6 июня правительство Польши подписало меморандум с правительством США о поставках противоракетных систем Patriot. Подписание документа состоялось во время визита в Польшу американского президента Дональда Трампа. Почему Польша заслужила это оружие, которое будет ответом на агрессию РФ, в частности, ее ракеты в Калининграде и Крыму, и почему Варшава способна стать лидером в противостоянии с Россией, объединив вокруг себя страны Восточной Европы, в блиц-интервью "Апострофу" рассказал лидер российской оппозиционной политической партии "Западный Выбор" Константин Боровой.
- Это вооружение поможет Польше, или это больше политическое решение, демонстрирующее поддержку?
- К сожалению, на примере Украины мы видим, что это не психологическая или информационная война. Она включает в себя и стадию такой горячей войны. От нее и хотят защититься поляки, зная, что традиционно Россия представляла опасность для независимости Польши, столетиями.
Кроме того, возможно создание конфликтов на территории стран Балтии. В Эстонии, где уже был конфликт, когда переносили памятник солдату (В 2007 году в Таллинне был демонтирован и перенесен из центра города на военное кладбище памятник советскому солдату-освободителю. Событие сопровождалось массовыми беспорядками, - "Апостроф"). В Латвии есть традиционно поддерживаемая Россией точка нестабильности - Латгальский район (регион на востоке Латвии, – "Апостроф"), где жители откровенно и открыто ожидают танки Путина.
- Как польские Patriot повлияют на ситуацию в странах Балтии, смогут ли они снизить градус напряженности?
- Эту напряженность создавали не поляки и не американцы. Недаром президент США Дональд Трамп в Польше говорил, что Россия создает напряженность в этом регионе. Задача поставок вооружения - не снизить напряженность, а повысить безопасность не только в Польше, а и в Европе вообще. Шутя или серьезно, вопрос о возможном наступлении на страны Европы постоянно понимается в пропагандистской кампании.
Если бы у Украины были эти средства защиты, то сейчас была бы совершенно другая ситуация, и мы не думали бы о том, как защитить Украину от уже давно начавшейся агрессии.
- Может ли после этого Украина рассчитывать на вооружения?
- В случае с Украиной, конфликт уже начался. Украина делает очень мало для того, чтобы прекратить или изменить ход конфликта. К сожалению, это видно из России и Соединенных Штатов. Украина очень осторожно, дипломатично себя ведет. Это связано с обязательствами перед европейцами и другими проблемами. До тех пор, пока Украина не будет себя реально защищать, помогать ей нет смысла.
- Какой, по вашему мнению, может быть реакция России на эти поставки оружия? Скорее всего без истерии не обойдется?
- Наверняка будет пропагандистская атака, наверняка будут использованы кибервойска, которые создали недавно. Наверняка будут очень грозные заявления министерства обороны. В сегодняшних условиях Россия, которая обеспечивает современные средства защиты и нападения обычным воровством микросхем на рынке Соединенных Штатов, не в состоянии конкурировать в области вооружения. Это ничем, кроме заявлений, закончиться не может.
Путин очень долго создавал поводы для переговоров, создавал напряженность там, где она ему не нужна. Напряженность ради напряженности. Два десятка Patriot большого значения не имеют, но как ответ на размещение С-300 и С-400 в Калининграде, как ответ на возможное размещение ракетных установок в Крыму, по-моему, очень правильное решение.
- Вы считаете, что того количества противоракетных систем Patriot, которое поставят, не хватит, чтобы изменить ход реального вооруженного конфликта?
- Нет. Это символическое, безусловно, оружие. В таком количестве - это на один-два дня боевых действий.
- Польша стремится стать геополитическим центром Восточной Европы. Как этот, безусловно, значимый успех повлияет на ее амбиции?
- Всей своей историей Польша заслужила позицию лидера в противостоянии с Россией. Просто раньше потребности в таком лидере не было - все решали эти вопросы автономно. Страны Балтии, Украина, Молдова, Грузия. Сегодня, когда Россия угрожает не каждой отдельной стране, а Восточной и Центральной Европе, эта консолидирующая функция очень важна.
Польша, в отличие от центральноевропейских стран, очень давно подымает вопрос об опасности России. Еще до начала конфликта РФ с Украиной Польша говорила об этом. В том смысле поляки оказались, к сожалению, правы.
В свое время я проводил интервью с (первым председателем "Восстановленного Сейма" Литвы, - "Апостроф") Витаутасом Ландсбергисом, и обсуждали вопрос о том, что такие алармистские заявления исходят из стран Балтии и Польши. А страны Центральной Европы - Германия, Франция - на Совете Европы, например, занимались тем, что постоянно успокаивали страны Восточной Европы. Но они оказались правы.
Прозвище "инвалиды коммунизма", которое французы и немцы применяли по отношению к прибалтам, полякам, украинцам, в какой-то степени правдиво. Это страны, которые в наибольшей степени пострадали от коммунизма, страны, пережившие ужасные катастрофы глобального масштаба. Украина - Голодомор, Польша - Катынь, оккупацию, страны Балтии - депортацию и оккупацию. Достаточно зайти в музеи оккупации в Эстонии, Литве, чтобы это все вспомнить. Эти страны заслужили право быть экспертами в вопросах взаимоотношений с Россией. Самое главное - они оказываются всегда правы, самые худшие их предположения, которые сначала кажутся бредом сумасшедшего - оккупация Украины, Грузии, еще не произошедшая оккупация Латвии. Все это оказывается реальностью, если никакие меры по защите от этой агрессии не предпринимаются.
Мы находимся в самом начале этапа развала постсоветской империи, этапа, на котором сама империя опасна и агрессивна. Ее распад происходит, как распад всякой другой империи, происходит различным тяжелыми эксцессами, которые квалифицируются как преступления против человечности, военные преступления в Украине, Сирии, Грузии.