RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Регуляторная политика

Черные миллиарды таможни

Выявление автокоррупции на таможенных постах Украины: масштабы, "крышевание", схемы, персоналии

Выявление автокоррупции на таможенных постах Украины: масштабы, "крышевание", схемы, персоналии Одним из ключевых вопросов искоренения коррупции в Украине является наведение порядка на таможнях Фото: УНИАН

Одним из ключевых вопросов искоренения коррупции в Украине является наведение порядка на таможнях. Ведь именно таможенные пункты пропуска годами были примерами поражения чиновников разных уровней этой опасной гангреной. Именно на этом обстоятельстве акцентировали внимание президент, премьер-министр, депутаты, силовики разных рангов. Одним словом – все те, кто так или иначе причастен к государственным процессам в Украине.

Казалось бы, какие-то сдвиги в этом направлении действительно вырисовываются. Часто мы слышим о задержании того или иного таможенника, раскрываются схемы, называются суммы, цифры и т.д Однако не является ли это единичной показательной борьбой для того, чтобы замылить глаза украинцам и устроить спектакль для международных партнеров, в том числе МВФ? Или исчезли многоэтажные схемы, в которых задействованы сотни и тысячи работников таможенных органов? И насколько своевременно и бескомпромиссно реагируют силовики на те или иные выявленные факты коррупции в органах таможни?

Давайте попробуем разобраться. Изучение интересных документов Государственной фискальной службы Украины (ГФС) дает основания утверждать, что отдельные сотрудники таможенных органов продолжают с откровенным нахальством продвигать коррупционные схемы для личной наживы. Причем цинизм, с которым отдельные служащие осуществляют свои "операции", откровенно поражает.

Сегодня речь пойдет лишь об одном из сегментов работы таможенных органов – ввозе в Украину автомобилей иностранцами на иностранных номерах. Так, согласно закону, иностранец имеет право ввезти на территорию Украины только одно транспортное средство. Если он на нем со временем не покинул территорию страны и ввозит другой автомобиль (первый, соответственно, остался на нашей территории), то на него надо составить протокол о нарушении таможенных правил по ст. 481 ТКУ со взысканием 17 тыс. грн штрафа.

Однако, как выяснилось, под прикрытием работников таможен иностранные резиденты завозили в Украину не один, не два, а десятки подержанных автомобилей. В обход соответствующих платежей в государственный бюджет перевезенные машины сразу шли в руки ловких дельцов, после чего преимущественно уходили на "разборки". Масштабы и цифры злоупотреблений, судя по документам, которые представлены ниже, действительно впечатляют.

Согласно протоколу совещания Государственной фискальной службы Украины от 16 сентября 2016 года № 26-ПК под председательством и.о. заместителя главы ГФС Мирослава Продана, который есть в распоряжении редакции, руководство службы обнаружило масштабные злоупотребления и манипуляции с данными, которые вносятся в электронные журналы пунктов пропуска АСМО "Инспектор". Начальникам Житомирской, Закарпатской, Львовской, Сумской и Черновицкой таможен ГФС было поручено провести соответствующие проверки, после чего принять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам таможен. Согласно этому же протоколу, начальников Винницкой, Волынской, Житомирской, Закарпатской, Луганской, Львовской, Одесской, Ровенской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черновицкой и Черниговской таможен в ГФС обязали осуществить проверки фактов удаления, внесения изменений и перезаписи данных, которые вносились сотрудниками таможен в электронные журналы пунктов пропуска АСМО "Инспектор" с 1 января по 16 сентября 2016 года с целью установления действий, которые содержат коррупционные риски.

О чем идет речь? Таможенники пользуются электронной базой АСМО "Инспектор". Например, на территорию Украины заезжает гражданин Польши и подает документы к оформлению. Таможенник берет паспорт гражданина и технический паспорт транспортного средства, вносит данные гражданина в вышеуказанную электронную базу. И если этот человек уже имеет ввезенные на территорию Украины транспортные средства, то в системе срабатывает автоматический риск "АСАУР". Он реагирует либо на фамилию, либо на серию или номер паспорта. Что тогда делает "ловкий" таможенник? Он удаляет фамилию этого человека, заносит в базу несуществующую фамилию или паспортные данные (в зависимости от того, каким образом сработала программа рисков). Затем повторно проводит проверку по "АСАУР" - на этот раз программа не выдает рисков. Тогда он снова удаляет несуществующую фамилию, вносит данные гражданина и успешно осуществляет таможенное оформление. Однако система устроена таким образом, что все эти манипуляции оставляют следы. При проверке таможенной базы видны все действия и все вмешательства. Это напоминает историю просмотра веб-страниц в браузерах Chrome и Mozilla Firefox, которую невозможно удалить.

В распоряжении редакции имеется копия приказа Львовской таможни ГФС от 21 сентября 2016 года № 506 о проведении проверки, о которой шла речь на совещании ГФС 16 сентября 2016 года.

Как работник таможенных органов ГФС, фамилию которого, по понятным причинам мы не называем, масштабы злоупотреблений только одного таможенного отдела на пункте пропуска "Мостиска" во Львовской области просто поражают. Отделом таможенного оформления № 4 (начальник отдела Пих А., заместитель – Бидник О.) в течение всего 2016 года был осуществлен пропуск более 2 000 (!!!) таких автомобилей. По предварительным подсчетам, недоборы в бюджет вследствие деяний только этого отдела составляют с 1 января по 16 сентября 2016 года составляют свыше 34 млн грн (!!!).

Известны также фамилии инспекторов этого отдела, которые оформляли транспортные средства по данной схеме: Мироненко В., Прасулов А., Солоп Е., Крыжко Д. и Лободзинская М. Также известно, что за "оформление" одного транспортного средства эти таможенники брали $300. При этом гражданин Республики Польша, который также является непосредственным участником схемы, получал за ввоз автомобиля $100.

Имеются также копии документов, которые были выявлены в результате проверки деятельности таможен.

Вот так выглядит Автоматическая система таможенного оформления "Инспектор":

А вот как выглядят "следы", которые оставили таможенники-коррупционеры в электронной системе и которые были обнаружены в результате проверки. Здесь видим последствия внесения изменений в электронную систему, а также фамилии иностранцев, марки, номера и VIN-коды незаконно ввезенных на территорию Украины транспортных средств через Житомирскую, Черновицкую, Закарпатскую, Львовскую, Сумскую таможни:

Из следующего документа проверки видны базовые возможности для мониторинга "Электронного журнала пассажирского пункта пропуска", модификации, манипуляции, изъятие из системы, даты, марки, модели и номера автомобилей, а также страны их регистрации:

А теперь самое главное. В результате проверки были установлены сводные данные относительно удаленных записей о перемещении транспортных средств с 1 по 16 сентября 2016 года с разбивкой на отдельные таможни: 788 автомобилей (!). И это данные только за две недели сентября (!!!):

И, наконец, "вишенка на тортике". Есть копия одного из документов проверки, где содержится сводная информация о количестве транспортных средств, которые находятся на таможенной территории Украины с нарушением сроков транзита с 1 января по 31 августа 2016 года:

Как видим, за восемь месяцев этого года – 11 220 автомобилей. А теперь вспомним о недоборах в бюджет вследствие действий только одного отдела таможенного поста "Мостиска" Львовской таможни? Свыше 34 млн грн за девять месяцев этого года. Теперь давайте посчитаем, сколько существует таможен, в них – таможенных постов, а там – отделов? И представим себе сводные масштабы возможных хищений и злоупотреблений. Участники только этой коррупционной схеме ежегодно "наживаются" на миллиарды гривен...

С одной стороны удивляет, что таможенники, которые соблазнились на участие в данной схеме, заранее знают, что их манипуляции оставят следы, и будут обнаружены. Впрочем, как подчеркнул наш собеседник, подобные проверки уже осуществлялись в прошлые годы. И результаты были аналогичные. Однако дела были "спущены на тормозах", на уровне различных правоохранительных органов, куда и направлялись материалы проверок. В частности, в прокуратурах разных уровней, включая Генеральную прокуратуру Украины. За что коррупционеры получали такие "поблажки"? Доподлинно неизвестно. Хотя и не трудно догадаться. С такими деньгами в нашей стране можно поистине творить чудеса!

Надеемся только, что после стольких потерянных жизней, которые были отданы за совсем не такую Украину, у сотрудников правоохранительных органов не поднимется рука в очередной раз покрывать предполагаемых преступников. Потому что тогда они автоматически станут в один ряд с ними. С теми, чью вероятную вину с подачи прокуратуры и СБУ должен доказать суд и назначить предполагаемым коррупционерам заслуженное наказание.