RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Новая роль Украины в Совбезе ООН: бремя или шанс

Украина может попытаться продвигать свои позиции во время своего председательства в СБ ООН

Украина может попытаться продвигать свои позиции во время своего председательства в СБ ООН Фото: EPA/UPG

С 1 февраля Украина начинает председательствовать в Совете Безопасности ООН. Как ранее сообщал постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко, в течение февраля украинская делегация вынесет на обсуждение два тематических вопроса: защита объектов критической инфраструктуры и урегулирования конфликтов в Европе. О шансах Украины на успех в продвижении предложенных ею приоритетов "Апостроф" расспросил у экспертов.

Евгений Ярошенко, аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ):

Председательство страны в Совете безопасности ООН происходит по ротационному принципу, а с 1 февраля и Украина будет иметь такое право. Что это дает нам? Это дает возможность вносить в повестку дня определенные вопросы, которые затрагивают сферу международной безопасности мира. Но это также и накладывает много обязательств на Украину по разным процедурам. Например, вопрос корреспонденции с другими представителями.

Учитывая, что в Украине очень ограничены ресурсы для поддержания дипломатической службы и что у нас очень часто внутренние противоречия вытекают на международный уровень, это может иметь иногда репутационные риски для Украины. Вот, например, в конце декабря голосовали по резолюции об осуждении израильской политики поселений на оккупированных территориях Восточного Иерусалима. Это пример того, когда за членство в Совете Безопасности ООН иногда надо отвечать. Если бы Украина на тот момент не была членом Совета безопасности ООН, позиции Украины бы никто не заметил и не было бы никакого международного скандала. А так - голосование вызвало внутри нашего государства резонанс и привело к ухудшению отношений с Израилем. А при условии, что Украина будет председательствовать, риск подобных дипломатических скандалов гораздо возрастет. Поэтому надо взвешенно подходить, чтобы у нас был единый центр принятия решения, чтобы процедурные моменты, связанные с председательством, максимально согласовывались между всеми ветвями власти в стране.

Владимир Василенко, экс-представитель Украины в Совете ООН по правам человека:

Это почетная функция и миссия - председательство в Совбезе ООН. Но государства, которые руководят, кроме лишней нагрузки делегацию, практически ничего не получают. Потому председательствующее государство должно себя вести беспристрастно и организовывать работу Совбеза. Единственное преимущество, которым можно воспользоваться, - это каким-то образом повлиять на формирование повестки дня. Страна-председатель может включить в повестку дня те вопросы, которые ее беспокоят. Но есть правила, как формируется этот порядок, и нарушать его нельзя. Государство, председательствующее в Совбезе, не является каким-то диктатором, ему не предоставляются какие-то особые полномочия. Оно должно пользоваться своим членством в Совете Безопасности для того, чтобы настаивать на обсуждении тех вопросов, которые его интересуют, которые наилучшим образом касаются его национальных интересов.

Что касается Украины, то здесь вопрос приоритетов - это вооруженная агрессия РФ против Украины и отпор. Украина должна воспользоваться своим председательством в Совбезе, чтобы информировать всех других членов о том, что происходит в Украине, давать отпор различным диверсиям, в том числе и пропагандистским. Очевидно, в МИДе есть свой план работы в Совете Безопасности ООН, который направлен на то, чтобы использовать этот шанс председательства. Также наша страна может воспользоваться шансом работы с другими делегациями, продвигая свои приоритеты и, возможно, сможет влиять на формирование позиции других государств.

Олег Белоколос, эксперт "Майдана иностранных дел":

Перечень приоритетов, которые определила Украина на время председательства в Совбезе ООН, состоит из 11 пунктов - он слишком длинный. Таких направлений деятельности не должно быть так много, лучше - всего два-три. Тем более, что речь идет о конкретном сроке, а не программе на 10 лет.

Можно согласиться с тем, как звучит первый приоритет: работа по обеспечению территориальной целостности Украины. То есть то, что представительство Украины заявляло и в прошлом году - известна резолюция по Крыму.

Что касается других вопросов, то в разделе нераспространения оружия массового уничтожения говорится, что Украина выступает за предоставление глобальной гарантии странам, которые отказываются от ядерного оружия. И мне кажется, учитывая важность этого вопроса для Украины, это бы должно быть вторым приоритетом во время председательства Украины в Совбезе ООН.

Третий вопрос, который можно было бы ставить в приоритеты - защита прав человека. Именно этот вопрос мог бы стать информационным противодействием РФ. Эти три участка работы - территориальная целостность, ядерное разоружение, защита прав человека - действительно важные направления деятельности для нашей страны во время ее председательства, и надо именно на них сконцентрировать усилия. Кроме того, Украине нужно находиться в переговорном процессе и знать позицию участников ООН.

Читайте также