В Верховной Раде не могут определиться, что делать с электронным декларированием для антикоррупционных организаций и наблюдательных советов государственных компаний, которое, вопреки общественному сопротивлению, ввели еще в прошлом году. Одни депутаты призывают отменить такую норму для активистов, другие – отсрочить. Однако есть риск, что декларирование для активистов "под шумок" оставят. И все, кто имеет отношение к западным грантам, а также члены набсоветов будут обязаны уже с 1 апреля подавать финансовые отчеты. В ситуации разбирался "Апостроф".
Спохватились
В марте 2017 года Верховная Рада внесла изменения в закон "О предотвращении коррупции", обязав подавать электронные декларации не только чиновников, но и общественных активистов, граждан, которые "привлекаются к осуществлению мероприятий, связанных с предотвращением, противодействием коррупции", а также членов наблюдательных советов госкомпаний.
Тогда подобные действия власти были негативно восприняты как в среде активистов, так и на международном уровне. Принятый законопроект осудили в Евросоюзе и в международной правозащитной организации Amnesty International. После шквала критики президент Петр Порошенко даже созвал встречу с представителями общественных организаций, на которой сообщил, что все же подпишет закон из-за необходимости учета интересов военнослужащих, но призвал создать рабочую группу для согласования изменений к документу.
В Администрации президента разработали законопроекты №6674 и №6675 "О внесении изменений в Налоговый кодекс" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению открытости для общества информации о финансировании деятельности общественных объединений и использования международной технической помощи", которые летом 2017 года были внесены в Верховную Раду. В этих проектах предлагается обязать общественные объединения, годовой доход которых превышает 300 прожиточных минимумов (порядка 530 тысяч грн), ежегодно обнародовать финансовый отчет о деятельности. В случае невыполнения этого требования предлагается исключать такие организации из Реестра неприбыльных учреждений и организаций. То есть фактически президентские проекты законов подразумевают сохранение контроля над активистами.
В марте прошлого года был внесен еще один законопроект на эту тему (№6271), среди авторов которого лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко, нардеп от "Самопомочи" Елена Сотник и "фронтовик" Леонид Емец. Согласно ему, декларирование для активистов исключается полностью. Именно на этом варианте и настаивают общественные организации.
Однако до сих пор у депутатов так и не дошли руки до рассмотрения этих документов. Спохватились во власти только сейчас, ведь если до конца текущей пленарной недели не внести изменения в законодательство, то общественники и набсоветы будут обязаны подать декларации до 1 апреля. А это еще больше усилит гнев западных партнеров. Страны "большой семерки" уже призвали украинский парламент отменить декларирование для общественников в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.
"Требования по е-декларированию для антикоррупционных активистов и международных членов наблюдательных советов государственных компаний не соответствуют международным обязательствам Украины и лучшим практикам, негативно влияют на международную помощь и препятствуют борьбе с коррупцией", - говорилось в заявлении.
Хотя официально в провластном большинстве выступают за отмену декларирования, в повестке дня законопроекты стоят в конце пленарного дня - на четверг, 22 марта. А это означает, что на них попросту может не хватить времени.
"Они стоят в непроходной части, и маловероятно, что они будут передвинуты куда-то вверх. Скорее всего, именно этим будет прикрываться БПП, говоря о том, что в повестке дня это стоит, но в конце концов могут не рассмотреть вопрос", - сказала в комментарии "Апострофу" нардеп Елена Сотник.
По мнению депутата, через обязательное е-декларирование власть хочет заполучить дополнительный инструмент влияния на активистов.
"Гражданское общество имеет почти самый высокий показатель доверия, особенно антикоррупционные активисты. А политики – один из самых маленьких. Это, с одной стороны, месть активистам, с другой – это четкий инструмент, ведь как только появится информация об активах, этим можно манипулировать, можно дискредитировать любого человека. Также это механизм влияния, это убивает историю независимых членов наблюдательных советов, потому что большинство из них скажет: "Зачем мне это надо? Я пришел работать на государство, помочь – и что получаю?" Вопрос же в их безопасности. Очень многие из этих людей могут просто развернуться и уйти", - считает Сотник.
Тем не менее в обеих фракциях коалиции – в "Блоке Петра Порошенко" и "Народном фронте" – публично декларируют свою готовность голосовать за отмену отчетности для антикоррупционных активистов. "Если будет в повестке дня, то мы будем голосовать. Мы против электронного декларирования для активистов", - ответил на вопрос "Апострофа" глава фракции НФ Максим Бурбак.
Сценарий Банковой
В БПП тем временем предлагают в случае провала голосования в четверг продлить срок подачи деклараций. "Мы хотим голосовать законопроект №7574, но если будут проблемы, то пролонгируем на три месяца. Мы выступаем за голосование, а другие фракции настроены не так оптимистично, скажем так", - заявил "Апострофу" собеседник в пропрезидентской фракции.
Еще один нардеп из БПП сообщил об еще одном варианте развития событий. "Мы уже подстраховались. Мы можем пролонгировать на год, а за этот год прописать нормальное законодательство. Есть даже альтернативный законопроект Сергея Лещенко об этом. Но настроены мы голосовать в четверг за то, что уже есть", - сообщил источник, близкий к руководству фракции.
Сам же Сергей Лещенко уверен, что Банковая уже определилась со сценарием – принять законопроект об отсрочке декларирования на три месяца.
"То есть завтра на голосование в зале поставят законопроекты, провалят их, Порошенко разведет руками и скажет, мол, видите же, какой непослушный парламент, я очень хотел отменить декларирование, но эти депутаты потеряли страх, и ничего не вышло, - поясняет "Апострофу" депутат. – Потом глава фракции БПП Артур Герасимов внесет законопроект об отсрочке декларирования на три месяца. Но тут для него ловушка: я уже внес законопроект об отсрочке декларирования на один год, чтобы за этот год можно было принять цивилизованные правила игры. Поэтому Герасимов будет подавать только альтернативный моему законопроект, а я буду выступать с требованием принять мой закон, чтобы на этот год отменить декларирование, перевести на следующий, а за год прописать нормальную процедуру, которая бы удовлетворила европейские институции, Венецианскую комиссию и отвечала бы требованиям здравого смысла".
Очевидную неразбериху, царящую во многих фракциях парламента, пояснял "Апострофу" один из нардепов от БПП: "Был сценарий, что личное декларирование не нужно, а только отчетность о грантах. Потом переигралось. Потому решать окончательно на фракции позицию будут либо вечером в среду, либо уже в четверг утром".
Но, видимо, все окончательно решилось именно в среду вечером, так как на комитете по противодействию коррупции депутаты решили рекомендовать Верховной Раде голосовать за законопроект №8120-1 авторства главы фракции БПП Артура Герасимова, который был зарегистрирован и внесен в Раду только 21 марта.
Документом предлагается отсрочить подачу деклараций представителями антикоррупционных организаций до 1 апреля 2018 года. Таким образом, у депутатов будет возможность доработать законодательство в этом вопросе. По мнению Герасимова, именно этот законопроект, являющийся альтернативным, депутаты должны поддержать четверг в сессионном зале.
Политолог Петр Олещук называет такое поведение власти "мелочной и примитивной позицией", ведь попытка ввести подобный механизм давления на общественных активистов уже вызвала серьезные нарекания со стороны партнеров на Западе.
"Власть понимает все разрушительное влияние на ее политические рейтинги перманентных коррупционных скандалов. Запад может в этом вопросе давить сильнее, но я думаю, что они пока еще не определились с методами и, самое главное, с "красной линией", до которой они могут давить на Украину", - пояснил он "Апострофу".
По словам эксперта, тот факт, что еще полтора-два года назад украинская власть следовала рекомендациям западных партнеров, а теперь в вопросах декларирования доходов антикоррупционеров сделала вид, что ничего не слышит, объясняется тем, что Запад требует очень неудобных для политиков вещей.
"Например, когда Запад требовал каким-то образом сбалансировать Пенсионный фонд, речь шла о доходах пенсионеров, но никто не видел особых причин этому противиться, поскольку фундаментальные интересы элит не затрагивались. Но сейчас речь идет именно о фундаментальных интересах элит, - говорит Олещук. – Если бы Запад потребовал, например, повысить пенсионный возраст, это, конечно, были бы неприятные электоральные моменты для власти, но договориться можно. А когда речь коснулась базовых интересов элит, тут уже ни на какие уступки никто идти не хочет. Если использовать аналогию из известного советского фильма: кто-то просто путает собственную шерсть с государственной и выдает свои личные интересы за государственные".