Заявление российского президента Владимира Путина о необходимости привлечения миротворцев на Донбасс является попыткой Кремля придать агрессии в Украине статус "внутреннего конфликта" и при этом не выводить войска РФ из ОРДЛО. Об этом в интервью "Апострофу" заявил российский оппозиционный политик КОНСТАНТИН БОРОВОЙ. Также он считает предложение главы Кремля оскорбительным и раскрыл, в чем заключается основная хитрость Путина.
- Чем обоснованы заявления Путина о миротворцах на Донбассе?
- Цель Путина – зафиксировать агрессию, назвав ее внутренним конфликтом, и придать этой агрессии статус внутриукраинского конфликта без вывода российских войск с территории Украины. План, который он предложил, предполагает фиксирование миротворцев только по внутренней границе в Украине (по линии разграничения с оккупированными территориями, - "Апостроф"). Но при этом Путин не предлагает изолировать этот участок от России, с территории которой происходит агрессия. То есть, это в чистом виде попытка придать агрессии статус внутреннего конфликта с помощью миротворческих сил ООН.
Собственно, предложение Путина я считаю оскорбительным, потому что оно сделано в предположении, что вокруг одни идиоты, которые не заметят маленькой подлой хитрости самого Путина.
- Запад неоднозначно встретил предложение Путина. Пойдет ли Европа на такой шаг или они будут давить на то, чтобы миротворцы стояли у границ России?
- Это же не европейская проблема, а обращение к ООН. С одной стороны, это, конечно же, пропагандистский ход – это и обращение к европейцам, и попытка снизить давление в связи с санкциями и возможным усилением санкций. Но это обращение к ООН.
Мне кажется, что украинская сторона очень хорошо понимает предложение Путина, как фактическое предложение легализовать агрессию со стороны России и придать ей статус, который уже существует в разных формах в Абхазии, Приднестровье – обычная агрессия, которая называется миротворческой операцией.
- Удастся ли Кремлю добиться своего?
- Во многом это зависит от Украины. Никакие предложения России, если их не поддержит Украина, невозможны. К сожалению, некоторая слабость Украины уже позволила России, благодаря Минску-1, Минску-2, фактору обычной военной агрессии придать статус международного конфликта. Но я надеюсь, что в этот раз Украину обмануть не удастся.
Европейцы же не могут принимать решения за Украину. Решения в начале переговоров с Россией по поводу агрессии принимала Украина, в первую очередь. И если в этот раз Украина не будет идти на поводу у агрессора, то европейцы поддержат такую инициативу только тогда, когда Украина сама выскажется по этому поводу. Никто Украину заставлять не сможет, не будет и нет таких возможностей.
- Сейчас привлечение миротворцев на Донбасс должна предлагать исключительно Украина?
- Путин пытается закрепить, заморозить результаты агрессии с помощью так называемых "миротворцев", которые будут охранять результаты агрессии от Украины. Фактически это и предлагает Путин. Защита от Украины – не от России. Если бы пошла речь о контроле над границей со стороны украинских таможенников и пограничников, международных сил, то была бы хоть видимость миротворческой операции. А в данном случае речь идет об операции по сохранению и защите завоеваний России в Украине.
- Украина на это не пойдет, и чего ждать?
- Украина на это не пойдет – я надеюсь на это. Но остается пропагандистский эффект, который, собственно, только и нужен Путину – о том, что он миротворец. И сейчас этот пропагандистский эффект очень громко распространяется и делается для того, чтобы снизить давление на Россию, создать возможность по снятию или, хотя бы, нерасширению санкций, потому что следующий этап всеобъемлющих санкций может быть значительно более болезненным, чем те секторальные санкции, которые введены сейчас.
- В США выражают поддержку Украине, заявляя, что предложение Путина – это провокации. Сможет ли Америка додавить Путина в этом вопросе?
- Госдепартамент, безусловно, будет анализировать предложение Путина. Но эти предложения не мировому сообществу – да, в пропагандистском смысле они адресованы мировому сообществу, а в практическом плане они адресованы только Украине. Если Украина четко сформулирует свою позицию и не поддержит инициативы агрессора, то никаких перспектив, кроме пропагандистских, у этого плана нет.
Безусловно, Путин будет пытаться представить в качестве миротворческой инициативы новую позицию Кремля. Хотя ничего нового там нет. В Абхазии стоят так называемые "миротворческие войска", которые охраняют бандитский режим. В Приднестровье стоят так называемые "миротворческие войска", которые охраняют тот же бандитский режим от Молдовы. Такая же ситуация в Южной Осетии. Ничего нового. Путин может называть эти введенные войска миротворческими, но от этого суть агрессии не меняется.
- Путин также заявил, что если США предоставят Украине летальное оборонительные оружие, то возможны новые зоны конфликтов. Что стоит за этим заявлением?
- Я думаю, что Путин блефует. Он понимает, что Украина, обладающая оружием, которое позволит ей защитить себя – это меняет ситуацию в регионе. И не только на востоке Украины, но, возможно, и в Крыму. Понятно, что произошедшее в свое время в Дебальцево было бы невозможно, если бы у Украины в свое время было оружие (имеется в виду американское оружие, - "Апостроф") и была армия (в начале российской агрессии, - "Апостроф").
- Как вы считаете, когда войска Путина уйдут с Донбасса?
- Никаких внешних сил для разрешения конфликта, никаких мартышек, которые будут таскать каштаны из огня для Украины, не будет. Пока Украина сама не примет решение прекратить этот конфликт, никто за вас решать не будет. Эти территории будут освобождены от бандитов только тогда, когда Украина примет такое решение и будет защищать своих граждан на своей территории. А когда Украина это сделает – вопрос к руководству страны.