра Кужель вообще считает, что инициирование подобного законопроект во время войны нецелесообразно. «Я более чем уверена, что большинство депутатов не будут сейчас рассматривать этот законопроект,‒ отмечает госпожа Кужель.‒ Пусть Минифин лучше покажет как он предлагает администрировать налоги, как предлагает изменить Бюджетный кодекс. А если Минфин ищет варианты заработка, то мы подскажем ему, как это сделать».