В Украине продолжают закручивать "налоговые гайки". На этот раз очередь дошла до самозанятых граждан, которые оказывают ремонтные, транспортные и другие услуги. Понимая, что инициатива введения новых налогов вряд ли вызовет восторг, власти обещают щадящие ставки и простые процедуры. "Апостроф" разбирался, каких налогов ждать парикмахерам, таксистам и сантехникам.
Верховная рада решила взяться за самозанятых, которые в подавляющем большинстве работают нелегально, а потому не платят налоги.
Речь идет прежде всего о парикмахерах, мастерах маникюра, тех, кто предоставляет услуги по перевозкам, ремонту и т.д. С потенциальными клиентами они контактируют преимущественно через различные интернет-платформы (таксі, OLX, "Кабанчик" и т.п.), и для налоговых органов они невидимы. Таких людей, по разным оценкам, в стране может быть больше полумиллиона.
Именно для того, чтобы перевести деятельность этих работников в легальное поле и побудить их платить хоть какие-то налоги, был разработан законопроект №10166, который предлагает создать для самозанятых специальный налоговый режим.
Еще проще, чем ФОП
Как ни странно, идея введения налогообложения замозанятых работников принадлежит не властям, а бизнесу, утверждает первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.
"Электронные платформы видят, что у них работает большое количество людей, которые не платят налоги, - рассказал Железняк в комментарии "Апострофу". - И это рано или поздно приведет к тому, что налоговые органы начнут задавать вопросы самим платформам, что создаст проблемы для их бизнеса. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы их клиенты работали легально. Так появилось предложение по созданию такой налоговой модели, которая позволила бы им платить налоги, но при этом не сталкиваться с государственной бюрократией".
Поэтому законопроект №10166 предлагает для самозанятых лиц, которые не оформлены как физические лица – предприниматели (ФЛП, по-украински ФОП), очень простой порядок налогообложения. Если он будет принят, им придется платить всего один налог в размере 6% своих доходов.
При этом бюрократические формальности действительно предлагается свести к минимально возможному уровню – чтобы перейти на специальный режим налогообложения, гражданину достаточно будет написать заявление в налоговую. Причем подать его можно будет не лично, а "посредством электронной связи в электронной форме" - на сайте налоговой, или в приложении "Дія".
Прекратить действие специального режима можно будет таким же способом – написав заявление не менее, чем за 10 дней до окончания текущего квартала. Тогда со следующего квартала режим к данному лицу не будет применяться.
Конечно же, платить такой налог можно будет не с любого заработка. Специальный режим предлагают применять только для доходов, которые в год не превышают 153 размера минимальной зарплаты. В настоящее время (при минимальной зарплате 6700 гривен) эта сумма составляет 1,025 миллиона гривен, и она будет увеличиваться автоматически при каждом повышении этого показателя. Например, с 1 января следующего года планируется повысить минимальную зарплату до 7100 гривен, так что максимальная сумма для спецрежима будет составлять уже 1,086 миллиона гривен.
Если заработки работника все же превысят 153 "минималки", то со всей суммы превышения будет взиматься обычный налог на доходы физических лиц – 18%. То есть если предположить, что этот закон уже действует, то человек, который, находясь на спецрежиме, за год заработал 1,5 миллиона гривен, должен был бы заплатить 6% с 1,025 миллиона гривен и 18% - с 475 тысяч гривен.
Чтобы уплачивать налог, нужно будет открыть специальный счет, на который будет поступать плата за услуги. Или, если предприниматель работает с наличными, на счету нужно будет держать сумму, достаточную для уплаты налога. И тогда банк раз в квартал будет сам уплачивать необходимую сумму.
Законопроект содержит перечень видов деятельности, для которых возможен переход на особый режим налогообложения. В этом списке присутствуют транспортные услуги, курьерская деятельность, а также широкий ассортимент услуг, которые часто предоставляются в домашних условиях: уборка, косметические процедуры, ремонт бытовой техники, уход за детьми и больными (всего 20 видов деятельности).
Учет доходов самозанятых также предлагается максимально упростить. Если человек получает свои доходы исключительно через сотрудничество с цифровыми платформами, то ему вообще никакого учета вести не нужно - платформа сама будет передавать в налоговые органы информацию о его заработках.
Но если человек находит клиентов самостоятельно, ему придется приобрести регистратор расчетных операций (РРО) и работать исключительно через него. Однако это условие может стать сдерживающим фактором для части работников, поскольку содержание РРО стоит денег и является источником неприятностей, о чем раньше писал "Апостроф".
"Приобретение РРО влечет за собой много хлопот для предпринимателя, - объясняет в разговоре с изданием руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Он сразу подпадает под действие многочисленных нормативных актов, которые устанавливают правила работы с ними, и, как следствие, штрафов: за неиспользование РРО, невыдачу чеков и т. д. Поэтому многие предпочитают с РРО не связываться".
Пенсия под вопросом
Специальный налоговый режим будет отличаться от статуса, например, ФОП третьей группы, простотой оформления, а также размером налога, который для ФОП составляет 5%, а для спецрежима – 6%. Однако это не означает, что во втором случае налоговая нагрузка будет больше. Ведь ФОПы, помимо налога, платят еще единый социальный взнос (ЕСВ), а резидентам спецрежима не придется этого делать.
"Многие люди, которые оказывают подобные услуги, работают либо нерегулярно, в свободное от основной работы время, либо сезонно, - говорит Ярослав Железняк. - И они не хотят платить ЕСВ за то время, когда у них нет работы. Поэтому они и не хотят оформляться как ФОП. Специальный налоговый режим не предусматривает уплату ЕСВ, зато налог увеличен по сравнению с ФОП на 1%" .
Отсутствие ЕСВ, разумеется, влечет за собой проблемы, связанные с будущей пенсией, которая по нынешнему законодательству начисляется в соответствии со страховым стажем и уплаченными взносами. А при работе на специальном режиме ни того, ни другого у самозанятых не будет.
"Если такие работники не имеют основной работы, где платят ЕСВ, это значит, что они будут позже выходить на пенсию и будут получать меньше, - говорит Железняк. - Человек сам будет нести ответственность за это решение. А государство и электронные платформы должны проводить должны проводить разъяснительную работу по поводу того, какие последствия имеет выбор того или иного режима налогообложения".
Впрочем, вопрос пенсий в Украине уже давно является преимущественно политическим. Тем более, что самозанятые, как, собственно, и большинство ФОПов, смогут в будущем претендовать лишь на минимальную пенсию.
"На самом деле размер этой пенсии в значительной степени зависит не от уплаченных взносов, а от политических решений и финансовых возможностей государства, - говорит в беседе с "Апострофом" эксперт CASE Украина Владимир Дубровский. - Желательно, чтобы работники имели возможность создавать сбережения, делая взносы в пенсионные фонды, однако, честно говоря, мне неизвестны случаи, когда кто-то из них действительно хотел бы это делать" .
Оптимизм с долей скепсиса
Согласно оценке авторов законопроекта, его введение позволит ежегодно привлекать в бюджет дополнительно 10 миллиардов гривен. Однако с этой цифрой согласны не все.
"Если налог составляет 6%, то для того, чтобы предприниматели заплатили 10 миллиардов, нужно, чтобы их общий доход превышал 160 миллиардов гривен, - говорит Илья Несходовский. - Думаю, это нереальная сумма для данного сектора экономики. Таких цифр вряд ли приходится ожидать".
И это при условии, что платить налоги будут почти все самозанятые. Ведь зачем людям, которые сегодня прекрасно себя чувствуют, не платя никаких налогов, легализоваться и отдавать часть заработанного государству?
Однако авторы законодательной инициативы смотрят на это с оптимизмом.
"Возможно это покажется странным, но большинство украинцев не против того, чтобы платить налоги, при условии, что это будет просто сделать, - говорит Ярослав Железняк. - К тому же, во многих случаях иметь легальные доходы нужно для вполне практической цели. Например, человек работает в Uber, и ему нужно купить машину. Этого нельзя сделать, не имея подтвержденных легальных доходов. То же самое при покупке недвижимости и других дорогих предметов".
Тем более, что налог в размере 6% вполне приемлем, и многие самозанятые согласятся легализовать свою деятельность на таких условиях, считает Владимир Дубровский.
Эксперт также выразил надежду, что цифровые платформы, которые берут с клиентов значительные комиссионные, достигающие 20% выручки, несколько ограничат свою долю и таким образом разделят ставку нового налога с работниками.
Однако вполне возможно, что значительная часть самозанятых не проявит интереса к новым налоговым инициативам и решит оставить все как есть.
Кроме того, в Украине до сих пор не решен один из главных вопросов социальной справедливости – почему бедные должны платить налоги, а богатые – нет. И это также вряд ли поможет новой налоговой инициативе.
"Почему государство направляет свои усилия на то, чтобы обложить налогами людей, которые зарабатывают небольшие деньги собственным трудом, и в то же время ничего не делает для перекрытия многомиллиардных "схем", которые используют олигархи, - говорит Илья Несходовский. - Поэтому после принятия нового закона обязательно прозвучит вопрос: почему я должен платить налоги, а Коломойский или Пинчук - нет? Сможет ли государство дать на него убедительный ответ?" .
Закон, скорее всего, будет принят без каких-либо задержек. Так что вероятно уже в следующем году специальный режим налогообложения заработает. Вот тогда мы и увидим, готовы ли украинцы отдавать в виде налогов даже незначительную часть своих доходов.