RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Инфраструктура

30 лет перемен: как десятилетия независимости повлияли на архитектуру Киева

За 30 лет независимости Киев превратился в настоящую столицу

За 30 лет независимости Киев превратился в настоящую столицу Фото: Апостроф / Роман Петушков

Киев в 1991 году и сегодня - два разных города. За 30 лет спокойный советский город превратился в настоящий европейский мегаполис. Кроме гряды стеклянных небоскребов независимость принесла украинской столице привкус непрерывного драйва и движения на мощной скорости. В то же время свобода самовыражения и инвестиции, иногда сомнительные, породили целый водоворот противоречивых, а зачастую и откровенно комичных архитектурных решений. "Апостроф" решил сделать экскурс в историю и проследить трансформацию столицы с момента провозглашения независимости до наших дней.

Не дай Бог жить в эпоху перемен!

Так говорил Конфуций и очевидно имел на то все основания. Экономический и политический кризисы, которые мгновенно окутали первые годы независимости, наглядно отразились на внешнем виде Киева.

Советский архитектурный стиль хоть и не у каждого вызывал восхищение, зато был уже сложившимся и достаточно узнаваемым явлением. А потом архитекторы немного растерялись. Продолжать традиции "совка" уже не комильфо, но что же делать? Подражать Западу? Возрождать историю?

Одни начали косплеить досоветскую историю, другие - ориентироваться исключительно на передовые "космические" сооружения США и Японии. Все это породило своеобразный хаос в застройке и общем облике столицы. Кажется, что для формирования сильного и уверенного стиля столицы независимого государства должно пройти еще немного времени.

"Раньше строило государство, и все шло через Кабмин, Генплан и тому подобное. А потом, в постсоветский период, появилась частная недвижимость. Если ранее план города был документом директивным, то потом стало хорошо, если он был хотя бы регулятивным", - говорит "Апострофу" краевед и исследователь истории Киева Михаил Кальницкий.

Впрочем несправедливо было бы обойтись исключительно критикой и поиском негативных тенденций. Благоустройство парков и мест отдыха, стильные жилые комплексы, реконструкция и расширение улиц - явления, которые тоже достаточно активно развиваются в Киеве. Новые решения, которые заимствуются из архитектуры западных столиц, призваны быть удобными и функциональными для населения.

"Это всегда был немного провинциальный город, а когда стал столицей - нагрузка на улицы сильно увеличилась. Именно с 1991 года мы начали жить в столице, и много государственных структур возросли в десятки раз. У нас многое изменилось принципиально. Киев растет как на дрожжах и иногда совершенно неурегулированно. Но он стал настоящей столицей, и в нем стали работать, селиться, управлять, - говорит "Апострофу" архитектор, вице-президент Национального союза архитекторов Украины Сергей Буравченко. - Мы почувствовали себя архитекторами, связанными с мировыми технологиями и тенденциями".

Фото: Апостроф / Роман Петушков

Оптимистично встречал независимость и Александр Московчук, председатель Киевского отделения Национального союза архитекторов Украины.

"Для меня лично начало 90-х - это время интересных и серьезных изменений в архитектуре. Появились новые технологии, начали мощно входить в страну. Появились новые материалы, инвесторы, которые чувствовали, что здесь можно осуществить свои мечты. В начале была даже некоторая эйфория ", - делится с" апостроф "Александр Московчук.

Каждая из трех декад Независимости не похожа на другие, но имеет свое наследство, который отражал особенности экономических и политических реалий города и всей страны.

90-е - Руйнация и поиск найденной независимости

В первые десять лет независимости киевлянам, как и всей Украине, было не до строительства. Декада ознаменовалась скорее разрушением. Не один и не два амбициозных советских проекта были заморожены или вовсе заброшены. Дом культуры на Виноградаре, ожоговый центр на Троещине, театральный корпус на Львовской площади - далеко не полный перечень сооружений, строительство которых прекратилось именно в начале 90-х.

Смотрите: Недостроенный Киев: есть ли шанс очиститься от призраков Советского Союза?

Краевед и исследователь истории Киева Михаил Кальницкий рассказал "Апострофу", что до 2000-х годов Киев существовал по старому, советскому Генплану. Именно поэтому значительного строительства в городе не наблюдалось. На дворе бушевал кризис и ломка приобщения к капитализму. Тем не менее, что-то значительное начало появляться и в 90-е, особенно во второй половине десятилетия.

Советские символы - долой!

Провозгласив независимость, киевляне сразу же и резко начали избавляться от советских символов. Первое, что сделали - убрали прочь Ленина с Майдана независимости. А заодно рабочих и работницу, ютившихся в ногах вождя.

Этот монумент, который в шутку называли "Гулливер в стране лилипутов", снесли, не дождавшись провозглашения суверенитета, предварительно увенчав их антикоммунистическими лозунгами. А Майдан независимости и в дальнейшем стал публичной площадкой и ареной создания новейшей истории.

"С 90-х мы начали отрабатывать концепцию нового Майдана, - рассказывает Александр Московчук. - Это важно с точки зрения радикальных изменений, которые начались в эту эпоху. Новый Майдан, новая жизнь на Майдане, новые ощущения".

В конце 90-х городские власти решили обновить Крещатик. Брусчатка, которой была вымощена главная улица Киева исторически, в советские времена была заменена на обычный асфальт. Надо было восстанавливать историческую справедливость.

Крещатик, в 1900 год ФОТО: Getty images

"Поменяли брущатку, кое-что на тротуарах, фонари-освещения, сбили советские скульптуры, которые были на домах Крещатика", - рассказывает Михаил Кальницкий.

Фейковые проекты

90-е не были бы собой без них. Время от времени кое-где появлялись строительные заборы, которые стояли годами, без всякого намека на окончание строительства. Иногда история продолжалась даже до конца нулевых. То есть целое десятилетие.

Одним из таких нереализованных проектов был так называемый Бессарабский квартал, где уже потом, в 2000-х, появилась "Арена Сити". А вполне серьезные намерения построить там комплекс появились значительно раньше. Заборы и ограждения стояли не один год.

Михаил Кальницкий говорит: "Некоторые проекты, даже шокирующие, что появлялись в Киеве в 90-е годы, могли быть проектами заранее фейковыми, но с определенным прицелом. То есть определенная фирма, условный Hilton, провозглашает, что намерен создать огромный комплекс в Киеве. Все как будто хорошо, а потом этот проект лопается, как мыльный пузырь. Перед этим он вызывает определенное количество международных протестов. Как мне объяснили, это делалось для того, чтобы какая-то международная фирма получила из какого международного банка кредит для проекта, якобы одобренного правительством Украины. Банк может и не знает, что это соглашение было заранее между фирмой и правительством Украины. А потом якобы помешали объективные причины, общественные выступления и тому подобное. А кредит уже получили".

Реставрация храмов

Главный позитив эпохи - знаменитая серия возрожденных храмов, начавшаяся после 1995-96 годов. В советские времена храмы были заброшены - власть не обращала на них внимание по понятным причинам. Зато с обретением независимости Киеву начали возвращать его духовное наследие, бережно восстанавливая главные святыни.

"В 2000 году уже были готовы и Успенский собор Лавры, и Михайловская церковь, - говорит Михаил Кальницкий. И добавляет. - Там были огромные деньги, потому что реставрационные расценки больше, чем на обычном строительстве".

Больше этажей и балконов

В 90-е годы над домами в центре начали появляться дополнительные этажи, мансарды, что увеличивало этажность и активизировало декоративность сооружений. Михаил Кальницкий говорит, что разрешение на это дал тогдашний мэр Александр Омельченко.

"Это было проще для застройщиков и не требовало серьезных капиталовложений - надстроить мансарду, лишний этаж, два этажа, - говорит Михаил Кальницкий. - И это стало появляться на многих домах в центре Киева именно в тот период. Эти надстройки якобы способствовали улучшению их внешнего вида и достаточно дешево обходились, потому что не надо было работать над участком, тяжелыми конструкциями фундамента, а старые 4-этажные дома - они на столько капитальные, что два этажа, пожалуй, и не помешают".

Характерный пример - за оперным театром, на Хмельницкого 30. Именно в 90-е годы на этом доме появилась огромная башня.

2000-е - В поисках идентичности

За десять лет в страну пришла определенная стабильность, люди привыкли к капитализму и увереннее начали строить европейскую столицу.

Новый Майдан

Реконструкции центральной площади столицы началась только в 2001 году. В частности, здесь появился Монумент Независимости, ставший визитной карточкой и Киева, и в целом Украины, а также подземный торговый центр "Глобус".

По словам Николая Кальницкого, добротную реконструкцию Майдана провели в конце 70-х годов. Именно она и стала основой того, что мы видим на главной площади сейчас. В 2001 году необходимости в реконструкции не было.

"Но в это время начались довольно активные общественные выступления, Украина без Кучмы, - рассказывает краевед. - Все это было на Майдане. Людей невозможно было разогнать и, мне кажется, Кучма дал приказ, мол, делайте, что хотите, но чтобы на Майдане никого не было. И руководители - там был и господин Бабушкин, и Омельченко - наверное поняли, что на этом можно немало наварить. Пообещали к юбилею, 2010 году, огромную реконструкцию. Конечно, никто не успел, но программу запустили, деньги получили и два года на Майдане ничего нельзя было делать".

Кроме Монумента Независимости на центральной площади появились новые памятники, скульптуры, фонтаны. А также подземный торговый центр "Глобус".

Михаил Кальницкий рассказывает - туда лепили все, что можно было, потому что на это давали деньги: "Хотите здесь фонтан с основателями Киева - пожалуйста. Хотите арку - пожалуйста. Кучма тогда позировал скульптору Знобе (Иван Зноба, - "Апостроф"), хотел портрет получить. Зноба и говорит, у меня здесь есть готовая скульптура, казак Мамай, так может ее поставить на Майдане? Никакой целостности, никакого планирования. Все планы делались на коленке. Но сделали то, что сделали".

Эксперты отмечают, что объекты на Майдане выглядят не слишком гармонично и упорядочено, а скорее переполняют ансамбль и создают хаос. Особые нарекания были на стеклянный купол "Глобуса".

Александр Московчук, который был одним из участников реконструкции Майдана, рассказывает: "Не все были довольны таким большим количеством стекла. Но развитие стеклянных сооружений - очень сложных, когда стекло производилось не просто плоскостями, а делали из них конусы, цилиндры, купол - это уже было очень мощным моментом для архитекторов, чтобы осуществить свои замыслы".

Фото: Апостроф / Роман Петушков

Жилищный бум

Активное строительство жилых комплексов началось еще в начале 90-х. Но в начале нового тысячелетия произошел расцвет строительства. Один за другим стали возводить жилые комплексы, которые наконец позволили инвесторам воплотить свои прихоти, а архитекторам - реализовать собственные творческие замыслы. Именно те времена запомнились появлением такого явления, как элитное жилье.

"Главное, что отошли от типового проектирования, - говорит Александр Московчук. - Жилье начали строить по индивидуальным проектам, и мы перешли от панельных домов к каркасным, позволяющим делать свободную архитектуру, различные фасадные решения. Мы уже не можем узнать город, потому что все насыщено новыми зданиями. Массовая жилая застройка стала индивидуальной, начала показывать портреты и возможности архитекторов, быть признаком различных районов".

Новые дома и комплексы начали стремительно расти как в центре, так и на окрестностях, в каждом районе. Элитным жильем активно застраивались Оболонь, Позняки, Харьковский массив.

"Высотные здания - это было довольно интересное, новое, хорошее, которое воспринималось достаточно оптимистично и давало толчок архитекторам и оптимизм, чтобы свои творческие мощности осуществить на этой территории", - говорит Александр Московчук.

Примерно тогда появилось такое понятие как "жилой комплекс" - несколько многоквартирных домов, объединенных единым архитектурным стилем и спланированной территорией, которая представляет собой территориально-пространственную целостность. В таких ЖК обычно есть все, что нужно для счастья человеку: парковка, охранная территория, спортивные площадки, кафе и салоны красоты.

"Первая генерация высотных сооружений была присуща Киеву, его силуэту. Она как-то улучшала, обогащала. Но коммерциализация нашего времени привела к взрыву высотного строительства, порой не в тех местах, где необходимо. Не все сооружения, которые начали вырастать, стали символами Киева, - говорит "Апострофу" архитектор, вице-президент Национального союза архитекторов Украины Сергей Буравченко. - Например, Бессарабский квартал выигрывает не столько высотностью, сколько тем, что он Киеву присущ, там много моментов в стилистике Крещатика. Но одновременно это - современное сооружение с навесными фасадами".

Псевдоисторические дома

Не все новые дома нравились людям. Иногда они возникали не там, где надо, и не так, как надо.

Одним из таких является дом на Грушевского 9а - громоздкое строение, выглядывающее из печерских холмов. Мало того, что зданию пристроили 9 лишних этажей (вместо запланированной 13-этажки появилось целых 22), так сам внешний вид не может похвастаться изяществом и эстетизмом. ЖК построен в псевдоисторическом стиле и стал настоящим кичем 2000-х.

Именно в начале XXI века архитекторам стало казаться, что подражание стилям, популярным в XIX веке, добавит шарма историческому лицу города. В итоге возникли дома и целые кварталы, напоминающие кукольные. Одним из таких стал целый микрорайон Воздвиженка, расположившийся у подножия Замковой горы. Причудливые дома, напоминающие скорее филигранные кондитерские изделия, чем элитный микрорайон, много кому нравятся своей яркостью и претенциозностью. Зато критики и специалисты не очень тепло отзываются о квартале, видя фальшь и безвкусицу в попытке продолжить исторический ансамбль Подола.

Воздвиженка Фото: УНИАН

К известным псевдоисторическим домам можно отнести и бизнес-центр "Евразия", построенный на Жилянской в 2007 году. Очевидно, следуя северо-итальянской готике с ранним Возрождением здания Национального Банка Украины, бизнес-центр представляет собой довольно навязчивую конструкцию, специфичность которой вызывает недоумение.

Современное в старинном

Зато архитекторы хвалят удачные попытки совместить современное здание с ансамблем старинного города. Так произошло со зданием Посольства Нидерландов, возведенном в 2001 году на Контрактовой площади. Архитекторы называют Посольство одним из лучших современных зданий Киева. Оно построено в стиле минимализма с элементами хай-тека. По мнению экспертов, здание прекрасно вписалось в ансамбль Подола, повторив дугообразную форму соседней старинной каменницы, и этим самым не вытесняет ее. Впрочем некоторые считают само расположение посольства в этом месте априори недопустимым.

Торгово-развлекательные центры

В 2000-х начались один за другим открываться ТРЦ - локации с магазинами, кафешками, кино и развлечениями. Архитекторам очень импонирует, в частности, когда это делается на базе бывших промышленных участков.

"Возможно, в них мы не настолько видим архитектурное, зато это такое, чего раньше не было, - говорит архитектор Сергей Буравченко. - Например, "Космополит", на территории бывшего завода" Большевик "(станция метро "Шулявская", - "Апостроф"). Это изменило образ жизни, стало признаком того, что мы входим в Европу. Иногда эти объекты являются уникальными".

Бизнес-центр "Парус"

В 2007 году возле метро "Кловская" состоялось открытие бизнес-центра, который до 2010 года был самым высоким сооружением Киева - 33 этажа. "Парус" неоднократно становился героем клипов, рекламы и даже украинских фильмов. В нем располагаются офисы известных украинских крупных компаний.

Пейзажная аллея

В 2009 году на Пейзажной аллее установили детскую площадку. Здесь появились скамейки, огромные коты, фонтаны в виде слонов и зебр, огромный сороконожка кот, забавные фигурки.

Инсталляции на "Пейзажке" до сих пор радуют не только детей, но и взрослых, которые охотно здесь отдыхают и фотографируются на фоне причудливых зверей.

2010-е - Футбольное Евро и расцвет хай-тека

Начало второй декады тысячелетия ознаменовалось проведением Евро-2012 и, как следствие, появлением большого количества зданий в стиле хай-тек. Некоторые завершены и успешно работают, а некоторые до сих пор не закончены.

Ocean Plaza

Один из крупнейших в Украине торговых центров возле станции метро Лыбидская начал строиться в 2010 году, а открылся в 2012 году под Евро-2012. В вечернее время центр действительно напоминает аквариум, за счет синей подсветки и объемных стеклянных панелей. Огромный аквариум с рыбами есть и внутри ТЦ.

НСК "Олимпийский"

До 1996 года он был Республиканским стадионом, потом стал национально-спортивным комплексом "Олимпийский" на бумаге. Но уже Евро-2012 вдохновило на создание современной спортивной арены.

НСК "Олимпийский" Фото: УНИАН

КВЦ Парковый

Кто не помнит выходок президента-беглеца Януковича, а особенно его вертолетную площадку? Скандальный конгрессно-выставочный центр "Парковый" был построен в 2010 году для проведения различного рода мероприятий. Это не что иное как развлекательный центр, где выступают поп-звезды и стендаперы. Есть там рестораны и конференц-залы. В 2019 году Зеленский облюбовал КВЦ под свой и своей партии избирательный штаб, там же проходят и съезды "Слуги народа".

Бизнес-центры в стиле хай-тек

Когда-то центром Спортивной площади был Дворец спорта, в честь которого названа местная станция метро, но сейчас этот район трудно представить без огромного БЦ "Гулливер" - 35-этажного офисного центра класса "А", в котором нашлось место и делам, и развлечениям, и шопингу.

Сейчас статус самого высокого здания носит БЦ Carnegie Center + Tower. 47-этажная башня, которую в народе называют "телескопом", была открыта в 2012 году. Ее критикуют за рыхлое архитектурное решение и за то, что портит панораму Киева.

IQ Business Center стал настоящим воплощением хай-тека в Киеве, к тому же весьма удачным. Здание относительно невысокое - всего 19 этажей, ничего не закрывает, поскольку находится вдали от исторических застроек (недалеко от метро "Дружбы народов"). Выглядит бизнес-центр удивительно стильно и современно - за счет футуристического вида конструкций и черного цвета фасада. Кстати, внутри очень много света. IQ Business Center считается одним из лучших современных сооружений Киева.

Минус Гостиный двор

В третьей декаде независимости были и разрушения. В 2013 году произошел пожар в Гостином дворе на Контрактовой площади - в МВД сообщили, что это произошло из-за короткого замыкания электропроводки на мансардном этаже. Как бы там ни было, но вместо старинного здания в центре культурной Подола сейчас имеем руины.

Театр на Подоле

Здание театра уже давно нуждалось в реконструкции, и в 2017 году состоялось официальное открытие модернизированного здания. Реконструкция стала одной из самых скандальных. Во-первых, из-за нового внешнего вида - мнения очень разделились, и часть убеждала, что хуже безвкусицы и не придумать. Во-вторых, из-за финансирования реконструкции компанией пятого президента Украины (что, возможно, вызвало еще больший скандал, чем архитектура). Впрочем поборники нового Театра на Подоле в откровенном восторге эстетикой и называют здание "предвестником новой архитектуры Киева".

ЖК, красивые и не очень

Жилые комплексы активно продолжили появляться по всему городу. Среди них - яркие и оригинальные (Комфорт Таун неподалеку Дарницкой площади, Svitlo Park возле метро "Выдубичи"), практические, люксовые, а иногда вызывающие недоразумения расположением или архитектурным решением (дом на Коперника возле "Киевской Руси") или откровенные монстры (ЖК "Позняки 4а").

Киевляне хорошо знают о ЖК "Подол-Престиж" на Подоле, которому застройщик самовольно прибавил четыре этажа, что закончилось рядом судебных заседаний. "Монстром" его называют не только за нарушение высотности для исторического района, но и из-за тяжелой псевдоисторической архитектуры.

К сожалению, таких "монстров" становится все больше - как и конфликтов вокруг них. Кое-где, чтобы построить торговый центр, берут землю за счет парка, зеленой зоны или даже исторического памятника. Иногда строительство происходит с нарушениями норм, например, располагается близко к магазинам, школам или инфраструктурным объектам.

Парки и зоны отдыха

В 2010-х годах реконструировали немало парков в центре и на окраинах. Одним из знаковых стал парк "Наталка" на Оболонской набережной, открытый в 2015 году. Вместо опасных ночью кустов возле Днепра появился небольшой шедевр ландшафтно-паркового дизайна с прекрасными клумбами и уютными местами для отдыха.

Обновили и другие парки - "Победа" возле метро Дарница, парк "Партизанской славы" на Рембазе, парк "Совки" в Святошинском районе и другие.

"Второе десятилетие нового тысячелетия для Киева - это не только небоскребы, но и благоустройство парков, скверов с озеленением, малыми формами", - отметил архитектор Сергей Буравченко.

2020-е - Каким будет Киев будущего

В дальнейшем Киев будет меняться еще более стремительными темпами, считают эксперты. Но надеются на то, что строительство будет все же более контролируемым, а новые идеи современного поколения архитекторов помогут столице в конце концов найти свой стиль.

"Киев растет с каждым годом и это нормально. Все больше молодых людей хотят жить в Киеве, и архитектор должен соответствовать потребностям этих людей. Естественно, что это приводит к негативным моментам - многоэтажность, плотность застройки. Но молодые люди уже не хотят жить в тех комплексах, к которым мы привыкли. Поэтому появляется новое поколение архитекторов, которые в состоянии спроектировать дома, привнести в них новую стилистику и украсить ими город", - говорит Сергей Буравченко.

А вместо того, чтобы перенасыщать Киев новыми зданиями, стоит обратить внимание на функциональность тех, что уже есть. Александр Московчук обращает внимание на образовательный комплекс UNIT.City, восставший на месте промзоны, как пример инновационной среды, способной меняться под потребности общества.

"Основной принцип архитектуры будущего - гибкость. Мы уже имеем много примеров, как можно переориентировать сооружения, менять их функцию, учитывая их соответствующую планировочную структуру, в которую уже заложены возможности к изменениям. И эта гибкость позволяет создавать новые тренды, новые функции, менять планировку и комплекс становится со временем лучше и лучше", - рассуждает Александр Московчук.