В ходе подготовки налоговой реформы Министерство финансов предложило почти вдвое снизить ставку Единого социального взноса (ЕСВ) — до 20% со средних на сегодня 37-41%. При этом налог на доходы физлиц (НДФЛ) также составит 20% вместо сегодняшних 15-20%. Еще через два года Минфин допускает объединение ЕСВ с НДФЛ с единой ставкой 20%. Снизив налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, правительство рассчитывает, с одной стороны, заинтересовать бизнес платить зарплаты легально, с другой — увеличить бюджетные поступления. Впрочем, в парламенте считают, что модель Минфина — это полумера, которую бизнес может не воспринять из-за слишком часто меняющегося налогового законодательства. Взамен депутаты предлагают несколько альтернативных сценариев, один из которых предусматривает отмену ЕСВ уже в этом году. Что из этого может выйти, разбирался "Апостроф".
На сегодняшний день в Украине средняя ставка Единого социального взноса составляет около 37%, что вместе с подоходным налогом (15-20%) создает одну из самых высоких в Европе нагрузок на зарплатный фонд. В связи с этим, по разным оценкам, в "тени" находится от 150 до 320 млрд грн зарплат. Понимая, что нагрузку на зарплаты нужно снижать, открывая путь к их легализации, власти, тем не менее, не спешат с реформой, опасаясь сокращения бюджетных поступлений. Это неудивительно, так как ЕСВ — основной источник наполнения бюджета Пенсионного фонда. В прошлом году власть рассматривала возможность снижения ставок взноса до 20% или 15%, но в итоге оставили все, как есть. Правда, бизнесу, подпадающему под ряд критериев, разрешили использовать понижающий коэффициент 0,4 при расчете суммы единого соцвзноса. По предварительным оценкам, такой возможностью воспользовались около 10% предпринимателей.
Теперь же Минфин в рамках планируемой налоговой реформы предложил снизить ЕСВ со следующего года до 20%, установив такую же ставку подоходного налога. При этом министерская модель предполагает, что уже с 2018 года ЕСВ и НДФЛ объединят с единой ставкой 20%. Впрочем, по мнению аналитиков, откладывая радикальные изменения на два года, правительство сейчас ровным счетом ничего не меняет. Как отметил эксперт "Реанимационного пакета реформ" Илья Несходовский, действующим законодательством и так предусмотрена возможность с января 2016 года применять понижающий коэффициент 0,6 к ставке ЕСВ. Это значит, что, снизив ставку до 20%, ничего нового Кабмин не предложит. К тому же, как обратил внимание эксперт, нужно учитывать, что ставка НДФЛ будет увеличена на 5%.
В отличие от Минфина, депутатский корпус смелее подходит к вопросу реформы ЕСВ и налогов на зарплаты в целом. В частности, глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина ("Блок Петра Порошенко") предлагает установить базовую ставку подоходного налога 10%, а ЕСВ — 20%. При этом об отмене ЕСВ речь не идет. Еще одну альтернативную модель предлагает нардеп от "Самопомочи", первый заместитель Южаниной по комитету Андрей Журжий. Накануне он и группа парламентариев из входящих в коалицию фракций зарегистрировали законопроект, который предполагает отмену ЕСВ уже в нынешнем году. Параллельно предлагается отменить 1,5%-й военный сбор. Чтобы не допустить резкого снижения бюджетных поступлений, авторы документа предлагают до конца года установить ставку НДФЛ 41%, что отчасти компенсирует возможные потери для бюджета от отмены ЕСВ.
По замыслу нардепов, одновременно будет проведена так называемая бруттизация зарплат. Она предусматривает, что сумма, которую работодатель платил в виде ЕСВ, включается в состав основной части заработной платы. Следовательно, таким образом увеличивается база для уплаты НДФЛ. Причем уже с 2016 года законопроект предусматривает снижение общей ставки с 41% до 20%. Другими словами, если Минфин предлагает отменить ЕСВ и установить единую ставку 20% на зарплаты с 2018 года, то депутаты — уже с января. Однако в Минфине еще раньше отбросили такой вариант. "Нам хотелось бы сделать это (отменить ЕСВ, — "Апостроф") сразу. Но мы реалистично должны смотреть на вещи, что наша страна не может себе это позволить. Снижение ЕСВ, который является бюджетообразующим для пенсионной системы, на один процентный пункт означает потерю доходов Пенсионного фонда на 5 млрд грн", — заявила министр финансов Наталья Яресько.
В парламенте же считают, что действовать полумерами нет смысла, так как бизнес не оценит "недореформы" и не станет раскрывать реальный заработный фонд, как того хочет правительство. "Есть проблема недоверия бизнеса к действиям государства. Наша задача состоит в том, чтобы сделать шаги, которые покажут, что реформа неотвратима, что мы не станем через год пересматривать ставки. Отмена ЕСВ четко покажет, что мы не оставим возможности для шага назад", — говорит нардеп Журжий. Причем, по его мнению, чтобы инициатива дала необходимый эффект, и бизнес ощутил ослабление фискальной нагрузки, закон об отмене ЕСВ должен вступить в силу не позже октября-ноября.
"Позже бруттизация может не иметь смысла. Нужно два-три месяца, чтобы она была проведена, тогда сможем кардинально снизить налог. Причем по 2016 году это не вопрос ставки, по ставкам мы можем дискутировать. Это вопрос принципа налогообложения зарплат", — подчеркнул народный депутат.