RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Голый король: как перед Украиной закрыли двери в Европу

Дополнительный документ к соглашению об ассоциации лишает Украину перспектив членства, считает дипломат Василий Филипчук

Дополнительный документ к соглашению об ассоциации лишает Украину перспектив членства, считает дипломат Василий Филипчук Согласно дополнительным условиям к соглашению об ассоциации, Евросоюз не обязуется предоставить Украине статус кандидата на членство в Союзе в будущем Фото: EPA/UPG

"Король голый", - наконец заявили главы государств и правительств 28 стран членов Европейского союза в согласованном вчера заявлении относительно Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В принципе, большинство из того, что содержится в этом заявлении, и так было известно. Но оно заслуживает внимания, оно не просто важно - оно сверхважно для понимания будущего развития нашей страны. Этим документом можно завершить период евроинтеграции Украины в том ее понимании, которое было сформировано в конце 1990-х годов и на основе которого были построены основы не только внешней, но и в значительной степени, хотя бы на декларативном уровне, и внутренней политики Украины в течение последних десятилетий.

Начну с того, что вопрос членства в ЕС не является каким-то риторическим упражнением или воображаемым светлым будущим в научном коммунизме. Перспектива членства в ЕС была одним из основных, а большинство экспертов обоснованно считают ее самым важным двигателем реформ в странах Центральной и Восточной Европы, которые успешно осуществили трансформацию от авторитарного коммунистического режима к демократии и модернизации. Почитайте выступления руководства ЕС по расширению Евросоюза, почитайте исследования ученых относительно процесса трансформации в странах ЦВЕ и причин его успеха. Везде повторяется одна и та же истина, которая уже стала прописной: перспектива вступления в ЕС была двигателем, который толкал процесс реформ, была основной мотивацией того, почему нужно пройти через тяжелые трансформации, образом "светлого будущего", которое наступит в конце болезненного процесса изменений. Перспектива членства была главным так называемым "пассивным" стимулом реформ, и благодаря ей страны-кандидаты имели пакет "активных" стимулов – многомиллиардная предвступительная помощь и тому подобное.

Украинская делегация во главе с руководителями переговорной группы с ЕС господином Климкиным и Елисеевым согласилась во время переговоров устранить из соглашения упоминания о европейской интеграции и перспективе вступления взамен на согласие ЕС включить в название соглашения слово "ассоциация". Поменяли самое важное, что могло быть в этом соглашении, на бусы и зеркальца, как это делали когда-то африканские племена.

Многие коллеги хорошо помнят, как я тогда жестко возражал против такого решения и объяснял безответственность подобных шагов. В ответ было: "Ничего страшного, потом как-то пропетляем". Не пропетляли. Но в соглашении в качестве компромисса договорились оставить формулу "положительной двусмысленности". Эта двусмысленность была зафиксирована в преамбуле в фразе "это Соглашение не будет определять наперед и оставляет открытым будущее развитие отношений Украина – ЕС". Эта фраза позволяла каждой стороне трактовать перед своими избирателями соглашение по собственному выбору. Наши вожди подавали его как путь в ЕС, руководители ЕС говорили своим гражданам, что эта сделка ничего Украине не обещает.

Но наши оказались более убедительными, и нидерландцы таки заставили руководство ЕС закончить с "положительной двусмысленностью" и перейти к "негативной однозначности", которую зафиксировали в заявлении Совета ЕС: "Agreement does not confer on Ukraine the status of a candidate country for accession to the Union, nor does it constitute a commitment to confer such status to Ukraine in the future" – "Соглашение не дает Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз, как и не создает обязательства предоставить такой статус Украине в будущем". В оригинале, конечно, звучит четче - does not confer, то есть не дарует, не предоставляет, не присуждает.

То есть – это приговор. Определение статуса. Если до подписания соглашения оставалась практическая, а до подписания данного заявления – теоретическая возможность подать заявку вступление Украины в ЕС в соответствии со статьей 49 Договора о ЕС, то теперь такая возможность закрыта. Как минимум до выполнения условий сделки, которая невыполнима минимум лет 20, если выполняема вообще. Это соглашение накладывает на Украину обязательства, которые брали только страны-кандидаты, которые смогли их выполнить со значительными трудностями, имея при этом и перспективу членства, и предвступительные финансовые ресурсы. У нас теперь – ни первого, ни второго. Теперь, если бы Украина захотела-таки подать заявку, ее просто вернут без рассмотрения – ибо позиция определена Советом ЕС 15 декабря 2016 года, и она говорит, что подписанное Украиной соглашение закладывает основы "тесных и длительных отношений" и "амбициозным и инновативным способом" не дарит и не присваивает Украине статус членства ни теперь, ни в будущем.

Вот такая инновация, малята. Это слово, кстати, очень любил и постоянно повторял во время переговоров нынешний министр иностранных дел Климкин. И, если я допускаю, что президент Порошенко не вчитывался в договор и не интересовался важностью таких деталей, то нынешний министр хорошо знал, о чем он договорился. Да, конечно, сейчас на нас нахлынет шквал заверений в том, что ничего не случилось, мы и так все это знали, текст соглашения не изменяют, и это большая победа, а все, кому не нравится, что перед нами закрыли двери в ЕС – агенты Путина. Жаль, что это не услышат те, кто положил свои жизни за европейскую мечту на Майдане. На котором, кстати, никого из тех, кто слил европейскую перспективу, не было. Но это уже детали.

Главное же – что делать дальше. Попробую дать ответ.

Во-первых, нужно сказать гражданам правду и попросить прощение за до сих пор не полученный безвиз и закрытую на десятилетия европейскую перспективу. Просить прощение не стыдно. Стыдно не попросить после такого. И заодно сделать выводы. Ненаказанное зло возвращается. Люди, которые из европейской мечты сделали бесконечный безвиз и унизительное заявление Совета ЕС, должны быть не только уволены, но и соответственно привлечены к ответственности. Чтобы потомки знали, что такие ошибки имеют цену.

Во-вторых, нужно прекратить проевропейскую демагогию и начать честный национальный диалог по обновлению основ внутренней и внешней политики. Мы должны наконец признать, что не существует ни одного шанса на вступление в НАТО до урегулирования конфликта с РФ. Что не существует ни одного шанса на вступление в ЕС до проведения настоящих, а не фасадных реформ, рост ВВП хоть до уровня 8-10 тысяч долларов США на душу населения. При нынешних 1700-2000 долларов нам требуется ежегодный рост на уровне 10% ВВП в течение 10-15 лет – и это только при условии легализации всей теневой экономики. А для этого всего нам нужна полная либерализация страны, устранение власти, правительства, прокуратуры и полиции от бизнеса, прекращения репрессивной банковской политики, прекращение грабительски-рейдерских схем обогащения тех, кто при власти. Нужна полная передача власти – не виртуальной, а настоящей, в форме налогов и полномочий на уровень общин и регионов. Нужна новая Конституция, которая устранит дуализм исполнительной власти и введет полную свободу личности и предпринимательства. И что еще важно – нужно президенту посадить трех своих ближайших друзей. Желательно надолго. И не только трех. Но обязательно своих.

В-третьих, нужно прекратить использовать войну с Россией для устрашения собственного общества, а контакты с Россией для решения своих бизнес вопросов. Нужно предложить новую повестку дня для прямых переговоров и с РФ, и для многостороннего формата с привлечением США и ЕС с Китаем также. Нужно максимально быстро с минимальными потерями выйти из конфликта с РФ, стать гаванью для капитала, бизнеса, производства, а в перспективе – отдыха и хранения денег и для россиян, которых не устраивает авторитарный репрессивный режим, и для европейцев, которых не устраивают высокие налоги и нулевые проценты на вклады. А для этого надо наконец вымести существующую судебную систему на помойку и создать новую – честную и эффективную. Отдать полицию в руки общин, а прокурорам запретить заниматься чем-либо, кроме представительства интересов государства в судах... И так далее, и тому подобное. Когда-то я искренне верил, что с постсоветским государственным аппаратом, который был в 1990-х, мы не сможем сделать реформы самостоятельно и нам нужна евроинтеграция. Сегодня евроинтеграция для нас пока что завершилась, постсоветского госаппарата уже не осталось, а страна в таком состоянии, что если мы сами это не сделаем, то просто перестанем существовать как государство.

И это основной вывод – что никто за нас нашу страну не построит. Ни Москва, ни Брюссель. Теперь альтернативы себе уже точно не существует.

Читайте также