В понедельник, 5 сентября, в профильном комитете Европарламента презентовали проект доклада о предоставлении безвизового режима Украине. Докладчица по украинскому вопросу Мария Габриэль рекомендовала предоставить Украине безвизовый режим. В тот же день Комитет по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел проголосовал за отмену виз для граждан Грузии и Косово. Впереди у них, как и украинцев, голосование в Европейском парламенте и Совете ЕС. "Апостроф" решил проанализировать, что может встать на пути украинского "безвиза", который Киеву в очередной раз пообещали дать до конца 2016 года.
В понедельник, 5 сентября, в Комитете Европейского парламента по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел (LIBE) презентовали проект доклада о визовой либерализации для граждан Украины. Автор доклада, евродепутат из Болгарии Мария Габриэль, выступила за отмену виз для Украины, предложив комитету утвердить положение о внесении нашего государства в список стран, с которыми ЕС вводит безвизовый режим. Как и раньше, она подчеркнула, что Украина выполнила все критерии, необходимые для отмены виз.
5 сентября в этом же комитете Европарламента голосовали за предоставление безвизового режима другим претендентам — Грузии и Республике Косово. За визовую либерализацию с Грузией проголосовало большинство — 44 члена комитета. А вот доклад по Косово прошел со скрипом — 25 голосов против 24. И поэтому юридический процесс в отношении этой страны пока не был начат — члены комитета не предоставили Косово право вести переговоры с другими институтами ЕС в этом вопросе.
До 15 сентября в доклад, касающийся Украины, еще можно внести поправки. Голосование же по украинскому вопросу предварительно должно состояться через две недели, после чего комитет должен утвердить доклад. Традиционно именно голосование в профильном комитете играет главную роль в принятии безвизового режима. В случае успеха Еврокомиссия должна обратиться к Европейскому парламенту и Совету ЕС с рекомендацией поддержать визовую либерализацию. Потом вместе с формальными дискуссиями предстоит голосование на пленарном заседании в Европарламенте и в Совете ЕС. В обоих случаях нужны голоса квалифицированного большинства. Если все эти стадии будут успешно пройдены, в течение 20-дневного срока решение о безвизовом режиме нужно будет воплотить в жизнь.
3 сентября уверенность в получении Украиной безвизового режима осенью 2016 года синхронно высказали президент Украины Петр Порошенко и комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан. Но на самом деле ряд внутриукраинских и внутриевропейских факторов все еще способны замедлить этот процесс.
Внутри Украины
Одной из причиной непредоставления Украине безвизового режима в 2016 году еще недавно считались проблемы с запуском системы е-декларирования. И хотя система заработала 1 сентября, и депутаты, активисты продолжают обращать внимание на недочеты в ее работе. Например, речь идет о технических проблемах и несоответствии отдельным пунктам требований, утвержденных Национальным агентством по противодействию коррупции и профильному закону "О противодействии коррупции".
Аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Евгений Ярошенко считает, что проблемы с запуском системы е-декларирования по-прежнему могут представлять угрозу в вопросе предоставления безвизового режима. "ЕС хочет убедиться, что эта система действительно работает. То есть Украина может сама себе навредить, если будет продолжать имитировать борьбу с коррупцией", - пояснил Ярошенко.
Среди других потенциальных рисков эксперт называет контрабанду из Украины в страны ЕС и возможность эскалации конфликта на Донбассе. Правда, во втором случае риски очень малы, ведь украинским гражданам в ЕС все равно крайне редко дают статус беженца, поскольку большая часть территории страны считается безопасной.
Внутри Евросоюза
Определенное влияние на процесс предоставления Украине безвизового режима могут оказать и внутриевропейские проблемы. Например, вопрос выхода Великобритании из состава ЕС. Лондон и Брюссель до сих пор не определили даже основные параметры этого процесса. И странам ЕС пока не удалось добиться от британцев ускорения подачи официального решения Лондона о выходе. Поэтому на всех больших встречах европейских политиков Brexit в ближайшие месяцы будет топ-темой, отвлекающей внимание еврочиновников от украинского вопроса.
"Если бы не было системных вызовов, заявку Украины можно было бы рассмотреть в течение нескольких недель", — пояснил Ярошенко. По его мнению, еще одну угрозу может нести проблема наплыва мигрантов из Украины. Еще летом отдельные страны, вроде Франции, Италии, Германии, говорили, что нужно сначала застраховаться от миграционных рисков. Именно поэтому в Совете ЕС будет трудно найти консенсус по безвизовому режиму для Украины, считает международник. "Там будет искусственная политизация безвизового вопроса. Но есть и лагерь еврооптимистов — поляки, литовцы и другие, — говорит Ярошенко. — Они понимают, что безвизовый режим — это тот минимум, который ЕС может предложить Украине в ближайшее время. Есть риск, что Украина в ином случае повернется спиной к ЕС, а европейские политики потеряют рычаги влияния на украинскую власть".
Впрочем, по мнению политолога Виталия Кулика, предоставление безвизового режима Украине уже не должно быть предметом дискуссий. "Этот вопрос уже решен: к концу года мы получим безвизовый режим в том или ином виде. Будет ряд ограничений, например, возможность приостановить его действие, чтобы европейское руководство оставило за собой возможности влиять на украинское руководство. Естественно, можно пытаться привязаться к вопросу электронного декларирования, можно говорить о незавершенности процесса предоставления биометрических паспортов и ряде других точек. Всегда будет ряд аргументов, которые ЕС будет использовать для давления на Киев. Но безвизовый режим уже не является настолько фундаментальным для украинцев вопросом. Он потерял свою привлекательность для основной части населения. А для Киева важны кредиты, инвестиции и политическая поддержка", — объяснил Кулик.