Пытаясь добиться от Соединенных Штатов отмены санкций, наложенных за вторжение в Украину, Россия прибегла к ядерному шантажу: две недели назад президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке соглашения с США об утилизации оружейного плутония. После этого в мире заговорили о возвращении к эпохе "холодной войны", в частности, к наиболее "морозному" ее периоду так называемого Карибского кризиса 1962 года, когда возникла реальная угроза ядерной катастрофы. Гипотетический ядерный конфликт между Россией и США, даже в самой ограниченной форме, напрямую касается Украины, которая в силу своего географического положения может серьезно пострадать от последствий бомбардировок. Кроме того, непосредственно на территории нашей страны все еще есть объекты, которые теоретически могут стать целью для нанесения американских ядерных ударов.
В начале октября президент России Владимир Путин, стремясь добиться отмены санкций, наложенных за вторжение в Украину, использовал открытый ядерный шантаж в отношении США, издав указ о приостановке соглашения об утилизации оружейного плутония. Мир сразу же заговорил о возвращении в эпоху "холодной войны" и даже вспомнил октябрьские дни 1962 года, когда вследствие противостояния между СССР и США возникла угроза ядерного апокалипсиса. На прошлой неделе появились новые тревожные признаки того, что Кремль готовится к большой войне: российским чиновникам якобы было рекомендовано вернуть на родину своих детей, обучающихся за границей, а в Москве началась проверка бомбоубежищ.
Эксперты, впрочем, убеждены, что дальше шантажа Кремль не зайдет, да и в реальность того, что какая-либо из сторон нажмет "красную кнопку", откровенно говоря, не верится. Однако украинское общество слишком легкомысленно отнеслось к угрозам из Москвы, потирая руки по поводу того, что Россия в такой схватке обязательно потерпит поражение, хотя бы потому, что основная часть ракетно-ядерного щита РФ по-прежнему зависит от украинского ВПК. Если предположить, что дело дойдет до гипотетического обмена ядерными ударами между Россией и США, то такой конфликт, даже в самой ограниченной форме, способен причинить Украине неисчислимые бедствия в силу ее географического положения. Масштабы ущерба, скорее всего, значительно превысят все последствия аварии на ЧАЭС.
Итак, предположим, что наихудший и самый невероятный сценарий сработал, стороны дошли до крайней точки и ядерная война началась. Военные доктрины США и России предполагают нанесение превентивного ракетного удара по противнику. Допустим даже, что США нанесли удар первыми. Чем это грозит Украине?
Начнем с того, что российский ядерный арсенал не сильно уступает американскому. По состоянию на 2013 год, стратегические ядерные силы (СЯС) РФ располагали 492 развернутыми ядерными носителями, что на 300 единиц меньше, чем у США. Однако по количеству ядерных боеголовок российское отставание уже не столь значительно - 1480 против 1654. Помимо различных ракет морского и воздушного базирования, американская армия располагает межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) шахтного базирования "Минитмен - III", которая стоит на боевом дежурстве с 1970 года. Ранее эти ракеты оснащались разделяющейся боевой частью, состоящей из трех боеголовок мощностью от 170 до 300 килотонн в тротиловом эквиваленте. Однако в середине "нулевых" США начали переоснащать МБР на один боевой блок, намеренно снижая свою возможность к нанесению первого удара, чтобы продемонстрировать стремление к разрядке. Теперь все ракеты "Минитмен - III" снабжены одним боевым блоком мощностью до 475 килотонн.
Однако и это устройство почти в 30 раз мощнее того, которое было взорвано американцами в японской Хиросиме в 1945 году. Опыт Хиросимы и Нагасаки пока еще является единственным случаем применения атомного оружия, поэтому можно лишь теоретически предполагать, каких бед мог бы натворить 475-килотонный боеприпас, скажем, при его наземном подрыве. Если бы такая бомба взорвалась в центре Киева, на Крещатике, то зона абсолютных разрушений, скорее всего, распространилась бы к Подолу, площади Победы и могла бы достичь Левого берега, а действие светового излучения в первые секунды после взрыва и дальнейшее движение ударной волны, вероятно, причинили бы тяжелейший ущерб практически всей территории города, вплоть до Оболони, Троещины и Жулян. В масштабах Москвы, которая, в силу расположения там правительственных объектов, очевидно будет являться целью ядерного удара, зона разрушений от одной ракеты будет меньшей. Но для гарантированного прорыва системы противоракетной обороны РФ одной МБР слишком мало. Если хотя бы две-три ракеты из любого количества запущенных "Минитменов" достигнут цели, город Москва и его ближайшие окрестности будут сметены с лица Земли.
Помимо столицы России и расположения частей СЯС, целью для бомбардировок могут стать военные и промышленные объекты РФ - важные оборонные предприятия и военные базы. По крайней мере четыре таких объекта расположены у границ с Украиной. Речь идет о 262-й военной базе, в селении Богучар, в Воронежской области, в 45 км от границы с Украиной, о базе в селе Валуйки (Белгородская область, Харьковское направление, 25 км от границы), а также о базах на полигоне Кадамовский в Ростовской области и в селении Клинцы (Брянская область, Черниговское направление) - 70 и 50 км от границы, соответственно. Эти базы могут заинтересовать американцев хотя бы потому, что именно на них будут дислоцироваться три новые российские дивизии, которые, по заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, должны противодействовать наращиванию сил НАТО у границ с Россией. И хотя ни один из названных объектов не находится на территории Украины, все же они расположены достаточно близко от крупных украинских городов - Шостки, Чернигова, Харькова, на которые могут выпасть радиоактивные осадки. А если в момент бомбардировки ветер будет дуть в западном или юго-западном направлении, то территория Украины может быть заражена и на большую глубину.
И, наконец, не следует думать, что непосредственно в Украине нет объектов, которые могли бы стать целью для американских ядерных ракет. Речь идет об оккупированном Крыме, который де-юре является частью Украины, но де-факто это территория находится под российским управлением. В момент обмена ядерными ударами нет места дипломатии и международному праву, поэтому, несмотря на дружественные отношения с Украиной, американская сторона, очевидно, будет исходить из чисто военной логики. А она говорит о том, что на "сухопутном авианосце" - именно так называли Крым во времена СССР - дислоцируется Черноморский флот РФ. Там же накануне конфликта теоретически могут быть размещены мобильные стратегические ракетные комплексы "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс", способные поразить объекты на территории США. Один "Минитмен" может практически стереть с лица земли город Севастополь (базу ЧФ РФ). Кроме того, охота за другими военными объектами в Крыму способна превратить полуостров в фонящую пустыню, загрязнить радиоактивными осадками Черное и Азовское моря, а также территории Херсонской, Запорожской и Одесской областей.
Таким образом, злорадство по поводу того, что внешняя политика Владимира Путина зашла в тупик и российскому президенту ничего не остается, кроме как размахивать ядерной дубинкой, совершенно неуместно. Если ситуация вдруг начнет разворачиваться по наихудшему сценарию, Украина неизбежно окажется между молотом и наковальней. Поэтому отечественная дипломатия должна сформировать максимально четкую позицию по поводу российского ядерного шантажа, а украинское общество, несмотря на всю фантастичность описанного выше сюжета, понимать, что и фантастика иногда становится реальностью. А поэтому настала пора сдуть пыль со старых советских книг по гражданской обороне под названием "Это должен знать и уметь каждый".