RU  UA

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Инфраструктура

Предъявляем ковид-паспорта: как киевляне будут ездить в транспорте с 1 ноября

Людей будут не только высаживать с транспорта, но и штрафовать

Людей будут не только высаживать с транспорта, но и штрафовать Фото: Апостроф / Роман Петушков

С 1 ноября в киевском транспорте будут работать патрули, которые будут проверять наличие у пассажиров ковид-паспортов, ПЦР-тестов или справки о переносе болезни. Тех, у кого такие документы не найдут – накажут. "Апостроф" узнавал, как изменится жизнь киевлян с начала следующего месяца, законны ли такие проверки, и что делать, если вдруг произошла нежелательная встреча с правоохранителями.

Вероятность встретить патруль – высокая

Проверят сертификаты представители Нацполиции – на основании документа, подписанного мэром Киева Виталием Кличко "О принятии мер по предотвращению распространения острой респираторной болезни Covid-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2".

По словам заместителя главы КГГА Николая Поворозника, полицейские сами будут определять, где будут дежурить и сколько бригад будет выходить каждый день на контроль. Все будет зависеть от времени суток и пассажиропотока. Но вероятность попасть на такую проверку будет достаточно высокой.

"В наземном транспорте это будет происходить таким образом, что правоохранители будут заходить в салон и избирательно просить предоставить сертификат. В метро такие проверки будут действовать за зоной турникета. Вряд ли это будет в самих вагонах, скорее на перроне или у входа возле турникетов. Будут ли бригады на каждой станции – скорее всего, на большинстве из них", - рассказал "Апострофу" Николай Поворозник.

Тем, кто решил проехать ководным "зайцем", придется потрясти кошельком – если вдруг к нему прицепятся патрули.

Согласно постановлению Кабмина №1236, на пассажиров, которых поймали без сертификата о прививках, отрицательного теста или теста на антиген или документа о выздоровлении, правоохранители уполномочены составить протокол и высадить их с транспорта. Нарушителей согласно статье 44-3 Кодекса Украины об административных нарушениях ждет штраф от 17 до 34 тысяч гривен

Если у человека только одна вакцина – ему тоже можно пользоваться услугами столичного общественного транспорта.

"Это продиктовано, прежде всего, тем, что человек может ехать на вторую дозу вакцинации" , - отметил Николай Поворозник.

В КГГА считают, что такие ограничения будут стимулировать людей как можно быстрее привиться.

"У нас нет цели ограничить поездки, мы не хотим запрещать людям ездить. Но чтобы ездить, нужно привиться – по крайней мере тем, кто не имеет противопоказаний" , - добавил Николай Поворозник.

Тем же, у кого они есть, нужно возить с собой справку, в которой значится диагноз человека, согласно которому он не может быть привит – сейчас или вообще.

Фото: Апостроф / Роман Петушков

"Если это, например, поздние сроки беременности, сахарный диабет, то человек предоставляет справку об этом. В таком случае его не имеют права штрафовать" , - говорит "Апострофу" адвокат Иван Либерман.

Отсутствие документа не нарушает закон

По словам адвоката Ивана Либермана, в Украине нет закона, ограничивающего определенным образом права граждан в транспорте. Есть только нормативные акты, такие как постановления, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

"В Украине ненормальная ситуация. Закона нет, а подзаконные акты вроде как и есть. В международной практике в целом происходит следующим образом: парламент выносит закон, за него голосуют, а дальше подзаконные акты регулируют те или иные вопросы. У нас депутаты не хотят и не будут брать на себя ответственность фактически за ограничение прав людей, чтобы потом их не привлекли к ответственности не только политической, но и юридической", – говорит Иван Либерман.

Выходит, что с одной стороны закона нет, но органы местного самоуправления по своему усмотрению утверждают следующие нормативные акты. И, как сказал юрист, они являются достаточным основанием для полицейских, чтобы потребовать у граждан предъявить документы и составить административный протокол в случае отсутствия таковых.

"Обязаны ли люди их выполнять? Да – если с сухой юридической точки зрения. Потому что есть распоряжение – и его нужно выполнять. Если кто-то с ними не соглашается, можно обратиться в суд о неконституционности и незаконности этого распоряжения", - говорит адвокат.

И такие обращения, по словам адвоката, уже есть.

Но пока нет решения суда – эти акты нужно выполнять. Или нести ответственность за их невыполнение.

"Но если не выполнят, то закон Украины этим не нарушат, - говорит Иван Либерман. - Украина одна из немногих стран, где такой юридический хаос. Именно в этом вопросе".

Фото: Апостроф / Роман Петушков

Кто недоволен – в суд

Что же делать человеку, у которого нет сертификата или теста? Нести ответственность. Других вариантов нет – говорит адвокат.

"Я это не считаю нормальным, но с юридической точки зрения человек должен выполнять нормы, которые не отменены судом", - говорит собеседник "Апострофа".

Но ведь бывают ситуации, когда пассажир забыл сертификат дома или еще его не получил. Да и с "Дієй" не всегда все в порядке: то не подтягивается, то не грузится, то не включается. Юрист советует сразу после вакцинации брать справку о самом факте вакцинации и носить ее повсюду с паспортом.

"На основании этого документа можно избежать ответственности. Конечно, это не сертификат, но лучше, чем ничего. Если орган контроля их не признает, привлекаем тогда свидетелей, фиксируем на телефон или диктофон, обращаемся в суд, но штраф не платим. В суде это доказывается достаточно быстро, потому что это только админответственность. Вообще советую людям обжаловать все и на место происшествия вызвать адвокатов – собственных или из центров правовой помощи", - говорит Иван Либерман.

Следовательно, если вакцина фактически сделана, а документа нет, то штраф человек может не платить. Ведь основная цель – прививки, а не штрафы.

Впрочем, юристы уже прогнозируют хаос в общественном транспорте с понедельника, учитывая противоречивость некоторых моментов.