"Гиви отправился на встречу к Мотороле" – так известие о ликвидации главаря батальона боевиков "Сомали" Михаила Толстых в Донецке встретили в соцсетях. Многие считают такой финал Гиви закономерным. Однако участившиеся ликвидации боевиков заставляют задуматься о том, какую цель преследует Кремль, проводя эти зачистки, и как это отразится на событиях на Донбассе. "Апостроф" поинтересовался, что стоит за убийством очередного главаря боевиков.
Юрий Карин, военный эксперт и главред сайта "Информационное сопротивление":
Кто такой Гиви? Это – продукт российской пропаганды. Вокруг Гиви и Моторолы раздули много шума, а на самом деле они не являются профессиональными военными. А Гиви еще и был не в ладах с Захарченко. Сейчас Кремль проводит намеренную зачистку боевиков на Донбассе, чтобы взять ситуацию под свой контроль. Донбасских ватников им не жалко, они им стали не нужны. Их заменят на качественных российских военных для того, чтобы взять ситуацию в свои руки. В российских военкоматах уже начался набор контрактников. Теперь нужно готовиться Плотницкому и Захарченко, они – следующие на очереди.
Зорян Шкиряк, советник министра внутренних дел:
Я неоднократно говорил, что, по нашим оперативным данным, решение о ликвидации главарей террористических банд в Кремле было принято давным-давно, потому что Путин не оставит в живых основных свидетелей своих военных преступлений и актов террора против государства Украина.
Относительно ликвидации Гиви, я все же склоняюсь к тому, что это была согласованная позиция Захарченко с российскими спецслужбами, конфликт между Гиви и Захарченко достиг определенного апогея. Речь шла как о перераспределении финансовых потоков, так и о перераспределении сфер влияния, перераспределении награбленного, той "помощи", которая поступала от Российской Федерации.
А в общем для нас не имеет значения. Зачистили – и зачистили. Точно, я думаю, в Украине слезу никто не пустит. От перестановки слагаемых сумма не меняется. Придет другой такой же подонок, как и Гиви, который более лоялен к той или иной структуре Российской Федерации. Война не прекратится ни в коем случае, агрессия будет продолжаться. Мы должны и в дальнейшем работать над укреплением обороноспособности и защищать национальные интересы Украины, работать над защитой нашего информационного пространства.
Анатолий Октисюк, старший эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ):
Очевидно, что идет зачистка одиозных боевиков-террористов. Каждую неделю там кого-то убивают, или кто-то умирает при загадочных обстоятельствах. Это все делается для того, чтобы создать благоприятные условия для проведения амнистии в Украине и следующего шага – выборов. Российские спецслужбы зачищают поле, чтобы забылось все то, что те сделали. Нет человека – нет проблемы. Тогда и будет меньше вопросов по амнистии. Кремль готовит почву для новых переговоров. Это хорошие исходные условия для запуска нового переговорного процесса. Дальше задача: решить, что делать с Захарченко и Плотницким. Думаю, их там же ликвидируют или кем-то заменят.
Андрей Дихтяренко, журналист, главный редактор "Реальной газеты":
Вопрос не в том, кто убил Михаила Толстых, – "дээнэровцы", украинские спецслужбы, диверсанты или кто-либо еще. Проблема таких людей, как Гиви, сейчас в том, то они не нужны никому: ни своим "новороссам", ни украинской стороне, ни своим российским кураторам. Они отработали свое, успели очень сильно наследить как в плане военных преступлений, так и в плане каких-то бизнес-разборок, в которых так или иначе участвовали. Тот же Гиви публично на камеру унижал украинских военных. Для людей, которые воюют и с той, и с другой стороны, подобные поступки неприемлемы по целому ряду неписанных кодексов. Сейчас все прекрасно понимают, что если ты пытаешь военного противника, то завтра с тобой другая сторона может сделать тоже самое, если не хуже. Знаю, что среди людей, которые воюют с той стороны в частности, только один этот поступок вызвал большое отторжение. И таких людей, как Гиви или Моторола, несмотря на весь российский пиар и сомнительную славу, мало кто уважал.
Убийство этих людей, как бы это цинично ни звучало, выглядит целиком естественно. Эти люди не устраивают никого. Они успели уже сделать свою грязную работу и теперь так или иначе сходят с политической сцены.
Но то, что сейчас происходит в ДНР, и то, что происходит в ЛНР, – разные процессы. Так, недавняя смерть Болотова может быть связанна с борьбой за власть внутри Луганска. В Донецке – больше похоже на уборку сцены, зачистку от нежелательных в плане имиджа "элементов".
Улучшится ли Минский процесс – сомневаюсь. Сложно сказать, будет ли обострение. Ведь оно уже существует. Так или иначе, все ожидают, что в этом году будут какие-то подвижки, какие-то будут сделаны шаги и одной, и второй стороной, чтобы уладить этот конфликт. Пока не очень на это похоже, но надежда есть. Как раз избавление от подобных лиц, как Гиви и Моторола, - обнадеживающий знак для всех, кто следит с нетерпением и ждет, когда же эта война закончится. Чем меньше таких людей останется, тем все-таки легче будет садиться за стол переговоров: на сцену тогда выйдут другие люди, не боевики, которые запятнаны кровью. Тогда будет проще решить этот конфликт.
Аркадий Бабченко, российский журналист:
В самом начале этой войны я говорил, что, если ты начинаешь строить бандитское квазигосударство, то жить ты будешь хорошо, но недолго. И ничем другим это закончиться не могло. Кто его подорвал? Или Россия убирает неугодных, или местные бандитские разборки за деньги и коттеджи, или это спецслужбы Украины – не суть важно. Никакого другого варианта развития событий быть не могло. И обязательно следует дальше ожидать новых зачисток среди боевиков.
Когда-то это все устаканится: туда будет посажен человек из Москвы, который будет устраивать РФ, поляна будет защищена, и на этом все остановится. Если, конечно, к этому моменту ДНР и ЛНР будут существовать. До этого момента там будут взаимные подрывы, взаимные убийства. Это – суть подобных квазигосударств, ничего другого там в принципе не может быть. Посмотрите на Чечню образца 1998 года – и все станет понятно. Дальше, возможно, на Донбассе будет Приднестровье или Абхазия – не признанные никем государства без возможности выехать и ввести бизнес. Других вариантов там нет никаких.