RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Политика

Украина нанесла удар по аналогу ДНР-ЛНР: есть сразу несколько целей

Киев запретил транзит продовольствия в так называемую ПМР через территорию Украины

Киев запретил транзит продовольствия в так называемую ПМР через территорию Украины Фото: EPA/UPG

Украина фактически запретила транзит продовольственных товаров через свою территорию в так называемую "Приднестровскую Молдавскую Республику". Это стало продолжением политики торговых и других ограничений для непризнанного "государства" (во многом - аналога так называемых ДНР-ЛНР) на территории Молдовы, которое представляет угрозу национальной безопасности Украины. Решение Киева можно объяснить не только этим, но и другими целями - солидарностью со страной, на территории которой есть финансируемое Россией квазигосударство, и желанием предотвратить поворот Кишинева к России и Приднестровью, за который выступает молдавский президент Игорь Додон.

Запрет транзита

Официальный Киев запретил транзит продовольственной продукции в непризнанную "Приднестровскую Молдавскую Республику" (ПМР) через украинскую территорию. Согласно сообщению Госпотребслужбы Украины, с 20 мая транзит разрешен лишь после согласования с Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов Республики Молдова. Таким решением Киев продолжил политику давления на подконтрольный России молдавский регион.

По словам "министра сельского хозяйства и природных ресурсов" Приднестровья Ефимия Коваля, в 2017 году через Украину в Приднестровье доставили более 6 тыс. грузов из 29 стран мира. После введения запрета, боится Коваль, Приднестровье будет платить штрафы за простой прибывших морем грузов на украинской территории, тогда как машины с продовольствием будут попросту разворачивать. И это, убеждают в Тирасполе, не может не отразиться негативно на продовольственном обеспечении Приднестровья, если учесть внешнюю зависимость так называемой ПМР. Почти половина импорта в Приднестровье приходится на Россию. Тогда как экспорта — только 8%. Доля украинского импорта в Приднестровье составляет 11%.

Как сказал "Апострофу" руководитель программы исследования Юго-Восточной Европы центра "Украинская призма" Сергей Герасимчук, решение Украины о запрете транзита необходимо рассматривать в более широком контексте отношений Украины с Молдовой. "Власти" Приднестровья обвиняют Украину в "блокаде" еще с середины прошлого десятилетия.

Однако не стоит верить заявлениям Тирасполя, что это решение поставит под угрозу продовольственную безопасность региона, говорят собеседники издания. Так, по мнению директора Центра исследования проблем гражданского общества Виталия Кулика, решение, безусловно, ударит по полуофициальным местным корпорациям, которые связаны с российским капиталом, но не приведет к коллапсу. А другого способа бороться с контрабандой, источником которой является преступный регион, на данный момент нет.

Украина, по его словам, своими решениями последних лет пытается исключить любые проявления угроз нацбезопасности со стороны Приднестровья. К таким мерам можно отнести усиление контроля Нацгвардией над участком украинско-молдавской границы, остановку транзита военных грузов и грузов двойного назначения в 2015 году для российских военных в Молдове, что "сорвало программу переоснащения российского контингента".

"Украина планомерно использует свои возможности, чтобы дать поддержку Молдове и синхронизировать свои усилия по недопущению эскалации в регионе", — добавил Кулик.

"Я не думаю, что это может стать шагом к примирению [Тирасполя с Кишиневом] или загнать представителей приднестровской стороны в тупик, — прокомментировал Герасимчук. — Это скорее демонстрация Украиной того, что аж так пренебрегать украинской стороной как посредником нельзя. И также приднестровское самопровозглашенное руководство должно осознавать, что в то время, когда на Востоке Украины идет украинско-российская война, когда Крым аннексирован, решение так называемого "президента" Приднестровья, чтобы рядом с их "флагом" поднимался российский триколор, явно не на пользу того, чтобы Украина относилась к Приднестровью нейтрально".

От России же в этом случае вряд ли стоит ожидать чего-то большего, чем продолжения традиционной риторики, потому что Москва и Тирасполь регулярно обвиняют Украину в провокациях, предвзятости и ставят под вопрос ее роль посредника в формате мирного урегулирования 5+2 (Кишинев и Тирасполь принимают в нем участие как стороны конфликта; спецпредставители ОБСЕ, Украины, России – как посредники, ЕС и США – как наблюдатели). Но все в конечном итоге остается на уровне риторики.

Приднестровье и безопасность

В Приднестровье еще с 1990-х располагаются российские "миротворческие силы" и военнослужащие оперативной группировки российских войск, которые охраняют склады с вооружениями — в целом более 1,5 тыс. человек. Кишинев и международное сообщество в лице, например, ОБСЕ и НАТО, неоднократно требовали от Москвы вывода ее армии с молдавской территории. Однако российская Госдума не ратифицировала международные соглашения, предусматривавшие вывод войск.

2 мая Конституционный суд Молдовы признал пребывание российских (как и любых других иностранных) войск на левом берегу Днестра неконституционным и постановил, что 11% территории страны оккупированы Россией. В мае президент Молдовы Игорь Додон, известный своей пророссийской риторикой, заявил, что после окончательного урегулирования приднестровского конфликта российские войска должны быть выведены из страны, поскольку Молдова является нейтральным государством.

Для прекращения действия мирного соглашения от 1992 года, определяющего роль российских военных, Кишинев еще должен выйти из него в одностороннем порядке или расторгнуть по взаимному согласию с Россией. Однако, поскольку соглашение носит название договора о прекращении огня, пока Кишинев не может себе позволить разорвать его по своей инициативе из-за имиджевых потерь, полагает Герасимчук. Тем более, что и так есть решение ОБСЕ, согласно которому Россия обязана вывести свои войска. Вдобавок, за более чем 20 лет конфликта установился статус-кво. "Все стороны понимают, что ничего лучше придумать нельзя. Особенно в свете последних событий в Украине, Карабахе. В Республике Молдова действительно замороженный конфликт", — объяснил заместитель главы правления "Украинской призмы".

Украина заняла общую с Кишиневом позицию относительно располагающихся в ПМР российских войск. Киев ранее подчеркивал, что российские войска должны покинуть молдавскую территорию, а заменить их должны участники международного миротворческого контингента. Лишним будет объяснять, почему Приднестровье представляет опасность для Украины. К примеру, перед празднованием 9 мая украинские пограничники в Одесской области не пропустили в страну гражданина Молдовы с военным билетом и "паспортом" Приднестровья. Его заподозрили в планах устроить провокации на украинской территории. У Украины с непризнанной республикой общая граница в 140 км. Ровно два года назад Киев вышел из пяти договоров с РФ, обеспечивавших функционирование российского военного контингента в Приднестровье.

Урегулирование конфликта

Украина принимает участие в мирном формате 5+2. Но последняя такая встреча состоялась почти год назад, в июне 2016 года в Берлине, и многие специалисты пессимистично оценивают перспективы урегулирования. Напряжение между Кишиневом и Тирасполем не спадает. Не улучшило ситуацию и избрание президентом Молдовы кандидата от социалистов Игоря Додона, который во многом подыгрывает Москве, выступая за предоставление Приднестровью особого статуса. Вдобавок Вадим Красносельский, избранный "президентом республики" полгода назад, утверждает, что не готов вести переговоры об урегулировании, обсуждая статус региона в составе объединенной Молдовы.

Тирасполь беспокоят планы Молдовы и Украины о совместном контроле над приднестровской частью украинско-молдавской границы — для начала его хотят установить на КПП "Кучурган-Первомайск", а всего таких КПП должно быть 13. Соответствующая договоренность была достигнута во время февральского визита премьера Молдовы Павла Филипа в Киев. По подсчетам приднестровских чиновников, это нанесет экономике непризнанной республики ущерб в $38 млн.

С точки зрения Тирасполя, говорит Герасимчук, эти решения Украины и Молдовы, а также сопутствующие проблемы, должны были бы стать поводом активизировать переговоры в формате 5+2 и пойти на какие-то уступки, если бы приднестровцы мыслили рационально. Однако самостоятельность руководства Приднестровья по-прежнему под вопросом. "Следовательно, нам следует ожидать реакции России: готова ли Москва вступить в торг, в том числе по приднестровскому вопросу, со странами Запада, с Украиной, и насколько конструктивной может быть ее позиция", — сказал Герасимчук.

Кулик также отмечает, что нынешнему "президенту" Приднестровья будет крайне сложно доказать, что непризнанная республика не представляет угрозы для Украины и не управляется из Москвы ее куратором от Кремля, вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

В ответ на заявление "министра иностранных дел" ПМР Виталия Игнатьева, что Тирасполь может обратиться к РФ с просьбой обеспечить безопасность на совместных украинско-молдавских КПП, народный депутат от БПП, член комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Ирина Фриз написала на своей странице в Facebook, что Украина может и вовсе закрыть эти пункты. В случае же появления вблизи украинской границы российских военных, будет рассматриваться и полное закрытие границы до восстановления территориальной целостности Молдовы. По словам Фриз, Украина оставляет за собой право использовать любые невоенные методы для минимизации рисков, которые исходят от Приднестровья, ведь оттуда подготовленные российскими специалистами люди отправляются на Донбасс.

За восстановление мирного переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем выступает даже Россия. Не секрет, что Москва, ранее неоднократно выслушивавшая просьбы представителей так называемой ПМР о включении региона в состав РФ, делает ставку на его интеграцию в состав Молдовы, только на выгодных для себя условиях.

Украине же невыгодно брать на себя роль спонсора урегулирования приднестровского конфликта и объединения или реинтеграции Молдовы, уверен Виталий Кулик: "На данный момент это приведет к фактическому перекраиванию электоральной карты Молдовы. Учитывая победу пророссийского кандидата в президенты Додона и его попытки изменить избирательную систему, политическую карту за счет голосов приднестровцев, это может иметь негативные для Украины последствия".

"Это решение о запрете транзита направлено не только на Россию, которая удерживает там свой контингент, или марионеточное руководство Приднестровья, но и на власти Молдовы, — сказал "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко. — Это может быть попыткой помешать тому, чтобы Молдова заняла более лояльную к Кремлю позицию. Учитывая, что Игорь Додон склонен к уступкам по отношению и к России, и к Приднестровью".

Читайте также