С 1 ноября в киевском транспорте будут работать патрули, которые будут проверять наличие у пассажиров ковид-паспортов, ПЦР-тестов или справки о переносе болезни. Тех, у кого такие документы не найдут – накажут. "Апостроф" узнавал, как изменится жизнь киевлян с начала следующего месяца, законны ли такие проверки, и что делать, если вдруг произошла нежелательная встреча с правоохранителями.

Вероятность встретить патруль – высокая

Проверят сертификаты представители Нацполиции – на основании документа, подписанного мэром Киева Виталием Кличко "О принятии мер по предотвращению распространения острой респираторной болезни Covid-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2".

По словам заместителя главы КГГА Николая Поворозника, полицейские сами будут определять, где будут дежурить и сколько бригад будет выходить каждый день на контроль. Все будет зависеть от времени суток и пассажиропотока. Но вероятность попасть на такую проверку будет достаточно высокой.

"В наземном транспорте это будет происходить таким образом, что правоохранители будут заходить в салон и избирательно просить предоставить сертификат. В метро такие проверки будут действовать за зоной турникета. Вряд ли это будет в самих вагонах, скорее на перроне или у входа возле турникетов. Будут ли бригады на каждой станции – скорее всего, на большинстве из них", - рассказал "Апострофу" Николай Поворозник.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Тем, кто решил проехать ководным "зайцем", придется потрясти кошельком – если вдруг к нему прицепятся патрули.

Согласно постановлению Кабмина №1236, на пассажиров, которых поймали без сертификата о прививках, отрицательного теста или теста на антиген или документа о выздоровлении, правоохранители уполномочены составить протокол и высадить их с транспорта. Нарушителей согласно статье 44-3 Кодекса Украины об административных нарушениях ждет штраф от 17 до 34 тысяч гривен

Если у человека только одна вакцина – ему тоже можно пользоваться услугами столичного общественного транспорта.

"Это продиктовано, прежде всего, тем, что человек может ехать на вторую дозу вакцинации" , - отметил Николай Поворозник.

В КГГА считают, что такие ограничения будут стимулировать людей как можно быстрее привиться.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"У нас нет цели ограничить поездки, мы не хотим запрещать людям ездить. Но чтобы ездить, нужно привиться – по крайней мере тем, кто не имеет противопоказаний" , - добавил Николай Поворозник.

Тем же, у кого они есть, нужно возить с собой справку, в которой значится диагноз человека, согласно которому он не может быть привит – сейчас или вообще.

picture Фото: Апостроф / Роман Петушков

"Если это, например, поздние сроки беременности, сахарный диабет, то человек предоставляет справку об этом. В таком случае его не имеют права штрафовать" , - говорит "Апострофу" адвокат Иван Либерман.

Отсутствие документа не нарушает закон

По словам адвоката Ивана Либермана, в Украине нет закона, ограничивающего определенным образом права граждан в транспорте. Есть только нормативные акты, такие как постановления, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

"В Украине ненормальная ситуация. Закона нет, а подзаконные акты вроде как и есть. В международной практике в целом происходит следующим образом: парламент выносит закон, за него голосуют, а дальше подзаконные акты регулируют те или иные вопросы. У нас депутаты не хотят и не будут брать на себя ответственность фактически за ограничение прав людей, чтобы потом их не привлекли к ответственности не только политической, но и юридической", – говорит Иван Либерман.

Выходит, что с одной стороны закона нет, но органы местного самоуправления по своему усмотрению утверждают следующие нормативные акты. И, как сказал юрист, они являются достаточным основанием для полицейских, чтобы потребовать у граждан предъявить документы и составить административный протокол в случае отсутствия таковых.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Обязаны ли люди их выполнять? Да – если с сухой юридической точки зрения. Потому что есть распоряжение – и его нужно выполнять. Если кто-то с ними не соглашается, можно обратиться в суд о неконституционности и незаконности этого распоряжения", - говорит адвокат.

И такие обращения, по словам адвоката, уже есть.

Но пока нет решения суда – эти акты нужно выполнять. Или нести ответственность за их невыполнение.

"Но если не выполнят, то закон Украины этим не нарушат, - говорит Иван Либерман. - Украина одна из немногих стран, где такой юридический хаос. Именно в этом вопросе".

picture Фото: Апостроф / Роман Петушков

Кто недоволен – в суд

Что же делать человеку, у которого нет сертификата или теста? Нести ответственность. Других вариантов нет – говорит адвокат.

"Я это не считаю нормальным, но с юридической точки зрения человек должен выполнять нормы, которые не отменены судом", - говорит собеседник "Апострофа".

Но ведь бывают ситуации, когда пассажир забыл сертификат дома или еще его не получил. Да и с "Дієй" не всегда все в порядке: то не подтягивается, то не грузится, то не включается. Юрист советует сразу после вакцинации брать справку о самом факте вакцинации и носить ее повсюду с паспортом.

"На основании этого документа можно избежать ответственности. Конечно, это не сертификат, но лучше, чем ничего. Если орган контроля их не признает, привлекаем тогда свидетелей, фиксируем на телефон или диктофон, обращаемся в суд, но штраф не платим. В суде это доказывается достаточно быстро, потому что это только админответственность. Вообще советую людям обжаловать все и на место происшествия вызвать адвокатов – собственных или из центров правовой помощи", - говорит Иван Либерман.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Следовательно, если вакцина фактически сделана, а документа нет, то штраф человек может не платить. Ведь основная цель – прививки, а не штрафы.

Впрочем, юристы уже прогнозируют хаос в общественном транспорте с понедельника, учитывая противоречивость некоторых моментов.