Проводимые официальным Киевом реформы важны для противодействия имперским амбициям Кремля, который сейчас сделал ставку не на боевые действия на Донбассе, а на раскол украинской общественности изнутри. От изменений в Украине зависит не только будущее государства, но и всей Восточной Европы, поскольку после возможного поражения Киева Запад потеряет надежду вывести остальные постсоветские республики из-под влияния Москвы. Об этом и многом другом рассказал ГИОРГИ БАРАМИДЗЕ, вице-спикер парламента Грузии, эксперт украинского Международного центра реформ на пресс-завтраке, который посетил корреспондент "Апострофа".
В свое время Гиорги Барамидзе был членом реформаторской команды Михаила Саакашвили и с 2006 по 2012 годы занимал должность вице-премьер-министра Грузии. Сейчас, когда в отношении его соратников заводятся уголовные дела, он находится в оппозиции к действующей власти и всячески критикует ее действия. Господин Барамидзе считает, что Грузии следовало бы присоединиться к позиции международного сообщества и ввести против России санкции. Впрочем, с сожалением отметил он, большинство в грузинском парламенте проводит капитуляционную политику в отношении РФ и предпочитает "спрятав голову как страус, не замечать существующую агрессию". Гиорги Барамидзе заявил, что многие из его соотечественников с надеждой смотрят на Украину и считают, что от событий в Киеве и на Донбассе будет зависеть будущее всей Восточной Европы.
О реформах в Украине:
Нужно констатировать, что, несмотря на многие хорошие идеи в проведении реформ в Украине, этот процесс буксует. Неудивительно, что здесь люди все больше и больше задаются вопросом, когда эти реформы дадут плоды, а также будут ли они осуществлены вообще. По-моему, совершенно очевидно, что от этих реформ зависит не только будущее Украины, но и отражение агрессии со стороны Российской Федерации. Если в Украине не проведут реформы и не выиграют войну, которая, прежде всего, идет в Киеве, против самих себя и зла под названием "коррупция", то государство будет обречено на то, что Россия вернет свой прямой и косвенный контроль над Украиной. Это будет катастрофой для всей Восточной Европы.
То, что этот процесс проходит довольно медленно, я считаю следствием отсутствия политической воли. Потому что, к сожалению, очень много противодействия со стороны очень влиятельных людей. Не только олигархов, но и тех, кто непосредственно занимается государственным управлением. К примеру, в парламенте очень много депутатов, которые говорят о поддержке реформ, но когда дело доходит до принятия соответствующих решений, этот процесс сильно задерживается. В самом правительстве застряло очень много инициатив, а в разных министерствах реформы просто блокируются. Возьмем, например, реформу прокуратуры, таможни и налоговой системы. Очень важно, чтобы казна Украины наполнялась.
Мне бы не хотелось переходить на фамилии, потому что моя задача — не заниматься украинской политикой, а как-то помочь. Можно достичь прогресса, не нападая на конкретных людей, а указывая на проблему. Наша задача — бороться не с личностями, а с проблемами. Даже в коалиции и правительстве есть силы, которые реформ не хотят.
Украине не нужно копировать пример Грузии. Необходимо просто использовать некоторые его аспекты для проведения собственного реформирования. В Грузии все было гораздо хуже: потому что грузины гораздо менее законопослушные люди, чем украинцы. Я сам грузин, и я должен это признать. Но когда такой стране удается добиться признания Мирового банка как одного из самых реформированных государств, это о многом свидетельствует. Цифры говорят сами за себя: мы снизили налоги на 60%, при этом бюджет у нас вырос в 11 раз. У нас теневая экономика была еще больше, чем у Украины — 80%. Сейчас мы довели ее до минимума — до фактически 5%.
Для реального реформирования страны не нужно очень много людей. У нас было примерно 20-30 человек, которые руководили государством и, как рыцари круглого стола, дали слово не брать взятки. По этому поводу нет никаких вопросов. В Украине, тем временем, проблема заключается в том, что у вас одновременно занимаются и политикой, и бизнесом. Из-за этого они прикрывают своих бизнес-партнеров и не хотят менять систему, потому что именно при существующей системе они разбогатели. Они боятся рыночной экономики, боятся дерегуляции и честной конкуренции. Сейчас в Украине не рыночная экономика, а олигархический капитализм. Этим идеологически подрывается будущее Украины. Именно в этой связи возникает ностальгия по поводу прошлого в виде Советского Союза.
О Саакашвили:
Я думаю, что по поводу премьерства в Украине лучше всех ответил сам Саакашвили. Он сказал, что у него нет таких планов, во всяком случае сейчас. Потому что он дал обещание жителям Одесской области. В отношении дискуссий относительно будущего Михаила Саакашвили много приставок "если бы". Премьер-министр без существенной поддержки в парламенте не сможет действовать эффективно. Он сказал, что является гражданином Украины, но он не политик. Это с одной стороны. С другой стороны, Саакашвили не скрывает, что Грузия — родная для него страна. Что в целом судьба Грузии будет определяться успехом Украины. Потому что именно в Украине проходит линия фронта для всей Восточной Европы. Если в Киеве не удастся выиграть войну против коррупции и провести реформы, Россия сможет вернуть ее в орбиту собственного влияния. А проект Евросоюза под названием "Восточная Европа", который подразумевает объединение Европы, без Украины невозможен. О Грузии и Молдове после поражения в Украине уже никто не вспомнит.
Большинство грузин понимают, что сейчас фронт — Украина. Не в Грузии решается — будет Восточная Европа свободной или нет. Это решается в Украине. Поэтому Саакашвили выбрал Одесскую область. Он выбирал сам. Он сказал, что ему надоело быть просто советником. Он сказал, что если идет война, то он не будет прятаться за ширмой: "Я тоже буду воевать". Тем временем Одесская область по многим параметрам — по географии, этническому составу, экономике — стратегическая область для Украины. Это та точка опоры, о которой говорил Архимед: "Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир". Вот это точка опоры для Саакашвили. Есть он покажет, что это возможно там, то это возможно везде. Это и порты, и Приднестровье, и Крым. Потому что цель Путина — пройти через Одессу и выйти на Молдову. Соединить коридор с Приднестровьем, с оккупационными войсками, расположенными там. Отрезать Украину от моря.
О санкциях в отношении России:
Я думаю, что санкции Евросоюза в отношении России будут продлены. По нашей информации, будут. Конечно, было бы желательно ужесточить эти санкции, а именно включить в "черный список" больше российских компаний, а также лиц, приближенных к Путину. Ослабления санкций, а тем более их полной отмены, по моему мнению, не будет. Потому что, во-первых, очень трудно зафиксировать значительное изменение ситуации в целом. Да, может, там не будет интенсивной стрельбы, но это будет кровоточащая рана на теле Украины. К сожалению, до декабря это так и останется, если смотреть на вещи реалистично. А во-вторых, останется Крым, из-за которого вводились санкции. Сейчас нет никаких предпосылок, чтобы Россия отступила в этом плане.
О возвращении Крыма и крахе путинского режима в РФ:
Крым, как Южная Абхазия и Осетия, вернется под контроль Украины и Грузии тогда, когда путинский режим рухнет. Я не знаю, как это конкретно будет, но я считаю, что очень большая вероятность того, что политика, проводимая Кремлем, способствует все большей изоляции РФ. Россия все больше похожа на Северную Корею. Я иногда смотрю их пропаганду, поскольку нужно быть в курсе событий. Так вот, на одном из государственных российских каналов рассказывали о том, как классно в КНДР, что я удивился. Это все долго не продержится. Даже Советский Союз, который был намного сильнее, долго не протянул. Русские заслуживают большего. Русский народ — по своей культуре европейский. А вот этот большевизм, продуктом которого является Путин, разрушил страну. Но сейчас, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
О кремлевском империализме:
Имперская программа заключается в том, чтобы ослабить государственность Украины, Грузии и Молдовы. В подрыве основ государственности и проведении кремлевской пропаганды в этих странах. Конечная цель всего этого — ввести в заблуждение народ, чтобы люди сами сказали, что "нам надоело противостояние и война, давайте согласимся на их условия". В православных странах пропаганда направлена на то, что демократия — это гей-замужества, содомизация государств. Поэтому главная война в Киеве, а не на востоке. Она определит все. Сейчас можно утверждать, что Путин тратит больше ресурсов на дестабилизацию ситуации внутри Украины, чем на боевые действия на Донбассе.