Сноубордистка Миа с бойфрендом едут на грузинский горнолыжный курорт за снежной сказкой, но попадают в кровавый кошмар: оторванную от цивилизации девушку неотступно преследует маньяк на снегоходе. Таков сюжет триллера Let It Snow, который режиссер Стас Капралов и продюсер Сергей Лавренюк продали в Голливуд. Сделка с компанией Lionsgate, международный прокат и молодая голливудская звезда в главной роли - беспрецедентный успех для украинского проекта, но Стас Капралов уверен: Украина имеет все шансы стать серьезным участником мирового кинобизнеса. Что для этого нужно, режиссер рассказал theLime на примере своего первого полнометражного фильма.
Режиссер Стас Капралов
- Фильм Let it Snow снят без государственной поддержки, что для украинского кино редкость. Как режиссеру-дебютанту удалось избежать фазы питчингов Госкино и попасть прямиком в Голливуд?
Так сложилось, что я пошел по-другому пути, своему личному. У меня нет специализированного режиссерского образования, я не участвовал в питчингах на короткометражные фильмы, не подавался на дебютный фильм в Госкино. Начал с того, что сразу снял короткий метр за свои деньги. Потом в Лос-Анджелесе познакомился с Сергеем Лавренюком - генеральным продюсером Solar Media. Вместе мы приступили к разработке одного интересного полнометражного проекта, а через какое-то время появилась идея триллера Let It Snow. Это достаточно рискованный проект. Главной целью было сделать продюсерское кино, которое могло бы иметь успех на Западе. Это был целенаправленный ориентир на американский рынок, хотелось сделать коммерчески прибыльный бизнес-проект.
- В чем специфика американского рынка? Есть ли отличия в том, как кино смотрят в Украине и США?
Кино смотрят везде одинаково, у всех свои вкусы. Но есть отличия на самом рынке: у них он состоявшийся и полноценный. Есть правила, есть разные компании, которые работают под свою аудиторию. Та же история и с актерами - кто-то играет в боевиках, кто-то - в фильмах для подростков, кто-то в драмах. Для них это в первую очередь бизнес. Наш кинорынок, конечно, находится на очень раннем этапе формирования. Последние 5 лет государственное финансирование давало украинскому кино возможность совершить огромный скачок. Украина стала регулярным участником крупных фестивалей, и если дальше все будет так продолжаться, есть все шансы, что через годы украинские фильмы станут серьезными участниками мирового кинобизнеса - смогут продаваться и быть, в первую очередь, бизнес-проектами.
- В представлении многих украинский фильм - это фильм на украинском языке. Понимание копродукции есть не у всех зрителей. Объясните, что в англоязычном Let it Snow делает его украинским?
Мы попытались сделать такое кино, которым могут заинтересоваться на Западе. Именно поэтому его делали на английском языке: так фильм проще продавать, расширять аудиторию и привлекать интересы крупных компаний. Но Let It Snow на 90% сделан украинскими кинематографистами. Это была украинская команда, украинский генеральный продюсер, украинский режиссер, украинский оператор-постановщик.
- На каком этапе фильмом заинтересовались в США? Американцам понравился сценарий или уже отснятый материал?
Я написал первый драфт сценария, Сергей привлек американских партнеров, которые впоследствии стали сопродюсерами, и пошло-поехало. Мы адаптировали сценарий под английский язык, начали искать американских актеров. В процессе съемок фильмом уже заинтересовался Arclight Films - достаточно крупный голливудский дистрибьютор, который сейчас его продает. Фильм уже приобрела компания Lionsgate в США, также его купили в Японии, Сингапуре, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории, на Ближнем Востоке, в Африке. Много сделок еще в процессе переговоров.
- Релиз запланирован на 22 сентября в формате VOD - "видео по запросу". Это значит, что Let it Snow выйдет сразу на стриминговых платформах, и в кинотеатрах мы его не увидим?
Не совсем так. Изначально фильм был нацелен на кинотеатры, но если какая-то страна захочет выпустить его на стримингах, то это уже будет их решение. Здесь в Украине мы увидим его кинотеатрах. В США тоже собирались делать кинотеатральный показ, но сейчас карантин, и в Америке он достаточно жесткий. Скорее всего, в США он может сразу выйти на платформах. На каких - неизвестно, об этом они скажут в конце сентября.
- Let it Snow - окончательное название фильма? Каким мы увидим его в Украине?
Будет ли перевод названия - решит дистрибьютор, который выпускает фильм. Мне бы лично хотелось, чтобы название осталось. Как по мне, переводить не очень уместно, потому что это отсылка к одноименной песне, которая является в этом кино достаточно контрастным лейтмотивом: добрая рождественская песня и напряженные кровавые события. Не хотелось бы, чтобы это звучало как "Да будет снег".
- Главную роль в фильме сыграла Иванна Сахно - американская актриса украинского происхождения, в послужном списке которой есть блокбастеры "Тихоокеанский рубеж 2" и "Шпион, который меня кинул". Как удалось ее заполучить?
В Украине мы отсмотрели очень много хороших актрис. Они отлично справились с пробами, но не было точного попадания в персонажа. На каком-то этапе возник вопрос об Иванне. Я загуглил, посмотрел ее работы, и мы сошлись во мнении, что она идеально подходит. Изначально были и другие предложения, но мы очень хотели, чтобы снималась Иванна. Мне оставалось только надеяться, что продюсеры договорятся с агентами, и Иванна будет сниматься. Так все и случилось.
В фильме есть и другие украинские актеры, а также грузинские, испанские. У нас получилась такая актерская международная солянка. Типичный международный проект, хотя его полностью снимала украинская команда.
Иванна Сахно в фильме Let it Snow
- Готов ли уже украинский дубляж фильма? Главную героиню озвучит сама Иванна Сахно?
Дубляж однозначно будет, но в каком формате, пока неизвестно. Это решает дистрибьютор на других этапах.
- Что в фильме было самым сложным и дорогим? Будут ли спецэффекты, CGI?
Сложнее всего было с условиями. Это была командировка в Грузию, тяжелые съемки в снегу на горнолыжном курорте Гудаури. Также у нас были короткие съемочные дни и много непредсказуемых ситуаций. Спецэффекты тоже есть, например, масштабная сцена с лавиной. Но все в рамках разумного, в рамках бюджета.
- Были ли форс-мажоры, опасные ситуации?
Форс-мажоры были постоянно, а комфорт мы ощущали только в хорошую погоду. Это было интересно, но трудно. Мы были по колено в снегу, постоянно испытывали перепады давления. Из-за сильных физических нагрузок у актрисы кружилась голова, и один раз она чуть не потеряла сознание. У группы кровь шла из носа из-за сильных перепадов давления. Мы могли начать съемочный день на тысяче метров, поработать на трех, а закончить на двух. Плюс погода, которая постоянно менялась. Никто ничего не сломал, к счастью, все живы-здоровы. Но был момент, когда актер на снегоходе сорвался и покатился вниз по горе. Также был случай, когда мы нашли классную локацию с водопадом, пришли туда, начали снимать, и в какой-то момент увидели сбоку огромную дыру метров 30-40. Мы поняли, что накануне сошла лавина и сделала некий мостик под этим водопадом. Если бы мы заметили эту пропасть раньше, мы бы туда не пошли, потому что это действительно опасно. Но мы отсняли, и получилась очень красивая сцена.
- Кто вас сопровождал и оберегал от всех этих опасностей?
Грузинский сервис - нам дали гидов, которые разбираются в горах, знают, куда можно ходить, а когда нужно просто убегать. Они следили за безопасностью.
- Украинскому кино довольно сложно конкурировать за зрителя даже в свой стране. Есть ли у него шанс стать заметным в США? Какие фишки вы готовите, чтобы понравится их аудитории?
Мы хотели сделать визуально красивое кино, чтобы заинтересовать большие студии. Задача была, чтобы Let it Snow выглядел как американское дорогое кино - дороже, чем оно есть на самом деле. Среди фишек - природа, локации, красивые заброшенные дома, туннели, форты - то, что создает атмосферу Грузии, что не очень привычно американскому глазу и может быть некой экзотикой.
- Вам как дебютанту сложно было отстаивать свое авторское видение? На странице в Facebook вы опубликовали американский трейлер и написали: "Вот так они видят мое кино". Это значит, что вы видите его иначе?
Мне повезло, что у нас с продюсером было абсолютное взаимопонимание: куда мы идем, для чего делаем это кино и куда оно будет продаваться. Было просто: мы очертили рамки и в них двигались. Никто не давил, была живая дискуссия, которая рождала истину.
Относительно трейлера: мне нравится трейлер от Lionsgate, он очень американский и это круто. Они сделали коммерческий трейлер для своей аудитории, что логично. Такого еще у нас не было, как по мне. Но есть еще режиссерский тизер, и он просто другой. Думаю, его вы увидите чуть позже.
Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтобы ничего не пропустить.