Посол России во Франции Александр Орлов заявил 11 октября в интервью журналистам, что ближайшая встреча в нормандском формате состоится 19 октября. По его словам, канцлер Германии Ангела Меркель пригласила президентов Порошенко, Олланда и Путина принять участие в ужине, где будет обсуждаться ситуация в Украине. Между тем Украина не давала согласие на участие в саммите "Нормандской четверки", пока не будет согласована "дорожная карта", предусматривающая выполнение условий безопасности Россией в рамках Минских соглашений. По мнению старшего аналитика МЦПИ Анатолия Октисюка, официальный Киев не спешит участвовать в нормандском формате, поскольку опасается российско-германского давления с целью выполнения политического компонента Минских соглашений. Аналитик отмечает, что в частных беседах большинство европейских дипломатов сходятся в едином мнении по поводу того, что между Парижем, Берлином и Москвой частично сформировался консенсус относительно урегулирования конфликта на Донбассе за счет украинских интересов.
Используя момент избирательной турбулентности в США, Олланд и Меркель ближайшие два месяца будут прилагать максимум усилий для того, чтобы украинская сторона приняла хотя бы закон о выборах в ОРДЛО (территории, подконтрольные незаконным ДНР и ЛНР, - "Апостроф") и огласила амнистию для боевиков. В случае выполнения соответствующих политических шагов со стороны Киева Париж и Берлин смогут обосновать необходимость смягчения санкционного давления на Москву.
Судя по всему, Порошенко понимает нависшую угрозу российско-европейской нормализации со всеми вытекающими внутриполитическими последствиями и международными рисками. Если в начале сентября Киев официально требовал активизации переговоров с Москвой, то в октябре украинская позиция кардинально изменилась. При поддержке американцев Порошенко получил в свой арсенал выгодный документ от ОБСЕ, который предусматривает разведение сил и средств на Донбассе. По имеющейся информации, в ходе выработки документа во время недавней встречи помощника госсекретаря США Виктории Нуланд и помощника президента РФ Владислава Суркова обсуждались сначала 12 пунктов, затем 7, а в итоге договорились только про 3 зоны разведения. Однако устойчивое перемирие все равно не наступило. Поэтому Киев, получив карт-бланш от Вашингтона, не будет вступать в серьезный диалог до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность в зоне конфликта. И, скорее всего, эта позиция согласована с американскими партнерами.
Чувствуя бремя санкционного давления, теперь уже Кремль по своим каналам требует активизации переговоров с Киевом. По сообщениям СМИ, посол РФ во Франции Александр Орлов заявил о том, что на 19 октября Меркель пригласила лидеров стран нормандского формата на ужин. При этом украинская сторона официально до сих пор не подтвердила свое участие в рабочем ужине в Берлине. Более того, появилась информация, что Украина не давала согласие на участие в саммите "Нормандской четверки", пока не будет согласована "дорожная карта", которая будет предусматривать выполнение условий безопасности Россией в рамках Минских соглашений.
В сложившихся условиях Порошенко выгодно с помощью зигзагообразных решений и заявлений затягивать переговоры в рамках нормандского формата. Киев будет продолжать настаивать на необходимости допуска миротворцев в зону конфликта, пока там не будут полностью прекращены боевые действия.
Если смотреть объективно, взятые обязательства в рамках Минских соглашений загоняют Порошенко в капкан. Если Украина выполнит в полной мере политический компонент Минских соглашений, то рискует окунуться в пучину нестабильности и кризиса, который в худшем случае может закончиться новым Майданом или переворотом, а в лучшем – досрочными парламентскими и президентскими выборами. В любом случае, если Донбасс получит особый статус, Петру Порошенко нужно будет забыть о второй каденции.
Однозначного выхода из ситуации нет. Киеву нужно терпеть давление как минимум до конца 2016 года, пока в Вашингтоне не будут избраны новый президент и новая администрация. И, скорее всего, украинские власти займутся решением внутриполитических проблем, а вся внешняя политика будет сконцентрирована на либерализации безвизового режима с ЕС. Вместе с тем такая логика развития процессов вокруг Минских соглашений оставляет высокую вероятность возобновления активных боевых действий на Донбассе со стороны РФ. Ведь выполнить Минские соглашения на условиях, выгодных для России, у Путина не получается. С другой стороны, и украинской власти в случае возобновления военных действий получится опять мобилизовать вокруг себя Запад и население.