Правительство в авральном режиме начало подготовку к формированию проекта бюджета на 2015 год на новой налоговой базе. До конца года осталось менее месяца, а Министерство финансов только сейчас активизировало работу с экспертами и бизнесом. При этом, большинство изменений в Налоговый кодекс были предложены еще прошлым руководством министерства при непосредственном участии Государственной фискальной службы ‒ от введения новых налогов и пересмотра ставок действующих до внедрения непрямых методов оценки граждан и дифференцированных подходов к налогообложению доходов физических лиц, а также переформатирования системы уплаты единого налога. Однако они так и не были рассмотрены в Верховной раде. Сейчас появились и новые нормы, предусматривающие, в частности, усиление полномочий контролирующих органов. Уже 9 декабря премьер-министр обещает внести налоговую реформу в парламент. У депутатов не будет возможности качественно отработать все предложения, поэтому с 1 января бизнес и граждане получат не что иное, как очередное усиление налоговой нагрузки.
Реформа в аврале
В течение последней недели правительство активизировало работу в направлении налоговой реформы. На новой базе Кабмин планирует сформировать проект бюджета на 2015 год. Однако публично, кроме общих фраз о направлениях реформирования налоговой системы, новый состав правительственного экономического блока до сих пор и не представил. Министр финансов Наталья Яресько и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус были немногословны и ограничивались лишь заявлениями о том, что со всеми изменениями украинцы уже и так знакомы. А кроме того, отмечали, что страну ждет детенизация экономики, увеличение доходов бюджета, но все это без усиления фискального давления на бизнес, дерегуляция.
Параллельно в секретном режиме Минфин вместе с Государственной фискальной службой все выходные работали над изменениями в Налоговый кодекс, чтобы успеть ко вторнику подготовить итоговый документ. Ведь, по заявлению премьер-министра Арсения Яценюка, правительство намерено в этот день передать в парламент проект изменений в Налоговый кодекс. Следует отметить, что небольшое количество экспертов и бизнеса приняли участие в наработке поправок в законодательство. В субботу на встречу пришло и новоназначенные руководители комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики ‒ Роман Насиров (Блок Петра Порошенко) и Андрей Журжий («Самопомич»), однако от этого процесс не стал более публичным. В Минфине также отказывались комментировать основные поправки, ссылаясь на то, что окончательное решение еще не принято. «Завтра министры соберутся и примут решение, а я не имею права до них что-то говорить»,‒ заявил собеседник А' в Минфине. «То, что сможет обеспечить бюджетную децентрализацию, будет принято. Бюджетный и Налоговый кодексы идут в паре. С учетом требований и по результатам переговоров с МВФ документы будут поданы»,‒ бросил на ходу корреспонденту А' вице-премьер Геннадий Зубко. Напомним, что миссия МВФ ожидается уже во вторник. То есть невозможно открыто и публично получить информацию о том, по каким же новым налоговым правилам придется украинцам и бизнесу жить с 1 января ‒ процесс формирования налоговой базы и проекта бюджета, как и прежде, остается закрытым.
Фолиант изменений
В распоряжении А' оказалась одна из последних версий изменений в Налоговый кодекс (Сравнительная таблица).Поправки содержатся на более, чем 400 страницах. Большинство норм уже обсуждались, так как они были наработаны и предложены еще при прежнем министре финансов ‒ Александре Шлапаке. Правительство все так же настаивает на том, что оно снижает количество налогов с 22 до 8, хотя на самом деле они просто трансформируются в оставшиеся налоги и сборы. Не отказались в Минфине и от подачи так называемой нулевой декларации. Отказ от этой процедуры будет означать, что задекларированной ГФС будет считать стоимость активов плательщика в размере 200 тыс. грн. Эта сумма не будет учитываться при применении непрямых методов оценки доходов граждан. В данном случае налоговые органы планируют контролировать превышение суммы расходов над доходами и облагать их по ставке в 30%. Эксперт группы «Налоговая реформа» Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский добавляет, что превышение ограничено 10 минимальными зарплатами (сейчас ‒ более 12 тыс. грн). Это могло бы стать европейской нормой, отмечает он, если бы не ставка и ограничения. «Сюда попадает все, в том числе покупка холодильника, телевизора, а должны попадать квартиры и автомобили»,‒ говорит он. Поэтому эксперт считает целесообразным контроль за превышением сумм в размере 50-60 тыс. грн и применение базовой ставки налога на доходы физлиц в 15%. «Без этого данные нормы для меня ‒ элементы коррупции, поскольку если под контроль будут попадать все объекты, то начнет действовать субъективный фактор. Под проверки будет попадать то лицо, которое не нравится налоговику»,‒ поясняет господин Несходовский.
Предусмотрена с нового года, как и ранее, дифференциация ставки налога на доходы физлиц. Сейчас применяются две ставки ‒ основная 15% и повышенная ‒ 17%, применяемая к сумме от 10 минимальных зарплат (МЗ) ‒ 12,18 тыс. грн. Согласно реформе НДФЛ, возможно применение ставок от 15% до 25% в зависимости от объема получаемых доходов. 15% может применяться к доходам более 10 МЗ. Наибольшую ‒ 25% ‒ предложено взимать с доходов более 68 МЗ (около 83 тыс. грн). Еще в августе у правительства было несколько моделей, и наибольший объем дополнительных доходов в бюджет мог бы принести вариант, когда по 15-процентной ставке облагается доход до 1 МЗ, а до 17 МЗ (20,706 тыс. грн) ‒ 20% и выше этой суммы ‒ 25%.
Акцизы ‒ в розницу
Правительство все так же намерено ввести налог с розничной реализации подакцизных товаров. Определение ставки может стать компетенцией местных органов власти. По словам директора департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Нелли Приваловой, ее размер не может быть менее 5%. Намерение сохранить этот новый вид налога в понедельник на встрече с местными органами власти подтвердил и замминистра финансов Игорь Уманский, так как, по его мнению, налог поможет расширить доходную базу местных бюджетов. Менеджер по вопросам фискального регулирования «Филип Моррис Украина» Алексей Калиниченко напоминает, что в процессе обсуждения коалиционного соглашения идея розничного акциза была отвергнута. Однако она так и не исчезла из законопроекта. «Мы разделяем резко отрицательную оценку розничного акциза международным бизнесом и экономическими экспертами. Сложность администрирования нового налога создаст дополнительный стимул для ухода продавцов “в тень” и отрицательно повлияет на поступления не только в местные бюджеты, но и в государственный»,‒ говорит господин Калиниченко.
Директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут добавляет, что администрирование нового налога потребует существенных затрат, учитывая тот факт, что в Украине ‒ более 90 тыс. точек розничной торговли табачной продукцией. Кроме того, предоставление органам местной власти права устанавливать ставку налога на свое усмотрение может привести к тому, что цены на одну и ту же продукцию в разных регионах будут отличаться. «Все отрасли, связанные с производством и реализацией подакцизных товаров, критикуют это предложение, поскольку оно не соответствует европейской практике налогообложения, декларируемому сближению с налоговыми нормами ЕС и стремлению к дерегуляции бизнеса,‒ отмечает господин Когут.‒ По нашим подсчетам, введение нового налога приведет к снижению уровня легального рынка табачных изделий на дополнительных 3% и станет стимулом для роста нелегального рынка табачной продукции. Уменьшение налоговой базы при неизменных ставках акцизного налога приведет к снижению уровня поступлений акцизного налога от табачной отрасли на 800 млн грн в год».
В то же время, по оценкам господина Калиниченко, есть в проекте и положительные предложения ‒ например, о пересмотре сроков подачи декларации по изменениям максимальных розничных цен. Если сейчас табачные компании подают декларацию не позже, чем за пять календарных дней до изменений, то поправки предусматривают, что такая процедура может происходить дважды в месяц ‒ 10 и 25 числа. Таким образом, производитель сможет оперативнее реагировать на изменения цен на рынке. Господин Когут также отмечает, что разработчики предусмотрели изменение и уравнивание ставок акцизного налога на безфильтровые сигареты с фильтровыми.
Рента вместо добычи
Кроме того, законопроект предусматривает пересмотр ставок акциза на топливо. Под налогообложение планируется включить альтернативное моторное топливо. В сторону увеличения пересматривается и налоговая нагрузка на транспортные средства, а также рента при добыче полезных ископаемых. Например, на нефть и конденсат, залегающий на глубине до 5 тыс. м с 39% от стоимости товарной продукции ‒ до 45%, более 5 тыс. м ‒ с 18% до 21%. На добычу газа ставки могут остаться прежними. Напомним, на прошлой неделе глава ГФС Игорь Билоус заявлял, что рентные ставки будут оптимизированы в сторону уменьшения, однако насколько именно, он не уточнял. По словам источника А' в Минфине, на первое полугодие Минфин все же планирует оставить ставки на нынешнем уровне, после чего механизм администрирования будет изменен: «Окончательная модель еще не выписана. Но есть принципиально новый подход, который обсужден уже с премьер-министром, сейчас налоговой и Минфину поставлена задача выписывать новую модель». Один из советников главы ГФС отмечал А', что снижение рентных ставок было бы вполне целесообразным решением, так как ежемесячно, имея обязательства по уплате нескольких миллионов гривен ренты, бизнес просто отказывается вкладывать инвестиции в добычу. По словам аналитика компании UРЕСО Александра Сиренко, нефте- и -газодобывающие отрасли ‒ одни из немногих сфер, куда еще вкладываются инвестиции. «Если государство хочет получать больше газа, то необходимы другие подходы. Те, кто развивают нефте- и -газодобычу просто не будут этого делать, так как не видят выгоды,‒ считает господин Сиренко.‒ Необходимо решить проблему с фискальной нагрузкой и дать возможность определиться с полем добычи. Провести аудит, чтобы выяснить, какие месторождения разработаны, какие можно эксплуатировать, а какие еще можно реанимировать».
В законопроекте также остаются актуальным реформирование системы уплаты единого налога, пересмотр ставок сбора в Пенсионный фонд с валюты, продление еще на год действия военного сбора, ликвидация налоговых льгот для целого ряда отраслей. В то же время проектом предусмотрено расширение полномочий контролирующих органов. Могут быть расширены возможности по взысканию налогового долга. При его неуплате, если долг задекларирован, ГФС может списать необходимую сумму со счетов плательщика без решения суда. Без судебных обращений налоговики могут претендовать на дебиторскую задолженность плательщика в счет погашения его налоговых долгов. «Хорошо расписаны их полномочия, при этом нет ни словам об их ответственности за невыполнение законодательства, и хорошо бы персональной. А так это еще больше ухудшит бизнес-среду»,‒ возмущен Илья Несходовский.
Реформировать надо было раньше
Единственное, что удалось учесть в проекте изменений,‒ это позицию бизнеса в отношении электронного администрирования НДС. По словам главы правления Совета национальных бухгалтеров и аудиторов Елены Макеевой, реформа вступит в силу с апреля. До этого она будет работать, но в тестовом режиме. Госпожа Макеева отмечает, что процесс вымывания оборотных средств будет минимизирован. В частности, если сумма на счету в системе превышает объем обязательств, то плательщик может подать заявление, и на основании этого деньги будут перечислены в бюджет или на текущий счет предприятия. Также предоставляется право корректировки налоговых накладных в части технических ошибок.
По предварительной информации, уже в среду планируется заседание профильного комитета, который и рассмотрит все поправки. Очевидно, что времени у депутатов на качественную отработку законопроекта нет, хотя все нормы были и до этого известны, а правительство прекрасно понимало, что нарушило все сроки подачи проекта бюджета-2015. Кроме того, отмечают эксперты, налоговую реформу необходимо было разрабатывать и принимать в течение тех девяти месяцев, когда и работало правительство Арсения Яценюка. Куда более интересно увязнуть в политических играх, распределять посты в министерствах и парламентских комитетах, чем работать над реформами. За это время так и не были закрыты коррупционные схемы, не был наведен порядок в системе госзакупок, не сокращаются расходы на госаппарат, а наоборот, создаются новые министерства. Зато простые украинцы должны «затянуть пояса» вместе с бизнесом, которому с февраля так и не облегчили условия работы. А предложенный законопроект с так называемой налоговой реформой может стать предметом шантажа в парламенте. Не будет реформы ‒ не будет и бюджета, не исключено, что и премьер-министр в очередной раз будет угрожать отставкой. «Реформа направлена только на одно ‒ увеличение доходов бюджета. Других мотивов в ней нет. Не исключено, что протянут в проекте нормы, выгодные для отдельного бизнеса. Когда в документе несколько сот страниц, то можно что-то и пропустить. А если бы в течение года выносили по пять-шесть законопроектов, которые можно было бы обсудить, отработать, то вся реформа была бы принята»,‒ говорит господин Несходовский.