RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Регуляторная политика

Заправил авто и заглох: что не так с бензином в Украине

Чиновники хотят вернуть проверки, но вот эксперты считают, что это не нужно

Чиновники хотят вернуть проверки, но вот эксперты считают, что это не нужно Фото: скриншот с видео

Топливный хоррор в Украине похоже получил сиквел. Только правительству удалось худо-бедно закрыть дефицит горючего на АЗС, как возникла другая проблема – топливная "бодяга". В Госпродпотребслужбе пожаловались, что из-за моратория на проверки нечистые на руку бизнесмены пустились во все тяжкие и принялись нещадно разбавлять горючее, чтобы получать сверхприбыли. При такой хозяйственной деятельности, по оценкам чиновников, через 2-3 месяца украинцам вообще не на чем будет ездить, ведь бодяга в бензобаке медленно "убивает" автомобили. Действительно ли все так все плохо с качеством топлива в Украине и стоит ли отменять мораторий - разбирался "Апостроф".

Бодяга в баке

Уже более трех месяцев в Украине действует запрет на плановые и внеплановые проверки бизнеса введенный постановлением Кабмина №303. Логика в том, чтобы в военное время предприятия работали без перебоев, не отвлекаясь на проверки чиновников. Разрешили оставить государственный контроль только над ценами на социально значимые товары, в том числе, и топливо.

Многие АЗС проверку на ценовую добропорядочность не прошли: за последние полтора месяца только в столице выявили 100 нарушений на общую сумму штрафов в 1,5 миллиона гривен.

Теперь же в Госпродпотребслужбе бьют новую тревогу.

"Относительно качества горючего и метрологической поверки количества залитого горючего – это действительно проблематика. К сожалению, Кабинетом министров, в связи с военным положением, наложен мораторий на определенные проверки. В этой связи некоторые АЗС совершают мошеннические действия. Уже направлена информация Кабмину о возобновлении контроля над метрологическим надзором, а это проверки качества. Потому что через 2-3 месяца на автомобилях мы не сможем ездить, если будем использовать то горючее, которое сегодня фактически разводят с неизвестным веществом", - отметил начальник столичного управления Госпродпотребслужбы Олег Рубан.

Действительно, украинские водители в соцсетях жалуются, что качество топлива не на высоте.

"Бензин вроде бы привозят из Европы, но такое чувство, что разбавляют какими-то растворителями" - пишет Василий Непорадный.

"Эта бодяга даже гореть не хочет", - добавляет Дмитрий Зеленский.

"То, что топливо в Европе хорошее покупают - это да. Но вы же знаете, что бодяжат в цистернах, пока они едут к заправке", - отмечает автомобилист Андрей.

Стоит ли говорить, что некачественное топливо для авто представляет серьезную опасность: ухудшается работа свечей зажигания, нарушается работа топливной системы, идет нагрузка на бензонасос, забиваются форсунки, ускоряется износ двигателя.

Замкнутый круг

Но тут стоило бы отметить, что проблема фальсификата топлива в Украине была и до войны. Так ли критичны ее масштабы сейчас?

"Жалобы действительно есть, - говорит "Апострофу" директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. – Цены высокие и мотивация для создания фальсификата большая. Но нельзя сказать, что это критические объемы. Не думаю, что есть более 10% того бензина сомнительного качества. Проблема есть, но не такая критическая".

"Кроме распространения в СМИ определенных тезисов, конкретные цифры не называются. Если хотят снять мораторий, то пусть покажут жалобы, выводы. Пусть скажут, где именно некачественное топливо. Кроме заявлений сейчас нет документально подтвержденных данных, что топливо на заправках у нас дико не соответствует стандартам", - добавляет аналитик UPECO Александр Сиренко, комментируя ситуацию "Апострофу".

В столичном управлении Госпродпотребслужбы признают что масштабы проблемы на сегодня сложно очертить.

Но потому то и сложно, что действует мораторий.

"Некоторые недобропорядочные бизнесмены идут на снижение литража и качества самого топлива, путем добавления примесей. Каждый день у нас регистрируется от 5 до 10 обращений относительно недостачи топлива и некачественной работы двигателя. С целью защиты, прежде всего потребителей, необходимо провести лабораторные исследования топлива и предоставить достоверную информацию после проведения исследований", - сказал "Апострофу" Олег Рубан.

Выходит замкнутый круг: установить реальное положение дел с разливом фальсификата мешает мораторий, но чтобы его снять, нужно понимать реальное положение дел.

Однако по словам Александра Сиренко, не отреагировать на обращение водителя Госпродпотребслужба не может.

"Если я в бак что-то не то залил, то соответствующий орган должен реагировать. Он не может прикинуться, что у него сейчас мораторий", - отмечает Александр Сиренко.

Впрочем, эксперты советуют не забывать, что топливо более низкого качества может вполне легально присутствовать на рынке.

"В марте государство понизило требования к качеству и разрешило продавать продукт качества Евро-3, Евро-4. Фактически легализировали ту продукцию, которая раньше не соответствовала более жестким критериям качества", - отмечает Куюн.

Поэтому, по словам одного из участников топливного рынка, который пожелал сохранить анонимность, борьба за отмену моратория на проверки – элемент конкурентной борьбы между импортерами и внутренними производителями топлива.

"Кардинально ничего не изменилось, но кому-то нужно, чтобы начались проверки. Топлива в Украине достаточно, чтобы очереди просто исчезли. Сейчас мы импортируем бензина больше, чем в январе и феврале. И сейчас идет борьба между сетями АЗС за клиентуру. Поэтому в уши наших чиновников уже могли вложить идею: сейчас на рынке очень удачный момент, чтобы его сегментировать и прикрыть тех, кто продает спиртовой бензин или еще что-то. Этим занимались, кстати, весь 2021 год и были потрачены сумасшедшие деньги на то, чтобы медийно и коррупционно "мочить" мини-заводы, некоторые сети. Сейчас, я предполагаю, мы видим продолжение этой войны, - говорит собеседник издания. – Есть часть продукта, которая до сих пор производится в Украине. Этот продукт качества от Евро-3 до Евро-5. И мне кажется, что сейчас кто-то решил, что сегодня удачный момент сделать нашу страну на 100% зависимой от импорта топлива. Этого нельзя повторять. Поэтому разговоры о некачественном бензине намекают на продукцию мини-заводов. Это делается в пользу одних из участников рынка, которые чувствуют, что рынок насыщается и идет борьба за клиентуру. Если сейчас служба решит провести проверки по всей стране, то она просто "подкормится".

В то же время эксперты уверяют, что механизмы привлечения к ответственности производителей фальсификата должны быть, даже несмотря на мораторий.

"Контроль должен быть, но не такой, как раньше, когда составлялись какие-то списки, проверки всех подряд… Нужно чтобы у потребителя был механизм пожаловаться на АЗС и ее оперативно проверили. А сегодня ты хоть жалуйся, хоть нет, проверять никто не будет, так как нет соответствующей процедуры. А масштабные программы проверок сейчас, мягко говоря, несвоевременны, ведь они дорогие, требуют много ресурсов и людей", - резюмировал Сергей Куюн.

Новини партнерів