"Крымчан лишат украинского гражданства"– такими заголовками пестрели российские СМИ после предложенных президентом Украины изменений к закону "О гражданстве", которые касаются жителей Крыма с двойным гражданством. Хотя президентский законопроект вовсе не предлагает забирать украинские паспорта у всех крымчан поголовно, судьба их гражданства все равно неясна. В чем же суть предложений и кто может официально перестать быть гражданином Украины в Крыму, разбирался "Апостроф".
Президент Петр Порошенко 19 апреля зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №8297 "О внесении изменений в закон Украины "О гражданстве Украины" относительно усовершенствования отдельных положений", обозначив его как неотложный. По мнению юристов Администрации президента, в последнее время институт гражданства часто используется для решения целей, не совместимых с интересами национальной безопасности Украины. А введение безвизового режима с Европейским союзом активизировало деятельность в стране организаторов каналов нелегальной миграции, которые рассматривают Украину как транзитную территорию на пути в страны ЕС. Именно поэтому решили предложить изменения в законодательство, которые бы защитили институт гражданства в государстве.
Законопроект №8297 предлагает определить круг лиц, которые могут получить украинское гражданство по признаку территориального происхождения, установить основания для отказа в получении гражданства и его потери, а также обозначить, при каких условиях жителей Крыма можно лишить украинского гражданства. Последний пункт и вызвал наибольшие споры.
По сути, у президента предлагают ввести два понятия – недобровольное и добровольное приобретение российского гражданства в Крыму. В первом случае крымчанам не стоит волноваться, потому что оккупационные администрации вынудили их принять гражданство РФ. Но если есть доказательства органов иностранного государства, что эти жители полуострова участвовали в выборах или, например, служили в российской армии, Украина может автоматически забрать у них гражданство.
В теории законопроект разделяет случаи добровольного и недобровольного приобретения гражданства. Но на практике неясны механизмы, каким образом миграционная служба сможет определить, кто имеет право оставаться украинским гражданином, а кто нет.
Еще большей путаницы в эту историю привнесла нардеп от "Блока Петра Порошенко", представитель президента в парламенте Ирина Луценко, которая заявила, что предлагаемая норма все-таки не будет касаться тех, кто участвовал в выборах в Крыму, служил в российской армии или же получил паспорт РФ не по своей воле. А вот если по своей – придется забыть о гражданстве Украины. Каким образом этот процесс будет регулироваться, она не уточнила.
"Этот законопроект – один большой подводный камень, - говорит в комментариях "Апострофу" юрист Украинской Хельсинской группы по правам человека Анна Рассамахина. – Обычно я могу понять логику действия тех или иных проектов законов. Тут же я пребываю в растерянности. Пока мне кажется, что основная цель документа – это поднять цунами в информационном пространстве".
Юрист уверена, что данные нормы ни в коем случае не могут быть применены к Крыму, потому что подтвердить наличие российского гражданство у жителей полуострова, их участие в выборах или прохождение службы в российской армии можно, только получив документы оккупационной власти. "Но по закону мы не можем признавать любые подобные документы", - отмечает Рассамахина, ссылаясь на норму закона "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины".
Так, в пункте 2 статьи 9 вышеупомянутого закона говорится, что любой документ, выданный органами оккупационной власти, является недействительным и не создает правовых последствий. А в пункте 4 той же статьи указывается, что устанавливать связи с незаконными органами или должностными лицами на временно оккупированной территории можно исключительно для обеспечения национальных интересов, прав и свобод украинских граждан или восстановления в неподконтрольных районах конституционного строя Украины. Но ничего не говорится о намерениях отслеживать, кто и каким образом в Крыму получил российское гражданство.
"Нельзя узнать спустя годы, добровольно или недобровольно было получено гражданство", - акцентирует внимание Рассамахина.
Довольно странной формулировкой в президентском законопроекте озабочены и представители крымских татар. Нардеп от БПП и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров напоминает: законодательством Украины определено, что принудительное автоматическое приобретение гражданства Российской Федерации не является основанием для потери украинского.
"Если крымчане и ходили на выборы, то мы можем только догадываться, с какими запугиваниями и психологическим давлением это происходило. Или, например, молодого человека призвали в российскую армию, что для них является обязательным. У него есть два выхода: или идти в тюрьму, отказываясь служить в армии, или все-таки выполнить требование оккупационной власти. Поэтому эту норму о гражданстве на оккупированных территориях будет сложно реализовать", - озвучил свою позицию в комментарии "Апострофу" глава Меджлиса.
При этом Чубаров предлагает не отказываться от этой нормы совсем, а прописать ее иначе, чтобы задействовать тогда, когда граждане Украины добровольно получают гражданство другого государства, сохраняя украинское, и потом совершают поступки относительно законодательства этого государства.
Депутат от "Батькивщины" Игорь Луценко прогнозирует еще одну масштабную катастрофу в случае принятия данных изменений в текущей редакции. "Госслужащие в Крыму, которые перешли на сторону России, сейчас обвиняются в госизмене. Против них открыты уголовные дела, и свободно приехать в Украину они не могут, иначе их тут задержат. Но если мы на законодательном уровне лишим их украинского гражданства, то привлечь к уголовной ответственности по госизмене мы их уже не сможем, потому что они будут представителями иностранного государства", - пояснил он "Апострофу".
Таким образом украинская власть сможет только облегчить жизнь коллаборантам в Крыму, которые будут освобождены от ответственности за содействие оккупантам и даже смогут свободно передвигаться по Украине.
На данный момент изменения в закон "О гражданстве" находятся в парламентском комитете по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. Детально их еще не анализировали. Ближайшее заседания комитета, на котором рассмотрят проект закона, как стало известно "Апострофу", состоится 16 мая.
Рефат Чубаров убежден, что документ удастся доработать: это ему пообещали в Администрации президента. "Я говорил с некоторыми представителями АП, они соглашаются, что эти нормы неудачно выписаны, и готовы с комитетами доработать", - сообщил он "Апострофу".
Теперь все зависит от наличия политической воли и способности законодателей прописать нормы таким образом, чтобы они были юридически правильным и соответствовали интересам Украины.