RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Дмитрий Ярош: Порошенко мог бы быть гораздо лучшим главнокоман­дующим

Бывший лидер Правого сектора хочет создать Украинскую Добровольческую армию

Бывший лидер Правого сектора хочет создать Украинскую Добровольческую армию Бывший лидер "Правого сектора", внефракционный народный депутат Дмитрий Ярош Фото: Владислав Содель

Бывший лидер "Правого сектора", внефракционный народный депутат ДМИТРИЙ ЯРОШ собирает голоса для принятия законопроекта об Украинской Добровольческой армии. Об этом он рассказал в первой части интервью "Апострофу". По его словам, эти добровольцы будут иметь дома оружие, что станет для них громадным стимулом для защиты своей родины. Дмитрий Ярош считает, что на первом этапе формирования такой армии достаточно будет иметь в каждой области по батальону, которые могут быть использованы, в том числе и для помощи силовикам внутри страны.

— Недавно в Брюсселе произошли громкие теракты. Ответственность за них взяли на себя террористы так называемого "Исламского государства". Кто, по-вашему, сейчас представляет большую угрозу для мира — ИГИЛ или Россия?

— Я не исключаю, что создание самого "Исламского государства" было спровоцировано, в том числе и российскими спецслужбами, поэтому Россия несет серьезную угрозу для мира. Председатель СБУ Василий Грицак не исключил российский след в терактах в Брюсселе, а он все-таки владеет оперативной информацией. Интересной была также реакция российского премьера Дмитрия Медведева. Поэтому я не исключаю, что русский след в этих терактах может быть. Россия сейчас главный террорист мира, она проводит масштабные операции…

Понимает ли Европа, что главную угрозу несет Россия? Эффективно ли ЕС борется с терроризмом и не разменяет ли Украину на Сирию в переговорах с Россией?

Нам, прежде всего, нужно рассчитывать на собственные силы, а не на зарубежную помощь. История наша такова, что мы видели, как Европа сдавала Украину, и делала она это неоднократно. Мы находимся на грани двух миров европейского и азиатского. У каждого есть свои национальные интересы, поэтому исключать здесь нельзя ничего. Мы видим, что в Европе идут разговоры о снятии санкций с России, видим позицию Венгрии, Италии ... Европейцы еще сами не знают, как поведут себя по санкциям против России.

Поэтому нам, как государству, нужно рассматривать разные варианты. Мы должны принимать во внимание и вариант снятия санкций с России с соответствующим усилением позиции РФ и активизацией агрессивных действий в отношении Украины, как и то, что экономический спад в России будет независимо от санкций, например, из-за падения цен на нефть. Мы также наблюдаем за предвыборными гонками в Европе и в мире. Многое будет зависеть от голосования на выборах европейцев или граждан США...

Что касается американских выборов, на победу кого из двух основных кандидатов вы бы поставили — Хиллари Клинтон или Дональда Трампа?

На Трампа с его пророссийской, пропутинской позицией вообще ставить нельзя. Я все-таки думаю, что это такая американская внутренняя игра. Следующим президентом, пожалуй, все-таки будет Хиллари Клинтон, тем более что президент-афроамериканец у них уже есть, а женщины еще не было. Но это их право выбирать, кого они хотят.

Если в Украине будут досрочные парламентские выборы, планируете ли вы баллотироваться в следующий парламент?

Посмотрим. Еще нужно дожить.

На сайте Верховной Рады на странице каждого депутата сейчас наглядно демонстрируется, какой процент пленарных заседаний он пропустил. Вы принадлежите к самым большим прогульщикам...

У меня на то были объективные причины. С 21 января прошлого года по сентябрь я был на больничном. Я не прогульщик.

А после возвращения из больницы не прогуливали?

Прогуливал (смеется). Я уже говорил в интервью о том, что у меня нет времени сидеть в парламенте и быть статистом.

А карточку для голосования кому-то передавали?

Нет, это не морально. Но хочу подчеркнуть, что, не имея субъектности, будучи просто внефракционным депутатом, ты там ни на что не влияешь. Чтобы на что-то повлиять, мы сейчас работаем над межфракционным антиоккупационным объединением, и оно у нас уже вырисовывается. У нас уже есть более 10 депутатов, есть еще желающие. Будем говорить.

Бывший лидер "Правого сектора", внефракционный народный депутат Дмитрий Ярош Фото: Владислав Содель

Может ли это объединение стать отдельной депутатской группой?

Все может быть... Если выйдем на 20 депутатов, то можно будет говорить о группе.

Это, часом, не будет группа "УКРОП", создание которой планировалось ранее?

Нет, это не будет группа "УКРОП", хотя я не исключаю, что от "УКРОП" могут быть какие-то представители. В "УКРОП" тоже не все так понятно, особенно после определения Геннадия Корбана под домашний арест. Там теперь много изменений может произойти. Я работаю с разными ребятами, с Самообороной Майдана, с "Самопомиччю"...

Но вы сейчас говорите о межфракционном объединении, а я вас спрашиваю о собственной депутатской группе...

В будущем может быть все... В политике всякое бывает. Многое будет зависеть также от решения Конституционного суда (относительно отзыва мандатов у народных депутатов, вышедших из фракции по решению высшего руководящего органа партии, "Апостроф"), потому что создать группу, когда депутаты будут терять мандат за выход из фракции, будет невозможно.

То есть планов о своей депутатской группе вы не оставили, но это сейчас на уровне вашей мечты или все же есть реальные шансы?

Это довольно реально.

Какое, по-вашему, самое большое ваше достижение в этом парламенте?

Самое большое достижение это то, что удалось провести поправки о социальной защите добровольцев. Ребята могут получить статус участника боевых действий, и уже есть первые результаты.

Вторая задача, которую мне очень хотелось бы выполнить, и я к этому приложу максимум усилий это принять законопроект об Украинской Добровольческой армии. Этот законопроект сейчас на доработке. Это станет одним из основных факторов национальной безопасности и обороны. На данный момент добровольческий потенциал нереализован, и люди разочаровались. Такая армия даст возможность, как в Эстонии или Швейцарии, задействовать добровольческий и волонтерский потенциал. Агрессор десять раз подумает напасть на какой-то город, если из каждого окна по нему будут вести огонь.

На первом этапе организации Добровольческой армии достаточно в каждой области Украины иметь по одному батальону. Их можно теоретически свести в бригады, чтобы осуществлять оперативное командование.

А чем конкретно займется эта Добровольческая армия?

В соответствующем законопроекте говорится о задействовании этих подразделений всеми силовыми структурами, включая департаментом чрезвычайных ситуаций. Условно, если горит лес на Херсонщине, то добровольцы могут быть задействованы.

А какой будет их мотивация, ведь, насколько я понимаю, они не будут получать заработную плату?

Люди будут гордиться тем, что у них дома будет оружие и возможность защищать государство, а это громадный стимул.

Бывший лидер "Правого сектора", внефракционный народный депутат Дмитрий Ярош Фото: Владислав Содель

То есть будет, как в известной шутке: форма есть, пистолет есть — крутись, как хочешь?

Это, кстати, большая ошибка. В той же самой Эстонии за любое правонарушение, например за вождение в нетрезвом состоянии, исключают из такой добровольческой армии автоматически. То есть здесь речь идет не только о праве, но также об огромном долге, который стимулирует человека к достойной жизни, к некриминализованности.

Я вас правильно понимаю, что создание Добровольческой армии — это попытка как-то задействовать всех бойцов, которые возвращаются с фронта?

Это стремление их задействовать, пойти на конструктив. Мы не просто так наблюдаем, что против добровольцев возбуждены уголовные дела. Ведь люди возвращаются с фронта с поствоенным синдромом, они мобильны… А кроме всего прочего, эта Добровольческая армия должна заниматься военно-патриотическим воспитанием.

Какие сегодня есть шансы, что этот законопроект будет принят?

Мне трудно однозначно сказать. Я собираю голоса. Например, я говорил с Садовым, и он пообещал, что фракция "Самопомич" будет поддерживать этот законопроект, потому что им это подходит концептуально. Сейчас общаюсь с межфракционными депутатами и с представителями различных фракций. Я думаю, что не будет против "Радикальная партия Ляшко", не исключаю, что поддержит "Батькивщина".

А как часто встречаетесь с политиками первого эшелона?

С президентом порой встречаемся, но я об этом не так чтобы очень громко кричу. В первую очередь говорим о войне, потому что считаю, что все-таки это для нас самая главная проблема.

Он к вам прислушивается?

Иногда прислушивается.

Вы считаете его хорошим главнокомандующим?

Я считаю, что он мог бы быть гораздо лучшим главнокомандующим. Потенциал у него есть.

Дружите ли вы с кем-то из политиков?

У меня еще с 1990-х годов дружеские отношения с Андреем Парубием, а затем был Майдан и война...

Бывший лидер "Правого сектора", внефракционный народный депутат Дмитрий Ярош Фото: Владислав Содель

— Следовательно, если Гройсман станет премьером, а Парубий — спикером...

Да, тогда шансы принять законопроект об Украинской Добровольческой армии увеличиваются.

Но вам тогда придется проголосовать за премьера Гройсмана.

По моему глубокому убеждению, мы слишком часто занимаемся не политикой, а политиканством. Существуют национальные приоритеты, и у меня есть своя позиция. Я не думаю, что законопроект об УДА каким-то образом угрожает национальным интересам, наоборот, он их укрепляет. Но я не уверен относительно Гройсмана на посту премьер-министра, поскольку я так понимаю, это человек президента, а у нас парламентско-президентская республика. Я не уверен, что избрание Гройсмана на должность премьера поспособствует народовластию в нашем государстве.

Будете голосовать за отставку Арсения Яценюка?

Да, за отставку Яценюка буду голосовать. И тогда бы голосовал (16 февраля, когда парламент рассматривал вотум недоверия правительству, "Апостроф"), если бы был в зале, но как раз где-то по фронту ездил. Я считаю, что это правительство нужно менять. Нам постоянно передают какую-то перетасованную колоду одних и тех же людей, которые должны войти в правительство.

Одной из задач нашего движения мы считаем подготовку своеобразной альтернативной пирамиды власти. То есть мы хотим проводить своеобразные "праймериз" людей, достойных представлять интересы украинского народа в правительстве, на уровне областей, районов еще до выборов или каких-то назначений. И хотим сформировать такое правительство, которое можно было бы предложить людям, если бы за нас условно проголосовали на тех или иных очередных или внеочередных выборах. То есть эта работа уже идет.

Порошенко и Яценюк очень долго утверждали, что не повторят ситуации 2005 года с распрями между президентом и премьером, но получается, что ситуация все же повторилась…

Она не совсем повторилась, не в той же плоскости. Но они не смогли революционными методами реформировать Украину, а народ после Майдана требовал быстрых и успешных реформ. Они с этими задачами не справились. Справится ли следующее правительство? Не знаю, но сейчас важно хотя бы удержать ситуацию, и то уже было бы хорошо. Нужно удержать ситуацию, особенно в 2016 году. Потому что рисков очень много, и радикализация внутри государства, и повышенная турбулентность угрожают самому существованию государства. Нужно также поработать по социалке, чтобы люди хоть что-то получали, потому что по этим тарифам невозможно платить подавляющему большинству населения.

А как вы сами справляетесь с тарифами? Недавно был принят закон об электронном декларировании. Что будете декларировать?

Я вам так скажу: я — небогатый человек. У меня есть какой-то минимум, тарифы могу оплатить. Немного друзья помогают, кое-какие средства выделяет организация…

Ну и конечно же, депутатская зарплата.

Депутатская зарплата за последний месяц это, наверное, полторы тысячи, ведь я "прогульщик" (смеется). Буду зарплату декларировать. Если нужно, то буду декларировать и помощь, хотя как именно, я не очень представляю. Когда на базу приезжает знакомый предприниматель и абсолютно анонимно дает 500 долларов: вот тебе помощь, потому что ты и воюешь, и еще чем-то занимаешься… С этим всем нужно будет разобраться, что к чему, ведь я — не преступник и не ворую, поэтому мне нечего стыдиться, тем более за такую помощь. Электронное декларирование нужно направить на тех, кто ворует заводами, эшелонами.

Продолжение следует

Читайте также