Лайм

Все говорят о шансах "Атлантиды" на "Оскар", но это не важно: почему этот фильм нужен прежде всего украинцам

Фильм Валентина Васяновича выходит в прокат 5 ноября

С начала войны на Донбассе прошло 6 лет, и украинский кинематограф только начинает перерабатывать этот травматический опыт. Пока режиссеры фокусируются преимущественно на документалистике и жанровом кино, но тема войны проникает и в артхаус, который позволяет делать более глубокие и неоднозначные высказывания. Рассказываем, как это получилось у Валентина Васяновича, чей фильм "Атлантида" выходит в прокат 5 ноября и представляет Украину в гонке за "Оскар-2021".

Действие картины разворачивается в 2025 году, через год после завершения войны на востоке Украины. Выжженная пустыня хранит в себе тела сотен погибших, и волонтеры проекта "Черный тюльпан" (Эвакуация 200) занимаются их поиском и идентификацией. Бывший участник боевых действий Сергей (Андрей Рымарук) не видит пути в мирную жизнь, потому без раздумий берется за тяжелую работу. Среди холодных пустых домов, закрывшихся меткомбинатов и разложившихся останков он внезапно находит искру жизни - бывшего парамедика Катю (Людмила Билека), которая помогает погибшим достойно закончить свою войну.

"Атлантида" скроена из долгих статичных сцен, в ней мало диалогов и динамики. Герои - непрофессиональные актеры, и говорят исключительно буднично: о сломавшихся машинах, о закопанных минах, о том, как долго нужно искать тела погибших. Бывший разведчик и волонтер Андрей Рымарук, парамедик Людмила Билека, патологоанатомы, военные, - все эти люди видели войну, и Васянович привлек их именно потому, что им не нужно изображать травму: она уже с ними.

Поскольку герои не учились актерскому мастерству, оценивать их так, как мы делаем это по отношению к профессионалам, не получается: слишком сильны их собственные характеры, которые не удалось скрыть за канвой сюжета. И хотя любовная линия Сергея и Кати порой выглядит неубедительно, а разговоры - натянуто, их реального опыта достаточно, чтобы донести зрителю важный посыл об исцеляющей близости, неугасающем стремлении к человеческому теплу, защите и самой жизни.

Дистанция, отрешенность и неотступное присутствие смерти делают послевоенный Донбасс Васяновича самым одиноким и безрадостным местом в мире. Кажется, будто жить здесь могут только люди, которых травма сделала "невыездными". "Здесь заповедник для таких, как мы", - говорит герой своей подруге, и она не задает лишних вопросов, поскольку понимает: ни человеческую душу, ни отравленную землю нельзя вылечить одним лишь фактом победы. Это важное послание людям, которые наивно считают, что победа в войне перечеркнет огромную рану на теле Украины и в сердцах людей, которые с ней столкнулись. В этом смысле фильм Валентина Васяновича является глубоко пацифистским. Нет, он не предлагает мириться с врагом, и даже строит огромную бетонную стену, которая разделяет границу Украины с Россией. Но выкопанные из земли останки участников конфликта выглядят совершенно одинаково, напоминая о том, что война всегда забирает больше, чем отдает.

Хотя пессимистичное будущее Донбасса может показаться пророческим, не стоит забывать, что взгляд Валентина Васяновича отражает современные настроения: зачем воевать за разрушенную территорию? Зачем умирать за тех, кто не хочет спасения? Зачем помогать тем, кому колбаса по 2.20 важнее свободы и достоинства? В будущем такая риторика может измениться, и пессимизм "Атлантиды" - лишь предупреждение о том, как безучастность соотечественников может повлиять на участников войны. При этом внезапное притяжение, которое чувствуют друг к другу герои фильма, выглядит как манифест жизни: даже посреди выжженной пустыни ее ростки будут тянуться друг к другу, крепнуть, давать надежду на спасение.

Массового зрителя фильм "Атлантида" может отпугнуть своей монотонностью, натурализмом и отсутствием ярких драматических сцен, которые помогли бы почувствовать близость к героям. Но Васяновичу удалось донести идею о ценности каждой человеческой жизни, а также показать людей войны, которым нужна помощь и участие независимо от ее исхода. Неважно, какие награды "Атлантида" получила на международных кинофестивалях, и каковы ее шансы на "Оскар". Этот фильм нужен прежде всего украинцам, которым пока только предстоит научиться думать о войне, и тем самым взять на себя часть боли тех, кто от нее пострадал.

Самые интересные истории и новости дня теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime и узнавайте о них скорее.

Читайте также

"Боюсь, что Бойко совсем не господин, а товарищ". Интервью с режиссером Тамарой Труновой

Тамара Трунова вспомнила свой режиссерский опыт в Украине и за рубежом, а также ответила на вопросы, не связанные с театром.

"Самое главное убить Путина в себе". Интервью с актером Романом Ясиновским

Роман Ясиновский поделился мыслями об изменениях в Театре Франко, популярных фильмах о войне, а также высказался о работе Госкино.

"Хочется верить, что Трамп своим родительским опытом поможет Зеленскому". Интервью с актрисой Наталией Сумской

Наталья Сумская поделилась размышлениями о театре, украинском кино, а также ответила на вопросы о Зеленском, Трампе и Такере Карлсоне.