За почти два года полномасштабной войны население Украины сократилось, по различным данным, на 6-9 миллионов человек. Соответственно, значительно уменьшилась налогооблагаемая база. При этом число сотрудников Государственной налоговой службы осталось неизменным. Насколько можно сократить эту структуру, и вообще – насколько она необходима в существующим виде – выяснял "Апостроф".
Налоговая: есть вакансии
По данным Государственной службы статистики, в 2021 году население страны составляло 41,5 миллионов человек, в 2023 году, по подсчетам специалистов Института демографии и социальных исследований Украины, оно сократилось до 34 миллионов. Приблизительно такие же данные показывает и Международный валютный фонд: 41 миллион – в 2021 году, и 33,2 миллиона – в 2023-м.
Читайте: Гидра госслужбы: сколько денег для армии проедают наши чиновники
Да, большинство украинских беженцев – женщины трудоспособного возраста с детьми. Но даже если они (женщины, конечно) не являлись бизнесменками и частными предпринимателями, то все равно платили налоги с заработной платы. Эти суммы, которые администрируют сотрудники налоговой инспекции, довольно внушительны – до 34% с зарплаты, и составляют 7,2% налоговых поступлений в бюджет.
А сколько правдами и неправдами из страны выехало мужчин-бизнесменов, и сколько из-за этого потерял бюджет – можно только предполагать. При этом масса предприятий в Украине закрылась или находится на временно оккупированной территории.
По данным Пенсионного фонда Украины, за два года наша страна утратила почти 25% плательщиков налогов: было 9,8 миллионов работающих, стало – 7,4 миллионов. Но при этом количество сотрудников Государственной налоговой службы осталось неизменным. По данным на конец 2023 года, ее фактическая численность составляет 22063 сотрудников, и еще есть почти 2423 вакансии. Возникает резонный вопрос – зачем нам столько налоговиков и не сократить ли их в соответствии с уменьшением объема работы?
Самая государственная
Надо отметить, что налоговая служба – самая многочисленная государственная структура в Украине (на втором месте – Пенсионный фонд: его фактическая численность – 22000 человек, вакансий – 2400). Но предпосылок к уменьшению количества налоговиков, с государственной точки зрения, сейчас нет никаких.
Читайте: Принуждение к взяткам: в Украине начинаются налоговые проверки бизнеса
Дело в том, что с начала полномасштабной войны действовал мораторий на налоговые проверки предприятий. При этом сотрудников Государственной налоговой службы не сокращали. С 1 декабря 2023 года был отменен мораторий на проверки налогоплательщиков, осуществляющих деятельность:
- в сфере производства или реализации подакцизной продукции;
- в сфере организации и проведения азартных игр;
- в сфере оказания финансовых и платежных услуг;
- нерезидентов Украины.
И тут риторический вопрос: с чего бы теперь сокращать сотрудников налоговой службы, когда на горизонте снова появился такой жирный кусок для налоговых проверок? Наоборот – работы ведь прибавилось.
"Деятельность налоговой службы по-прежнему выстроена так, что простое ее сокращение вызовет массу проблем. Вот представьте себе супермаркет. Утром людей нет, работает 1-2 кассы. Но если как бы "лишних" кассиров уволить, вечером начнутся огромные проблемы. В Украине в конце каждого месяца в налоговых – просто кошмар. Рядовые сотрудники зашиваются. Помимо отчетов, налоговая администрирует 82 вида помощи, которые регулируются полтора десятками постановлений Кабмина. У каждого – по нескольку направлений. Уволь одного сотрудника – все ляжет на плечи остальных, которым еще придется разбираться с определенной спецификой", – говорит "Апострофу" бывший руководитель одного из управлений налоговой полиции Юрий Яковлев.
Кроме того, по его словам, налоговая служба – это одна из немногих госструктур (например, наряду с таможней), которая приносит государству деньги, а не просто тратит их, как остальные бюджетные организации. И, образно говоря, резать часть кур, которые несут бюджету золотые яйца, государству совершенно не с руки.
"Налоговая и таможня не только администрируют налоги (констатируют факт – прошел платеж или нет), но и дочисляют: штрафы и так далее. При этом у налоговой службы в ведении до 40 налогов и сборов, а у таможни – на порядок меньше. Налоговая приносит в бюджет 60-70% поступлений. Остальное – таможня", – рассказывает Юрий Яковлев.
Во благо фискалов
Но именно эти карательные функции Государственной налоговой службы (а сейчас, помимо проверок, возобновились и "убедительные просьбы" к предпринимателям уплачивать налоги и сборы наперед) и вызывают главное недовольство у отечественного бизнеса. Которому и так во время войны не очень легко.
Например, юридические лица, которые находятся на общей системе налогообложения, в зависимости от вида деятельности по-прежнему должны платить следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:
- налог на прибыль предприятий;
- налог на добавленную стоимость;
- военный сбор;
- акцизный сбор;
- экологический налог;
- таможенная пошлина;
- налог на землю;
- сбор за первую регистрацию транспортного средства;
- прочие налоги и сборы, в соответствие с законодательством Украины.
Последний пункт выглядит особенно захватывающим. И не выполни бизнесмен какой-то пункт - начнутся очень дополнительные штрафы и другие платежи.
"За последние десять лет экономическая ситуация в Украине только ухудшилась. Каждая поправка в Налоговый кодекс ухудшала положение предпринимателей и расширяла полномочия контролеров. Все изменения за эти годы были направлены на повышение удобства и комфорта фискалов", – говорит учредитель общественного центра "Контроль публичных финансов" Павел Себастьянович.
Долой контролеров!
Что делать с этими налоговыми контролерами – есть самые разные предложения. Некоторые из них по отношению к Государственной налоговой службе довольно гуманны.
"Налоговая в западных странах – это не карательный инструмент, а партнер бизнеса: прежде всего помочь и подсказать. Я думаю, что при правильном подходе – диджитализация и запуск новых алгоритмов (то есть минимализация чисто фискальный функций) количество сотрудников налоговой службы смело можно сократить в полтора-два раза", – говорит "Апострофу" экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Есть мнения, что со структурой, корни которой произрастают из почвы фискальной службы Российской империи, и которая в советские времена еще больше ухудшилась - надо поступать самым кардинальным образом.
"Налоговую в нынешнем виде необходимо ликвидировать, для сбора налогов она такая не нужна. А саму систему надо менять на простую и одноранговую. Что это будет: налог с продаж или налог с транзакции – это уже второй вопрос. Кто-то говорит о контролирующих функциях? Но контроль имеет смысл тогда, когда он помогает поддерживать систему, и не мешает при этом развитию экономики. А сейчас контроль налоговой стал основой коррупционной ренты, которая экономику разрушает. Сейчас эффективность налоговой – отрицательная. Именно поэтому она должна быть упразднена, а налоговая система упрощена так, чтобы любые уклонения от налогов просто потеряли экономический смысл. Тогда их останется мизер (всегда будут "любители искусства" и правовые нигилисты), но смысла контролировать этот мизер не будет", – говорит "Апострофу" кандидат наук по государственному управлению Юрий Гаврилечко.
Есть и промежуточные варианты. Разгонять сначала не всех, а верхушку, переходя постепенно на максимальную оптимизацию работы налоговой службы.
"Говоря о сокращении, мы же в первую очередь, наверное, говорим об экономии бюджетных средств? Но 85% работников службы, на которых лежит вся работа налоговой – это женщины со средней зарплатой 10 тысяч гривен. Но у начальника – уже 70 тысяч. Вообще есть три уровня: общегосударственный, областной и городской. И зарплаты там разняться на порядок. Сокращение одного топ-чиновника в Киеве – это, условно говоря, по деньгам – десять сотрудников налоговой в области. Или пятьдесят – в городе. От этого и надо плясать, а не сокращать где-нибудь в Шепетовке или Конотопе женщину предпенсионного возраста, которая зашивается в бумагах. А сокращать просто так, без уменьшения функционала – путь в никуда", – говорит Юрий Яковлев.
По его убеждению, прежде чем увольнять простой персонал, необходимо оптимизировать работу.
"Компьютеризация, цифровизация, переход на онлайн. Европейский подход. Если это сделать, то я думаю, смело можно сократить на 30%. Но в любом случае, здесь нужен переходный период, два-три года", – резюмирует бывший начальник налоговой полиции.
Читайте: Украинцы, делитесь вашими доходами: что предполагает национальная стратегия-2030