Для многих украинцев эмиграция стала единственным способом обеспечить существование, оградив себя от войны, коррупции и безработицы. Тысячи трудоспособных граждан покидают страну, а 80% выпускников вузов столицы хотят жить и работать за границей. При этом украинская власть фактически легализовала пребывание России на Донбассе блокадой оккупированных территорий. Об этом в интервью "Апострофу" рассказал народный депутат Украины, экс-глава Донецкой области СЕРГЕЙ ТАРУТА.
— Недавно вы заявили о создании политической силы, которая не станет проектом одного лидера, а превратится в республиканскую партию "Основа". Лично вам политический проект зачем?
— Ситуация в Украине настолько сложная, что фактически перед каждым гражданином стоит выбор: или что-то делать, или уезжать из страны. Если то, что происходит сейчас, продолжится – будущего у Украины нет. Четкий маркер – молодежь: более 80% выпускников киевских вузов хотят уехать жить и работать за границу. Была огромная надежда, что произойдут реформы и системные изменения в стране. Но, с точки зрения институционного влияния, роль гражданского общества в Украине пока, увы, не является ключевой. Ни первый, ни второй Майданы, к сожалению, не привели в большую политику лидеров, думающих о будущем страны, а не о личной выгоде и амбициях. Консолидированных здоровых политических сил, которым под силу переломить эту тенденцию, нет. Очевидно, что нужно брать на себя ответственность и действовать. И этот вопрос встал не только передо мной, но и перед многими успешными украинцами, которые связывают свое будущее с Украиной.
— Так, а какой у вас план действий, чтобы выйти из политического тупика, в котором оказалась страна?
— Действующая власть не просто деградирует, а уничтожает будущее страны. Единственно возможный вариант изменить ситуацию – изменить власть. Для реализации этой задачи и нужна политическая партия. Я многократно отказывался от приглашений войти в состав различных политических сил на самые высокие позиции, потому что каждый член любой политсилы несет коллективную ответственность и за историю этой партии, и за действия всех, кто когда-либо в нее входил. Мы полтора года вели диалог с гражданским обществом и бизнесом, чтобы создать абсолютно новую партию, в которую войдут успешные люди с безупречной репутацией, победители по жизни.
— "Республиканская идеология базируется на повышенной обороноспособности, на увеличении расходов на защиту, позволяет носить оружие, что немаловажно сейчас. Но самое главное — развитие среднего класса населения". Это ваши слова, прозвучавшие во время презентации партии. Сегодня большинство политических сил выступают с подобными месседжами, как планируете завлечь электорат на свою сторону?
— Республиканская идеология гораздо шире. И многие "молодые" партии, кстати, строятся на правильных идеологических принципах, но им не хватает опыта людей с историей успеха – "столпов". А конструкция сильна, когда есть опора.
— Вы считаете себя таким фундаментом?
— Да. Но для успешного проекта таких, как я, нужно много.
— И у вас есть такие люди в проекте?
— Конечно. Это очень известные люди: успешные бизнесмены, государственные деятели. Но, прежде всего, наша партия – стартовая площадка для молодежи.
— Кто конкретно поддерживает ваш проект?
— Представители среднего и крупного бизнеса. Фактически, мы пытаемся объединить единомышленников из бизнес-среды. И таких людей много, потому что проблемы страны – это и проблемы бизнеса тоже. Например, низкий кредитный рейтинг Украины, который определяет уровень капитализации и страны, и бизнеса.
— Неспроста ведь Украина в последнем рейтинге Ernst & Young поднялась на первое место по уровню коррупции в мире.
— Есть страны с достаточно высоким уровнем коррупции, но при этом политически стабильные. Инвесторы соизмеряют риски и все-таки инвестируют в эти страны. В Украине же – и война, и политическая нестабильность, и уровень коррупции зашкаливающий. Совокупность таких факторов отпугивает инвесторов, что неизбежно снижает капитализацию страны. Капитализация – это фактически стоимость объекта, которую определяют инвестор и рынок. Например, в 2008 году квартира обычной киевской семьи стоила 100 тысяч долларов, а сейчас – только 30 тысяч. Со стоимостью бизнес-активов происходит то же самое. Именно поэтому представителям бизнеса в том числе и крупного, говорю: вы должны сегодня беспокоиться о благополучии страны больше, чем о собственных активах. Нельзя быть успешным в стране-банкроте. И мои слова находят отклик – это самое главное. У меня лично бизнеса сейчас нет. Я занимаюсь политикой и хочу все-таки изменить систему. А построить демократию невозможно, пока доля среднего класса в стране не достигнет хотя бы 50%. И чем выше доля среднего класса, тем выше уровень демократии – это взаимосвязанные вещи. Кстати, республиканская идеология базируется на принципах, которые очень своевременны для Украины: культурные и семейные ценности, работающий человек, который может себя обеспечить, если создать ему достойные условия.
— То есть задача государства в данном случае — не мешать?
— Не только не мешать, но и правильно направлять. Государство обязано прилагать усилия, чтобы максимально раскрыть потенциал регионов и развивать наиболее перспективные отрасли экономики.
— Кто ваш избиратель? На какие регионы партия "Основа" делает акцент?
— На всю Украину, потому что жить в мире, иметь работу и достойную зарплату хочет каждый украинец. Мы ориентируемся не на какой-то конкретный регион, а на средний класс в целом. По данным социологических опросов, к среднему классу себя причисляют около 42% украинцев. И каждый человек с высшим образованием потенциально является представителем среднего класса. Но для того, чтобы соответствовать этому определению еще и по уровню доходов, человек должен иметь возможность найти достойную работу. И мы хотим, чтобы в стране был приемлемый инвестиционный климат, были рабочие места – не только для физического, но и высокоинтеллектуального труда. Новые рабочие места в секторе малого и среднего бизнеса – это новые возможности для страны. Плюс государственный заказ, в первую очередь – оборонный. Это и есть основа республиканской идеологии.
— За счет чего вы видите увеличение расходов на оборонную отрасль?
— За счет увеличения доходов страны. Действующая власть считает, что нужно больше забирать у населения, а мы — что нужно больше зарабатывать. При этом сильный оборонный сектор – это не только достаточное финансирование, но и эффективность использования средств. К сожалению, эта отрасль в Украине очень медленно трансформируется и все еще представляет собой старую советскую конструкцию. Если бы не коррупционные схемы и вороватые чиновники, все было бы совершенно по-другому. У нас есть колоссальный интеллектуальный потенциал и возможности развития военно-промышленного комплекса. Кроме того, достаточно острый вопрос – ношение оружия. Почему, например, какой-нибудь чиновник сегодня может получить оружие и защищать себя, а обычный гражданин – нет?
— Вы считаете, что это не спровоцирует всплеска применения огнестрельного оружия в быту? Сейчас и так, что не новость – перестрелка.
— В Швейцарии оружие может купить каждый. Разве там есть какие-то проблемы? Главное – неукоснительное соблюдение законов и наличие четких правил.
— Но мы не Швейцария, нам еще не один десяток лет до их социального и экономического уровня, а, соответственно, и готовности общества ответственно относится к оружию.
— Должен быть механизм, предусматривающий наличие барьеров, которые невозможно преодолеть, чтобы незаконно приобрести оружие, не коррупционная, а честная и профессиональная медицинская оценка вменяемости человека. И тогда опасности не будет.
— Вы давно в большой политике. Сколько нужно времени, по вашим оценкам, чтобы новый политический проект вырос в общенациональную партию с достаточным для прохождения в парламент уровнем поддержки?
— Социологические исследования показывают, что более 44% украинцев, которые регулярно голосовали на парламентских выборах, сегодня не поддерживают ни одну из существующих политических партий. В обществе одновременно присутствуют и огромное разочарование, и огромный запрос на политическую силу, которая опирается на здравомыслящих, профессиональных людей с безукоризненной репутацией. Именно такую политическую партию мы строим. Что касается времени, то полгода – вполне достаточно, чтобы проделать серьезную организационную работу.
— До выборов объединяться с другими партиями вы готовы? Такие переговоры возможны?
— Мы ведем постоянный диалог со всеми здоровыми политическими силами и "молодыми" партиями, которые понимают важность консолидации.
— Как Вы считаете, возможен ли в Украине Майдан-3?
— Существует математическая модель оценки рисков социальных протестов. Так вот, вероятность протестов в Украине – 95 из 100. Исследования уровня депрессивности населения также показывают, что он предреволюционный. Трудоспособные украинцы уезжают за границу. И это уже не эмиграция, а эвакуация. Переломить эту ужасающую тенденцию можно, только объединившись на основе четкой и конкретной экономической программы. У нас такая программа есть – доктрина стабильного экономического развития "Украина-2030".
— Вы хорошо знакомы с ситуацией на Донбассе. Как вернуть оккупированные территории? Сколько времени понадобится, чтобы жители Донбасса вернулись к нормальной жизни после оккупации.
— Вопрос: "Когда освободим Донбасс?" нужно задавать президенту Петру Порошенко, который обещал обеспечить мир. К сожалению, на войне научились зарабатывать большие деньги – и не только российские боевики. И этот заработок уменьшает желание закончить войну. А насчет времени: посмотрите, как восстанавливалась жизнь в освобожденном Славянске, например. Не было ни хлеба, ни воды, ни электричества, а люди выживали. Сегодня это мирный и абсолютно украинский город. Но скорее вопреки, а не благодаря действующей власти. К жизни Славянск возвращался в основном силами волонтеров, бизнесменов и просто неравнодушных людей.
— Насколько эффективным и правильным было решение о блокаде Донбасса со стороны Украины?
— Так называемая "блокада Донбасса" — это российский сценарий, от реализации которого выиграли Российская Федерация и боевики. Украина собственными руками освободила для РФ металлургические рынки, на которых Украина была сильнейшим конкурентом россиян. А российская пропаганда получила новый фактаж, чтобы рассказывать жителям оккупированных территорий и международной общественности: "Смотрите, так это Украина своих жителей не защищает, мы вынуждены им помогать, потому что Украина отказалась". Так называемая "блокада Донбасса" фактически легализовала пребывание РФ на оккупированных территориях.
— Вы неоднократно говорили о том, что Валерия Гонтарева должна покинуть пост главы НБУ. Похоже, что это все-таки случится. Какие ошибки допустила глава НБУ, во сколько они обойдутся Украине и как это исправлять?
— Во-первых, Гонтарева перепутала собственный карман с государственным. Во-вторых, забыла, что должна слушать не президента и иностранных консультантов, а украинский народ. В-третьих, Гонтарева ошиблась с выбором места работы, потому что профессионально не отвечала критериям, которым должен соответствовать глава Национального банка.
— Кто сейчас может изменить ситуацию в НБУ?
— Человек, который отвечает трем критериям: профессионализм, патриотизм и порядочность. Уверен, что в стране достаточно людей, которые им соответствуют: Роман Шпек – достойная кандидатура, Александр Шлапак, Владимир Лавренчук, Александр Деркач. Руководителем Нацбанка должен быть человек дела с хорошей репутацией. Ведь не позволяют же управлять самолетом тому, кто не окончил летное училище и не имеет летной практики? Важно, чтобы все-таки экспертная профессиональная среда вместе с нашими западными партнерами, кредиторами, предложила кандидатуру на должность главы Национального банка. Однако эксперты и западные партнеры должны занимать нейтральную позицию в вопросах управления Нацбанком, а руководитель НБУ должен больше думать о своей стране, чем об их интересах.