RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Политика

Украинское ноу-хау: что будет с "законом Савченко"

Депутаты сделали первый шаг к отмене скандального документа

Депутаты сделали первый шаг к отмене скандального документа После выхода на свободу по "закону Савченко" нарушители часто снова совершают преступления Фото: УНИАН

На прошлой пленарной неделе Верховная рада наконец осуществила то, что не могла целый год — предприняла шаг к запрету так называемого "закона Савченко". Депутаты в первом чтении поддержали поправку, согласно которой день в СИЗО засчитывается за два только для совершивших преступления средней и небольшой тяжести. Скандальный закон уже не первый месяц обсуждается в стенах парламента, так как по документу, инициированному народным депутатом и летчицей Надеждой Савченко на свободу вышло множество одиозных коррупционеров и преступников.

За что боролись

Закон "О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания или "закон Савченко" как иначе назвали документ, был инициирован группой народных депутатов из Батькивщины, Народного фронта, блока Петра Порошенко, а также, нардепом и летчицей Надеждой Савченко в ноябре 2015 года, а уже в декабре того же года закон вступил в силу.

Документ предусматривает зачисление одного дня предварительного заключения за два дня лишения свободы. Учитывая, что во главе списка инициаторов документа стояла Савченко, тогда еще сидевшая в российском СИЗО, голосование за документ прошло "без сучка и задоринки", то есть без единого голоса против. Но уже спустя пару месяцев закон стали критиковать не только правозащитники, юристы, сами депутаты, но и представители правоохранительных органов.

В частности, против документа выступил генпрокурор Юрий Луценко, представители министерства юстиции и министерства внутренних дел. Среди причин для критики, чиновники называли, что закон не решает тех проблем, на которые был направлен, то есть не разгружает СИЗО, но зато после его вступления в силу, на волю выходит ряд опасных преступников, коррупционеров, часть из которых снова попадает в места лишения свободы. Экс-глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе незадолго до своего ухода с должности заявила, что рост преступности в стране на 23% связан именно с "законом Савченко". "У закона нет обратной силы. Каждое десятое преступление, которое у нас есть, реально связано с людьми, которые были задержаны и выпущены после принятия этого закона", - говорила Деканоидзе.

На сегодня, по данным Министерства юстиции по этому закону на свободу вышло около 8 тысяч человек. Из них 1587 человек, которые отбывали наказание за кражи, 1122 – за разбой, 925 осужденных за грабежи и 852 человека за умышленные убийства. При этом, по словам заместителя министра Натальи Севостьяновой, 11% отпущенных, совершали повторные преступления.

После ряда критических замечаний и бурных обсуждений неоднозначного законопроекта, в Верховной раде в ноябре 2016 года первый раз пытались внести изменения в документ, однако попытки не увенчались успехом. Спустя несколько месяцев в парламенте было зарегистрировано три законопроекта, которые предполагали внести правки в "закон Савченко". Основной проект закона — правительственный, которым предлагалось оставить норму о зачислении одного дня пребывания в СИЗО за два дня нахождения в тюрьме только для нетяжких преступлений, а что касается убийств, изнасилований – вернуть норму, при которой один в день в СИЗО равен одному дню в тюрьме. В случае осуждения к лишению свободы при совершении преступления повторно, при рецидиве преступлений "закон Савченко" также не применяется.

Также было два альтернативных проекта. Один - внефракционного нардепа Евгения Мураева, который вообще предлагал убрать норму "день за два", и второй - группы нардепов разных фракций, в том числе, и Надежды Савченко, который предлагал применять норму "день за два" только в случае, если срок досудебного содержания под стражей превышает граничную норму, допустимую УПК. Но ни одна из депутатских инициатив не нашла достаточной поддержки в сессионном зале и в итоге, нардепы в первом чтении проголосовали за правительственный документ.

Отменять или менять?

По словам бывшего главы Государственной пенитенциарной службы Украины Сергея Старенького, поправки к закону изменят ситуацию, но основных проблем не решат. "Основная задача закона была, чтобы люди сидели меньше в СИЗО, и вторая причина — это плохие условия: вот, мол у нас неподобающие условия в СИЗО, давайте это компенсировать. Но ни одна из этих целей не достигнута и не будет достигнута в результате принятия этого закона, поэтому он вообще бессмысленный и оставлять его для нетяжких или средней тяжести преступлений смысла нет, потому что, если за средней тяжести преступления находятся люди в СИЗО, то как правило это неоднократно ранее судимые люди. Потому что "первичники" находятся либо на подписке о невыезде, либо на залоге, под стражу их не берут. Есть ли смысл уменьшать срок тем, кто уже 5-6 раз отбывал наказание? Поэтому я вообще сторонник того, чтобы этот закон отменяли", - прокомментировал "Апострофу" Старенький.

Также, по его мнению, для того, чтобы решить проблему со сроками содержания либо с ненадлежащими условиями в СИЗО, нужно вносить изменения в УПК и ограничивать максимальный срок содержания под стражей либо в закон о предварительном заключении, где предусматривать норму площади для заключенных в СИЗО не меньше, чем нормы площади заключенных в колониях.

Как рассказал "Апострофу" внефракционный нардеп, а также автор одного из альтернативных законопроектов Евгений Мураев после выхода на свободу по "закону Савченко" по особо тяжким статьям, освободившиеся вновь совершают подобные преступления. Также нардеп рассказал и о других последствиях закона.

"На сегодняшний день благодаря этому закону, и адвокаты и те, которые находятся в СИЗО, просто затягивают процессы, коррумпируют пенитенциарную службу, для того, чтобы их не вывозили на слушания потому что все таки день за два вдвое сокращает срок пребывания в местах лишения свободы. Были экспертные выводы, и даже было мнение представителей МВД о том, что это было самое правильное и сбалансированное решение (отмена закона, - Апостроф). Но пошли как всегда на поводу у правительства. У нас это как симптом: все, что делает правительство, все правильно, несмотря на все недоработки и последствия, которые они несут»,- отметил Мураев.

С такими выводами не соглашается народный депутат от фракции Батькивщина, один из инициаторов первоначального "закона Савченко" Иван Крулько. Как рассказал парламентарий «Апострофу», этот закон не привел к каким-либо негативным последствиям в правоохранительной или в криминогенной системах. "Это все байки правоохранительной системы, которая не способна справляться с преступностью. Они говорят, что преступность выросла и все из-за этого закона, но это неправда. Если проанализировать сколько людей вышло по этому закону, то это не более, чем выходило каждый год среднестатистически из-за решетки. Потому что те, кто не сидят пожизненно, а этот закон на них и не распространялся, рано или поздно должны были выйти, а этот закон создавал справедливость в отношении тех людей, которых неправомерно долго держали в СИЗО",- рассказал Крулько.

Также нардеп рассказал, что ко второму чтению законопроекта подготовит поправки, которые помогут усовершенствовать документ. "Я считаю, что можно его поправить и я соответствующую поправку уже подал ко второму чтению, о том, что полгода этот закон не применяется, поскольку задержали и избрали меру пресечения содержание в СИЗО, а после 6-месячного срока начинает отсчитываться каждый день в СИЗО как день за два. То есть 6 месяцев - для следственных органов, расследования, направления в суд и вынесения решения. А дальше, если дольше, то либо выбирайте другую меру пресечения, либо будет считаться день за два. Потому что в СИЗО условия плохие, нет решения суда, не действует презумпция невиновности - и это используется правоохранительной системой для своей пользы", - пояснил нардеп.

Представитель Украинского Хельсинского союза по правам человека Борис Захаров высказал мнение, что закон в принципе не стоило кардинально менять или отменять, а напротив, оставить все как есть, так как он разгружает систему исполнения наказаний и будет содействовать ее реформированию.

"Его нужно было поправить, но не таким образом как его поправили. По старому КПК люди сидели без решения суда по много лет, условия в СИЗО были ужасные. Они приравнивались к нечеловеческому обращению, к пыткам. Поэтому один день СИЗО за два дня колонии - это совершенно нормальное украинское ноу-хау, учитывая ситуацию, когда люди без приговора находились в таких условиях подолгу. Чаще всего это касалось людей против которых фабриковались уголовные дела или по чьему то заказу или для того, чтобы получить раскрываемость. Часто именно эти люди обвинялись именно в тяжких и особо тяжких преступлениях. То есть то, что в этом законе сейчас отменяют. Я считаю неправильным и несправедливым отменять такую норму, а то, что говорят, что люди выходят и совершают опять преступления, даже называли 11%, так это у нас в принципе так, а не из-за закона Савченко. Потому что у нас пенитенциарная система направлена не на перевоспитание тех, кто совершил преступление, а она чисто репрессивного характера. Точно также если взять количество выпущенных людей по сравнению с тем, сколько освободилось за год, то это достаточно незначительный процент, примерно 6-7%", - рассказал Захаров "Апострофу".

В целом, в каком виде документ будет принят во втором чтении и будет ли принят вообще, можно будет узнать только лишь тогда, когда он снова попадет в сессионный зал. Со всеми поправками и доработками от народных депутатов.

Читайте также