Сын главнокомандующего УПА Романа Шухевича, народный депутат фракции РПЛ ЮРИЙ ШУХЕВИЧ не слишком доволен работой Верховной Рады в последние месяцы. Говорит, парламент работал слишком халатно и небрежно. Не последнюю роль в этом, по его мнению, сыграло и чрезмерное влияние на депутатов президента Петра Порошенко. О том, как президент "ломает через колено" несогласных с его мнением, за что стоит уважать Олега Ляшко, и принесла ли хоть что-то положительное украинцам последняя сессия Верховной Рады, - Юрий Шухевич рассказал в интервью "Апострофу".
- Четвертая сессия нынешнего созыва парламента подходит к концу. Как бы вы ее оценили?
- На "единицу" - не оценил бы, а вот "двойку" дам за работу этой сессии.
- С чем, по вашему мнению, парламент не справился в течение прошлой сессии?
- Со многими вещами. А многие вещи этим парламентом были сделаны халатно или небрежно. Например, в спешке был принят закон о судоустройстве и статусе судей как президентский и неотложный. Этот закон был принят с нарушением регламента, а так делать нельзя. Законы, в которых более ста статей, нельзя принимать сразу за основу и в целом. Против этого выступали некоторые фракции, но их замечания не были учтены. И что из этого получилось: председатель Верховной Рады еще 17 июня подал этот закон на подпись президенту, но президент его до сих пор не подписал. Несмотря на то, что 15 суток, отведенных для этого, уже прошли.
- Какие, по вашему мнению, причины такого промедления?
- Там очень много подводных камней. Я думаю, что они теперь за голову схватились. Этот закон надо было принимать в первом чтении, и ко второму чтению многое можно было исправить. Конечно, не бывает ничего совершенного, но надо хотя бы максимально стараться, чтобы принять хороший закон.
- Понравилось ли вам, как парламент решал кадровые вопросы, и справляется ли с работой новое правительство?
- Я не буду много говорить о кадровых назначениях, ведь людей видно в процессе работы: если наделает глупостей - значит плохой министр, а справляется - значит хороший министр. Поэтому хорошее ли это правительство, мы еще увидим, ведь оно работает только два месяца. Но оно уже подняло цены на газ и говорит, что цена должна быть рыночная. При этом есть две цены: на импортный газ и тот газ, который мы добываем. Даже если смешать один с другим, то все равно получится какая-то средняя цена, а не цена импортного газа...
- Так все же: было ли сделано хоть что-то положительное во время этой сессии? Возможно, закон о снижении пошлин на ввоз подержанных автомобилей из-за границы...
- Закон о растаможивании авто - это хорошо, но это только частный случай. Украина нищает, народ нищает, уровень инфляции огромный, цены растут. По этому надо судить, а не по тому, что приняли закон о растаможке автомобилей, который действительно является положительным.
- Изменилась ли работа парламента после того, как спикером стал Андрей Парубий? Как насчет нарушений регламента?
- Нарушения были и есть сейчас. Может, разве что Гройсман умел некоторые острые углы лучше обходить, хитрее, плавнее, а теперь этого нет.
- То, что парламент до сих пор не внес изменения в Конституцию в части децентрализации и относительно выборов на оккупированном Донбассе, по вашему мнению, победа или поражение?
- Это победа парламента и победа здравого смысла. Хорошо, что не приняли, потому что это все пагубно - и выборы там, на неконтролируемой территории, и та форма децентрализации, которую президент предлагает. Это не децентрализация, а централизация.
- По вашему мнению, президент пошел на уступки парламенту в этих вопросах, или все-таки будут попытки провести их через Верховную Раду?
- Я думаю, что он не оставит таких попыток, будет протаскивать. Он деспотическая фигура и может даже в чем-то переплюнуть и Януковича.
- Но почему вы так считаете? Петр Порошенко все-таки пришел к власти после Майдана...
- Ну и что? Все они пришли после Майдана. Вы прекрасно знаете формулу: революции задумывают мечтатели, делают романтики, а плодами революции пользуются негодяи. В том числе и после Майдана. Он (Порошенко, - "Апостроф") хочет подмять под себя "Народный фронт". Он не хочет прислушиваться к мнению других, он всех ломает через колено. Он хотел, чтобы Гройсман был премьером, и он добился этого. Он подчиняет себе суды законопроектом о статусе судей. Конституционный суд - это его частный суд. Он уже давно должен изменить состав ЦИК в соответствии с законом, но еще не подобрал подходящих кандидатур. Он своего человека посадил в кресло генерального прокурора...
- А что касается вашей работы в этом парламенте: удалось ли вам реализовать за этих полтора года те планы, которые вы ставили перед собой, когда шли в депутаты?
- Некоторые выполнил. Во-первых, это четыре закона о декоммунизации. Первый закон о признании борцов за свободу Украины, это мой законопроект, и я этим горжусь. Я также работал, чтобы в какое-то правовое поле ввести добровольцев, воюющих на востоке. Также есть много законопроектов, которые касаются участников АТО. Сделал кое-что, но это все такие мелочи на фоне проблем, которые стоят перед всей Украиной...
- Удается ли нынешнему парламенту решать эти проблемы?
- Нет.
- Тогда как насчет следующего?
- Это вопрос не ко мне, это зависит от тех, кого выберут. Я думаю, что будет решать, потому что следующий парламент, он будет совсем другим.
- Постмайдановские политики говорят, что следующий парламент будет хуже, поскольку, как показывает социология, поддержка "Оппозиционного блока" растет, и в случае досрочных парламентских выборов в парламент могут попасть многие бывшие регионалы...
- И в этом парламенте достаточно регионалов. В "БПП" достаточно бывших регионалов, и в Администрации президента достаточно бывших регионалов. Сам президент - бывший регионал, не забывайте, что он некоторое время был членом правительства Януковича.
- То есть, насколько я понимаю, вы выступаете за досрочные парламентские выборы?
- Нет, но они будут. И не потому, что я хочу или не хочу. Они там, на Банковой, сами их вызовут. То, что происходило в пятницу в Печерском суде, - это показатель. Второй раз может произойти не в Печерском суде, а на Банковой. Я имею в виду тот случай с добровольцами и "Батей". И придут эти ребята, придут так, как пришли в Печерский суд.
- Если досрочные парламентские выборы все-таки состоятся, есть ли у вас желание снова пойти в народные депутаты?
- Я поставил перед собой цели, которых хочу достичь в этом парламенте. Если не успею, то да, постараюсь пойти. У меня есть планы по пенсионной реформе, я хочу, чтобы пенсионная система была справедливой, а не такой, как сейчас. Человек платит взносы в пенсионный фонд с четырех тысяч, а получает сто-двести тысяч заработной платы. А потом уходит на пенсию и получает 80% от своей заработной платы как пенсию. Справедливо ли это? А тот, кто тяжело проработал 40 лет, платил взносы, теперь получает жалкую пенсию...
- Как вам в парламенте работается во фракции Радикальной партии?
- А какое это имеет значение? Если хочешь работать, то будешь везде работать.
- Вам комфортно в этой фракции? Олега Ляшко нередко обвиняют в популизме и в том, что он не живет так, как пропагандирует…
- Вопрос не в том, что он говорит, популизм или не популизм, а в том, что человек делает. То, что он беспокоится о снижении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, - правильно. Он требует создания временной следственной комиссии по высшим должностным лицам - правильно. Мы должны знать, как руководство нашего государства живет, за что и как.
- То есть вы уважаете Олега Ляшко за то, что он делает?
- Уважаю.
- А советуется ли Ляшко с вами по каким-то решениям?
- Я бываю на фракции, где мы обсуждаем вопросы, отношение к тем или иным законопроектам, голосованиям. Поэтому я чувствую свой вклад.