RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Транспорт и связь

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Транспорт "зеленеет": как украинцев хотят пересадить на электрокары

Один из ключевых моментов – развитие зарядной инфраструктуры

Один из ключевых моментов – развитие зарядной инфраструктуры Фото: Wikipedia

В Украине принят закон, направленный на стимулирование развития в стране электротранспорта и его инфраструктуры. Более того, некоторые положения закона вводят ограничения на использование транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Этот шаг, безусловно, отвечает духу времени, однако готова ли наша страна к столь кардинальным изменениям в столь сжатые сроки, которые предусмотрены новым законодательством? В преимуществах и рисках новаций разбирался "Апостроф".

Электрокаром по бездорожью

Мировой автотранспорт переходит на электрическую тягу. Уже в этом году каждый пятый новый автомобиль будет приводиться в движение электродвигателем. По прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), к 2030 году доля электромобилей составит 35% всего автопарка нашей планеты.

Не остается в стороне от этих процессов и Украина, хоть сейчас и война.

"Количество электромобилей в Украине стремительно увеличивается, - рассказывает "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко. - В 2022 году в страну было завезено более 13 тысяч машин, что на 56% больше, чем в 2021 году. Сейчас общее количество электромобилей превышает 46 тысяч. Можно предположить, что около 40 тысяч из них на ходу, что уже сокращает потребление горючего на 100 тысяч тонн в год. И в дальнейшем эта цифра будет увеличиваться".

Читайте также: На украинском рынке все больше подержанных электромобилей: самые популярные модели

Однако переход на экологический транспорт тормозится тем, что на сегодняшний день в Украине нет развитой системы зарядных станций для автомобилей.

"Процессы перехода транспорта на электрокары и перестройки системы зарядки взаимосвязаны , - сказал "Апострофу" глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. - Человек решается на приобретение автомобиля только в том случае, если уверен, что будет иметь возможность его зарядить. Тем временем, развитию сети зарядок препятствуют бюрократические препоны. Во многих случаях их владельцы вынуждены скрывать этот вид деятельности, оформляя зарядки как платные стоянки или пункты предоставления каких-либо услуг".

Для того чтобы решить проблемы, связанные со строительством новых зарядных станций, Верховная Рада недавно приняла закон, который снимает ряд препятствий на пути строительства новых зарядных станций. В частности, отменены ограничения на использование земельных участков для этой цели - теперь зарядные станции можно строить на земле любого назначения.

Закон также удешевляет плату за подключение зарядных станций к электросетям и облегчает бюрократическую процедуру, связанную с получением разрешения на прокладку кабелей. Для получения такого разрешения предприятие должно подать соответствующее ходатайство в местный орган власти. Однако, если местные власти в течение месяца не выдали такое разрешение или не предоставили мотивированный отказ, предприятие может приступать к прокладке линии самостоятельно.

Кроме того, расширяется круг юридических лиц, которые могут владеть зарядными станциями. Закон предоставляет право ОСМД (по-украински ОСББ) строить на своей придомовой территории парковочные места, оборудованные зарядными станциями, и определять порядок пользования ими. Таким образом, объединения совладельцев смогут не только удовлетворить потребности собственных жильцов, но и получить определенную прибыль от предоставления услуг зарядки.

Местные органы власти, заинтересованные в развитии на своей территории инфраструктуры для электромобилей, в соответствии с законом получили право частично или полностью возмещать предприятиям или ОСМД стоимость сооружения зарядных станций.

Фото: Wikipedia

"Принятие такого закона позволит ускорить развитие инфраструктуры для электромобилей, которая сегодня сосредоточена преимущественно в больших городах , - говорит Александр Сиренко. - Именно поэтому сегодня они преимущественно используются как транспорт для города или второй автомобиль в семье. А, чтобы проехать на электрокаре из одного города в другой, сейчас приходится очень тщательно планировать маршрут от зарядки до зарядки" .

Облегчение процедуры подключения к сетям, по словам эксперта, позволит строить более мощные зарядки, которые отвечают сегодняшним требованиям.

"Большинство зарядок на сегодня имеют малую мощность, из-за чего зарядка автомобиля длится 2 часа и больше, - объясняет Сиренко. - У нас мощной считается зарядка на 50 киловатт, тогда как в Европе уже начали демонтировать зарядки на 150 киловатт для замены их на более мощные. Это позволяет сократить время нахождения машины на АЗС до 15 минут. Строительство таких станций в Украине позволит снять барьеры в передвижении электромобилей по всей территории государства".

Однако, снимая препятствия на пути строительства зарядных станций, законодатели решили не полагаться полностью на инициативу бизнеса и местных властей. Поэтому в законе прописаны нормативы и сроки обязательного внедрения электрического транспорта.

Отныне при проектировании многоэтажной жилой застройки архитекторы обязаны позаботиться о том, чтобы не меньше 50% парковочных мест на придомовых территориях были оборудованы зарядными станциями.

Также устанавливаются обязательные нормативы по переходу на электрическую тягу общественного транспорта в городах. В частности, налагаются ограничения на приобретение новых машин. С начала 2025 года городам с населением более 250 тысяч человек разрешается закупать не более 50% общественного транспорта с двигателями внутреннего сгорания. А с 1 января 2026 все новые автобусы должны быть электрическими. Еще через год – с 1 января 2027 года – покупать автобусы с дизельными двигателями будет запрещено всем городам, независимо от количества жителей.

В результате проведения такой политики состав общественного транспорта в Украине должен достаточно быстро меняться. Согласно закону, в населенных пунктах с численностью населения более 250 тысяч человек до конца 2026 года доля электробусов в коммунальном парке должна быть не менее 25%, а к концу 2029 года – не менее 50%. С 2033 года перевозка пассажиров в городах районного и областного значения должна осуществляться исключительно электробусами.

Спешить, не спеша

Достижение установленных законом показателей, безусловно, могло бы сделать воздух украинских городов гораздо более чистым. Однако у экспертов есть сомнения по поводу того, возможно ли выполнить амбициозные планы, определенные законодателями. И нужно ли это вообще.

"Когда государство вместо стимулов к изменениям прибегает к запретам, это всегда настораживает и наводит на размышления, является ли предложенная политика целесообразной, - сказал в комментарии изданию исполнительный директор ассоциации "Энергоэффективные города Украины" Святослав Павлюк. - Полный отказ от двигателей внутреннего сгорания закрывает путь к использованию других "зеленых" технологий. Например, в Швеции сейчас многие города широко используют для общественного транспорта биогаз, который самостоятельно производят из собственных отходов (Швеция даже их импортирует - "Апостроф"). Получается, что украинские города не смогут воспользоваться таким опытом".

К тому же, возникают вопросы, насколько экономически обоснован ускоренный переход на электробусы.

"Сейчас наши города покупают или получают в качестве помощи от европейских побратимов большое количество автобусов, которые можно будет использовать в течение длительного времени", - объясняет Павлюк. - Однако по закону получается, что их нужно будет через несколько лет сдать на металлолом и купить новые электробусы. И возникает вопрос, имеет ли Украина достаточно производственных мощностей и достаточно финансовых ресурсов для того, чтобы так быстро заменить весь парк городских автобусов" .

По словам эксперта, сегодня даже Германия, которая является одним из ведущих производителей автобусов в мире, корректирует собственные планы перехода на электрический общественный транспорт, поскольку не может обеспечить быструю замену всего подвижного состава. Поэтому Украине, чье машиностроение гораздо менее развито, тем более следует осторожнее составлять собственные планы.

К тому же, по мнению Святослава Павлюка, значительные расходы из городских бюджетов на закупку новых электрических автобусов могут привести к повышению стоимости проезда. И сегодня нет расчетов, насколько дороже может стать билет в случае использования электробусов.

Поэтому, хотя намерение парламента ускорить переход на использование экологического транспорта вполне в духе времени, есть большая вероятность того, что намеченные законом планы будут выполняться медленнее, чем задумано, да еще и создадут дополнительные сложности гражданам.

Читайте также: Какие электрокары с пробегом покупают украинцы: топ-15 весеннего рейтинга

Новини партнерів

Читайте также

Полеты во сне и наяву: можно ли возобновить авиасообщение в Украине

В Украине возникла идея возобновить авиасообщение еще до окончания войны - возможно ли это

Вне зоны досягаемости: кто погасил "Киевстар" и когда он заработает

Компания Киевстар подверглась масштабной хакерской атаке, когда восстановится связь и есть ли угроза для других мобильных операторов Украины

Поляки наглеют: между Киевом и Варшавой разгорается новый конфликт

Польские перевозчики грозят перекрыть пункты пропуска на границе с Украиной - что происходит