RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Транспорт и связь

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Поляки наглеют: между Киевом и Варшавой разгорается новый конфликт

На этот раз в сфере грузоперевозок

На этот раз в сфере грузоперевозок Фото: AP

Между Польшей и Украиной снова назревает скандал. В этот раз речь идет о возможном перекрытии польскими перевозчиками проезда через пограничные пункты для украинских грузовых автомобилей. Сначала забастовку планировалось начать 3 ноября на трех пропускных пунктах, но в последний момент ее перенесли. "Апостроф" выяснял, чего добивается польская сторона, как на это реагирует Киев, и причем здесь евроинтеграция нашей страны.

Вернуть разрешения

Украине только недавно удалось несколько снять напряженость в отношениях с Польшей из-за экспорта отечественной аграрной продукции, а между нашими государствами уже появился новый повод для разногласий. В этот раз недовольными оказались польские автоперевозчики, которые объявили о намерении провести забастовку на пограничных переходах Рава Русская-Гребенне, Кременец-Корчева и Ягодин-Дорогуск. Об этом, в частности, сообщили в пресс-центре Государственной пограничной службы Украины. В ГПСУ уточняют, что располагают информацией о планах перевозчиков Польши устроить длительную акцию.

Читайте также: Блокада границы Польши с Украиной: на каких переходах возможно усложнение движения

Недовольство польских водителей вызывает конкуренция со стороны украинских транспортников, а также недостатки, существующие в порядке пропуска грузовых автомобилей через границу.

"Они обращают внимание, что на пунктах пропуска некорректно работает электронная очередь, - рассказывает "Апострофу" вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Владимир Балин. - Честно говоря, у нас тоже есть претензии к ней. Мы активно контактируем с государством, чтобы устранить недостатки, и надеемся, что это удастся сделать. Кроме того, они требуют, чтобы Украина и Польша вернулись к практике выдачи разрешений" .

Разрешения на пересечение границы для перевозчиков как административный инструмент поддержки паритета в перевозках существовали в течение длительного времени и были постоянной темой споров и переговоров между транспортными ведомствами двух стран. Однако, по мнению Владимира Балина, сейчас возвращаться к этой практике нет особого смысла, поскольку война разрушила равновесие.

"До полномасштабного вторжения около 35% перевозок между Украиной и Польшей осуществляли поляки, остальное - мы, - объясняет он. - Однако сейчас польские предприятия резко сократили объемы перевозок из-за значительного роста рисков. Были даже случаи прилетов по пограничным пропускным пунктам. Поэтому они пока опасаются ездить в Украину".

Таким образом, поскольку поляки на данный момент не претендуют на значительную долю межгосударственных перевозок, то нет смысла ограничивать количество украинских автомобилей, которые сегодня эти перевозки осуществляют.

К тому же, даже если бы правительства двух стран захотели вернуться к практике разрешений, они пока не могут этого сделать.

Недавно в разговоре с агентством "Интерфакс-Украина" заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач напомнил, что между нашей страной и Европейским Союзом действует соглашение, согласно которому украинские перевозчики ездят без разрешений в странах ЕС.

"Соглашение о либерализации грузовых перевозок, согласно которому это происходит, действует до конца июня 2024 года. И здесь важно понимать, что соглашение действует в обе стороны: наши перевозчики ездят без разрешений, европейские перевозчики едут в Украину с такими же условиями. То есть отменить действие соглашения на уровне правительства Польши просто невозможно", - пояснил Деркач.

Также удивительным является требование поляков об усилении правил перевозки ЕКМТ (Европейской конференции министров транспорта, которая объединяет более 50 стран). Эти правила устанавливаются не для конкретных стран, а для всех участников ЕКМТ. Они определяют требования к транспортным средствам, которые можно эксплуатировать на европейских дорогах. Согласно им, в частности, доступ к получению разрешений имеют перевозчики, у которых транспортные средства соответствуют экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6. И украинские перевозчики получают их на общих основаниях через специальные конкурсы.

По мнению Владимира Балина, нынешние протестующие не столько решают текущие проблемы, сколько работают на перспективу: "Они считают, что украинский рынок важен для них, и хотят сформировать для себя комфортные условия работы на послевоенный период".

Надо поговорить

Противоречия между украинскими и польскими перевозчиками появились не сегодня.

"У нас было много дискуссий с поляками по этому поводу, - рассказал "Апострофу" министр инфраструктуры Украины в 2016-2019 годах Владимир Омелян. - В частности, они напоминали, что было время, когда Польша предлагала снять все ограничения на перевозки между нашими странами. Однако представители Украины, которая на тот момент торговала преимущественно с Россией, наоборот настаивали на квотировании разрешений. Сейчас ситуация противоположная".

По мнению эксперта, поляки опасаются конкуренции со стороны украинских коллег, которые сейчас получили почти беспрепятственный доступ к европейскому рынку перевозок.

"Это в определенной степени влияет на польских перевозчиков, которые имеют очень прочные позиции не только в Польше и соседних странах, но и на всей территории Европы, - рассказывает Омелян. - Украинские компании могут потеснить их на рынке, на котором они раньше потеснили представителей других стран. И, конечно же, они хотят этого не допустить".

Впрочем, по его мнению, такие опасения преувеличены, так как рынок перевозок ЕС и даже между Украиной и Польшей настолько велик и так динамично растет, что работы на нем хватит всем компаниям.

Однако чтобы найти согласие и избежать акций, подобных тем, которые сейчас организуют польские водители, необходима кропотливая работа правительства и экспертов. Ведь срок действия соглашения о беспрепятственной работе украинских перевозчиков на европейском рынке истекает, как было сказано выше, в конце июня следующего года, а потому уже сейчас следует думать о том, как работать после этого.

"Мудрее всего будет потратить время, которое остается до конца действия соглашения, на то, чтобы выработать решения, которые будут приемлемы для обеих сторон, - говорит Владимир Омелян. - Власть не должна расслабляться и игнорировать проблему. Необходимо провести серьезные переговоры с польским правительством и ассоциацией перевозчиков, которая является очень мощной организацией в Польше".

По словам Владимира Балина, главная задача, которую перед собой ставят польские перевозчики, - добиться равных условий для работы на рынке перевозок между нашими странами. Пока же, по их мнению, таких условий нет из-за того, что услуги украинских компаний стоят дешевле.

"Одна из причин – более низкая стоимость рабочей силы, – говорит эксперт. – Украинские компании меньше платят своим водителям, чем польские. Кроме того, они считают, что наши перевозчики ездят на худших автомобилях, которые дешевле стоят. И это обеспечивает им меньшую себестоимость и возможность демпинга. Однако вопрос, действительно ли расходы украинских перевозчиков меньше, дискуссионный, так как польские фирмы имеют возможность брать машины в лизинг под значительно меньшие проценты, чем наши. Кроме того, они имеют неограниченный рынок в рамках Евросоюза, тогда как украинские компании осуществляют перевозку преимущественно между нашими странами".

Что ж, все эти аргументы нужно будет донести до наших польских партнеров.

"Польша - очень важное для нас государство, которое после российского вторжения активно поддержало Украину, поэтому нам нужно искать с ней согласие по всем вопросам, - говорит Владимир Омелян. - В свою очередь, польские перевозчики должны понять, что Украина идет в ЕС, и это движение не удастся остановить. Поэтому им также нужно искать взаимопонимание, исходя из этого факта. Украина является не угрозой для польской экономики, а, наоборот, открывает новые возможности для развития. Думаю, согласие должно быть в том, что польские компании должны получить возможность свободно работать в Украине и получить максимальную рентабельность благодаря тому, что они будут первыми европейцами на нашем рынке".

Есть контакт

Однако серьезные переговоры занимают довольно длительное время, а действовать нужно уже сейчас, чтобы избежать остановки движения на пунктах пропуска.

"Перекрытие границы станет мощным ударом по украинской экономике, – говорит Владимир Балин. – На границах и сейчас стоят длинные очереди, а если полностью остановить движение на части переходов, это может привести к коллапсу. Найти обходные пути через Румынию или другие страны мгновенно не удастся, да и это неправильное решение. Польша - наш главный партнер, и важно сохранять с ней хорошие отношения".

К счастью, по словам эксперта, подобные разрушительные инициативы не являются общей позицией всех польских транспортников.

"Мы общаемся с крупнейшей польской ассоциацией автоперевозчиков ZMPD, и, по нашей информации, она не поддерживает инициаторов данных акций, - говорит Балин. - Однако с самими забастовщиками пока не удалось сесть за стол переговоров. В свою очередь, представители (украинского) правительства также контактируют с польским правительством, и мы надеемся, что удастся найти приемлемые решения".

По информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП), с целью урегулирования ситуации украинское посольство в Варшаве провело консультации с Министерством инфраструктуры Польши, а генеральное консульство Украины в Люблине – с местным воеводой (главой местной администрации).

В результате этих переговоров удалось добиться согласия о том, что забастовщики не станут блокировать границу в течение двух месяцев, как это планировалось раньше, а проведут 3 ноября однодневную забастовку на переходах Рава-Русская-Гребенне, Кременец-Корчева и Ягодин-Дорогуск с целью привлечения внимания к ситуации в сфере транспортных перевозок и начала диалога между польской и украинской сторонами.

Однако 2 ноября стало известно, что польские перевозчики отсрочили блокаду грузового транспорта возле автомобильных пунктов пропуска на польско-украинской границе с 3 на 6 ноября. Очевидно переговоры, на необходимость которых указывают эксперты, уже начались, и уже даже можно говорить об определенных успехах. А это вселяет надежду на то, что в дальнейшем Украине и Польше удастся урегулировать ситуацию с межгосударственными перевозками на общее благо.

Читайте также: Польские перевозчики перенесли начало блокады границы с Украиной: названа новая дата

Новини партнерів

Читайте также

Полеты во сне и наяву: можно ли возобновить авиасообщение в Украине

В Украине возникла идея возобновить авиасообщение еще до окончания войны - возможно ли это

Вне зоны досягаемости: кто погасил "Киевстар" и когда он заработает

Компания Киевстар подверглась масштабной хакерской атаке, когда восстановится связь и есть ли угроза для других мобильных операторов Украины

С мыслями о вас: что будет с "Киевстаром" после ареста акций

Как повлияет на работу мобильного оператора Киевстар арест корпоративных прав Михаила Фридмана в компании